Дело №12-141/2020
РЕШЕНРР•
Резолютивная часть оглашена 22 октября 2020 года
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2020 года
город Лениногорск Республика Татарстан
Лениногорский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Республики Татарстан РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Компанийцевой Рђ.Рќ., РїСЂРё ведении протокола секретарем судебного заседания Равиловой Р .Рђ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу Общества СЃ ограниченной ответственностью «Виктория» РЅР° постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан РІ области охраны окружающей среды Р¤РРћ1 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 РљРѕРђРџ Р Р¤,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Директор общества СЃ ограниченной ответственностью «Виктория» Владимирова Р.Р’. обратилась СЃ жалобой РЅР° постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан РІ области охраны окружающей среды Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии Рё природных ресурсов Р Рў Р¤РРћ1 в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, которым РћРћРћ «Виктория» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё ему назначено наказание РІ РІРёРґРµ предупреждения.
ООО «Виктория» считает вынесенное постановление неправомерным, указав в обоснование своих доводов, что данное постановление вынесено незаконно в связи с отсутствием события административного правонарушения, под которым подразумевается реальный факт совершения обществом деяния (действия, бездействия), запрещённого нормой КоАП РФ. Обществом не были нарушены требования вменяемого административного правонарушения, так как отсутствует само событие административного правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ: ООО «Виктория» при эксплуатации зданий, строений, сооружений не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «Гринта» на 2020 год. Однако данный вывод не соответствует действительности.
Часть 4 статьи 24.7 Федерального закона РѕС‚ 24 РёСЋРЅСЏ 1998 РіРѕРґР° в„– 89-ФЗ «Об отходах производства Рё потребления» обязывает собственника коммунальных отходов заключить РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° оказание услуг РїРѕ обращению СЃ твердыми коммунальными отходами, РЅРѕ частью 5 той Р¶Рµ статьи установлено, что РґРѕРіРѕРІРѕСЂ заключается РЅРѕ правилам, утвержденным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Обязанность РїРѕ заключению таких РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ реализуется собственником автоматически, согласно пункту 8(17) Постановления Правительства Р Р¤ РѕС‚ 12.11.2016N 1156 "РћР± обращении СЃ твердыми коммунальными отходами Рё внесении изменения РІ постановление Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 25 августа 2008 Рі. N 641" (вместе СЃ "Правилами обращения СЃ твердыми коммунальными отходами"), согласно которому РІ случае если потребитель РЅРµ направил региональному оператору заявку потребителя Рё документы РІ соответствии СЃ пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил РІ указанный СЃСЂРѕРє, РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° оказание услуг РїРѕ обращению СЃ твердыми коммунальными отходами считается заключенным РЅР° условиях типового РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рё вступившим РІ силу РЅР° 16-Р№ рабочий день после размещения региональным оператором предложения Рѕ заключении указанного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° своем официальном сайте РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет", Р° получение бумажного экземпляра РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рё разрешение, каких либо разногласий регулируется пунктами 8(4)-8(16). Поэтому полагает, что представленный РІ материалы дела РґРѕРіРѕРІРѕСЂ <данные изъяты> фактически заключен <данные изъяты> Р’ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ указана только РѕРґРЅР° дата его заключения <данные изъяты>
Стороны договора поставили подписи именно под этой датой. Другие даты в договоре не указаны, поэтому вывод административного органа о том, что на дату ДД.ММ.ГГГГ договор не заключен, не соответствует действительности. Также материалами дела подтверждается, что меры для заключения договора начали приниматься обществом с ДД.ММ.ГГГГ. Обо всем вышеизложенном административному органу сообщалось в многочисленных ходатайствах и пояснениях, но ни одно из них не было рассмотрено.
Пояснения в обжалуемом постановлении не приведены и не оценены, а заявленные ходатайства не рассмотрены.
Так же административным органом не принято во внимание, что пунктом 3 статьи 1 Федерального Закона от 17 июня 2019 года №141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений» статья 8.2 изложена в новой редакции. Новая редакция изменила субъекты ответственности. В отличие от ранее действовавшей редакции они были разделены и уточнены. Так, руководствуясь ранее действующей редакцией, Верховный суд РФ в своем Постановлении от 18 мая №305-АД 14-8712 пришел к выводу, что субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами не ограничивается только лицами, специализирующимся на деятельности по обращению с отходами.
При такой редакции статьи 8.2 КоАП РФ у административного органа имелись правовые основания привлекать лиц к административной ответственности в случае отсутствия договора с региональным оператором на услуги по обращению с ТКО. Но новой редакцией установлено, что субъекты ответственности части 1 статьи 8.2 это лица, несоблюдающие требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Текст статьи, предусматривающий ответственность субъектов, осуществляющих иное обращение с отходами, в новой редакции в части 1 отсутствует.
Так, к примеру, при несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления ответственность предусмотрена частью 4 статьи 8.2 Кодекса. Частями 7-12 субъектами выступают определенные лица, при чем так же не всегда те у кого образуются отходы. Таким образом, законодатель разделил субъекты ответственности, конкретизировал объект правонарушения, и его субъект.
Согласно понятиям, изложенным в статье 1 Федерального Закона от 24 июня 1998года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), изйлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); ни одним из вышеприведенных видов деятельности общество не занимается, и как следует из протокола вменяемое обществу правонарушение совершено при эксплуатации зданий, строений, сооружений, а не при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Рменно эти обстоятельства: СЃР±РѕСЂ или накопление или транспортирование или обработка или утилизация или обезвреживание отходов производства Рё потребления дают право возбуждать дело РѕР± административном правонарушении частью 1 статьи 8.2 РљРѕРђРџ Р Р¤, РЅРѕ РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· этих обстоятельств РЅРµ установлено, Рё РІ протоколе РЅРµ указано. РЎ вступлением РІ силу РЅРѕРІРѕР№ редакции статьи 8.2 Кодекса РёР· Федерального законодательства исключена ответственность Р·Р° отсутствие РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ региональным оператором РЅР° услуги обращения СЃ РўРљРћ.
В силу ч. 1 ст. 24.5 и ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ полагает, что имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Просит суд постановление старшего государственною инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Юго-восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Р’ судебном заседании представитель РћРћРћ «Виктория» - Владимирова Р.Р’. РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы поддержала, дала пояснения согласно поданной жалобе, дополнительно РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что фактически РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, заключенный между РћРћРћ «Виктория» СЃ РћРћРћ В«<данные изъяты>В» РЅР° оказание услуг РїРѕ обращению СЃ твердыми коммунальными отходами был подписан ДД.РњРњ.ГГГГ, Р° ДД.РњРњ.ГГГГ был выставлен счет РЅР° оплату РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ. РџРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅРµ был подписан, однако велись переговоры РїРѕ стоимости услуг.
Представитель Министерства экологии Рё природных ресурсов Республики Татарстан Р¤РРћ4 РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы РЅРµ признала, просила оставить оспариваемое постановление без изменения, дополнительно РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что РїСЂРё назначении наказания РћРћРћ «Виктория» было учтено, что РћРћРћ «Виктория» имеет намерение заключить РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ РћРћРћ «Гринта», складирование РјСѓСЃРѕСЂР° Рё отходов допущено РЅРµ было, вред окружающей среде причинен РЅРµ был, Р° также СѓРіСЂРѕР·С‹ причинения вреда РЅРµ имелось, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РћРћРћ «Виктория» было назначено наказание РІ РІРёРґРµ предупреждения.
РЎСѓРґ, выслушав пояснения представителя РћРћРћ «Виктория» Владимировой Р.Р’., представителя Министерства экологии Рё природных ресурсов Республики Татарстан Р¤РРћ4, изучив материалы дела, РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Форма договора и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.
Согласно п. 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) названных Правил.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды в отношении ООО «Виктория» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ ООО «Виктории» при эксплуатации зданий, строений, сооружений по адресу: <адрес> не заключило договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «<данные изъяты>
ДД.РњРњ.ГГГГ старшим государственным инспектором Республики Татарстан РІ области охраны окружающей среды Р¤РРћ1 РІ отношении РћРћРћ «Виктория» вынесено постановление в„– Рѕ назначении административного наказания, согласно которому ДД.РњРњ.ГГГГ РћРћРћ «Виктория» РїРѕ адресу: <адрес> допустила несоблюдение требований РІ области охраны окружающей среды РїСЂРё СЃР±РѕСЂРµ, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства Рё потребления, Р° именно РЅРµ заключило РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° вывоз РўРљРћ СЃ региональным оператором РћРћРћ В«<данные изъяты> РІ Р·РѕРЅРµ деятельности которого образуются РўРљРћ Р·Р° 2020 РіРѕРґ. РћРћРћ «Виктория» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё СЃ применением статьи 4.1.1. РљРѕРђРџ Р Р¤ назначено наказание РІ РІРёРґРµ предупреждения.
Р’ судебном заседании представитель РћРћРћ «Виктория» Владимирова Р.Р’. пояснила, что РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, заключенный СЃ РћРћРћ В«<данные изъяты>В» ДД.РњРњ.ГГГГ, фактически был подписан ДД.РњРњ.ГГГГ, Р° ДД.РњРњ.ГГГГ РћРћРћ В«<данные изъяты>В» был выставлен счет РЅР° оплату. РџРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ, то есть РЅР° день выявления правонарушения, РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅРµ был подписан, так как находился РІ стадии обсуждения условий Рѕ цене РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°.
Суд приходит к выводу, что действия (бездействие) ООО «Виктория» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ, при этом виновность ООО «Виктория» в его совершении доказана материалами дела и сомнений не вызывает.
При этом судом учитывается, что в силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 ГК РФ).
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (статья 433 ГК РФ).
В силу статьи 438 ГК РФ, акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (пункт 1). Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3).
С учетом указанных норм права, на день выявления правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ) между ООО «Виктория» и ООО «<данные изъяты>» договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен не был.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Виктория» должностным лицом допущено не было.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. При этом, суд находит правильным и вид назначенного должностным лицом наказания, которое назначено с учетом всех обстоятельств дела, наличия смягчающих обстоятельств и с применением положений статьи 4.1.1. КоАП РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемого акта, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.3, 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШРР›:
Постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Виктория» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Виктория» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Лениногорского городского суда
Республики Татарстан А.Н. Компанийцева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>