Дело ..............
УИД 26RS0..............-73
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
03 мая 2023 года ..............
Минераловодский городской суд .............. в составе: председательствующего судьи Гориславской Ж.О.,
при секретаре ФИО4,
с участием:
представителей ответчика, выступающих по надлежащей доверенности, ФИО7, ФИО6, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Северо-Кавказскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы о признании действий по невыплате пенсии незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента и выплатить сумму пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась с исковым заявлением к Северо-Кавказскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы о признании действий по невыплате пенсии незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента и выплатить сумму пенсии, в обоснование которого указала, что .............. Дальневосточным таможенным управлением ей была назначена пенсия за выслугу лет. Выслуга лет на день увольнения составила 29 лет 10 мес., из них 22 г. 10 мес. 29 дней в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (о. Сахалин).
Согласно ч.1 ст.48 Закона Российской Федерации от .............. .............. с изменениями и дополнениями «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей», ей была назначена пенсия с районным коэффициентом 1, 4.
На Ставрополье она переехала в 2001 г. В качестве льготы, что предусмотрено ч.2 ст.48 Закона .............., за истцом было сохранено право получения пенсии, исчисленной с применением соответствующего районного коэффициента. Пенсионное дело переслали в Южное таможенное управление, и пока пенсию выплачивало Южное управление, ни каких разногласий не было. Все перерасчеты делались с учетом районного коэффициента.
В апреле 2011 года дело переслали в Северо-Кавказское таможенное управление. Еще 8 месяцев пенсия выплачивалась в прежнем размере, а с .............. коэффициент отменили. Тяжба длилась около 2-х лет и закончилась Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам ..............вого суда от .............. Дело № ЗЗА-666/2013, которым действия СКТУ по отмене выплаты районного коэффициента были признаны незаконными и возложена обязанность сделать перерасчет с учетом районного коэффициента.
С .............. по .............. всем военным пенсионерам была произведена индексация пенсии в размере 8.6%, а с .............. по .............. 19.5% от назначенной пенсии.
С .............. ФИО2 назначена пенсия в размере 35584,85 руб. Считает, что с .............. по .............. ей должна была выплачиваться доплата в размере 3060,30 (35584,85 х 8,6%), фактически выплачивалась 2185,93, а с .............. по .............. - 6934,05 (35584.85 х 19.5%), фактически выплачивалась 4956,46.
Таким образом, общая сумма недоплаты составила 12291,85руб. (с .............. по .............. - 4571,85 и с .............. по .............. – 7920,00).
В своем ответе на обращение истца ответчик правильно сослался на ст. 48 Закона .............., определив право пенсионера при смене места проживания сохранения права на получение пенсии с применением районного коэффициента. Это 20 лет выслуги в районах приравненных к районам Крайнего Севера. Ее выслуга лет в вышеуказанных районах - 22 г. 10 мес. 29 д. Однако индексация произведена без районного коэффициента.
Объяснить, почему не начисляется районный коэффициент при устном обращении (по телефону) ей отказались, а в ответе на ее письменное обращение, вообще все запутали.
Ч. 1 статьи 48 Закона .............., на которую ссылается ответчик, применяется ко всем пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, независимо от количества лет выслуги. А при переезде в другую местность пенсия выплачивается с применением ч. 2 ст. 48 Закона .............. с коэффициентом, если есть 20 лет выслуги или без коэффициента, если этой выслуги нет.
Просит вынести решение о признании действий должностных лиц Северо-Кавказского таможенного управления незаконными. Обязать пенсионную службу управления сделать ей перерасчет пенсии с .............. по .............. с учетом районного коэффициента, выплатить неначисленную сумму 12291,85 руб.
Истец ФИО2 надлежащим образом уведомлена о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении гражданского дела без ее участия.
В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствии истца.
Представитель ответчика Северо-Кавказского таможенного управления ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном возражении, из которых следует, что ознакомившись с заявлением ФИО2 Северо-Кавказское таможенное управление считает требования ФИО2 не обоснованными по следующим обстоятельствам.
Статьей 50 Федерального закона от .............. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», предусмотрено пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей, а именно Законом Российской Федерации от ..............г. .............. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон ..............).
В соответствии с вышеуказанными нормами ФИО2 состоит на учете в отделении пенсионного обеспечения Северо-Кавказского таможенного управления (далее ОтПО СКТУ), с .............. назначена пенсия за выслугу лет.
Решением Минераловодского городского суда от .............. по делу .............., апелляционным определением ..............вого суда от .............., ФИО2 сохранена пенсия с учетом районного коэффициента при переезде из местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 40 %.
По состоянию на .............. ФИО2 назначена пенсия за выслугу лет с применением районного коэффициента в размере 35584 рубля 85 копеек.
Расчет (на ..............) в соответствии со статьей 43 Закона ..............: оклад по должности 1911 8,00 руб. - ведущий инспектор таможни; оклад по званию 12745,00 руб. - капитан таможенной службы; процентная надбавка за выслугу лет (29 лет) - 40% оклада денежного содержания или 12745,20 руб.
Понижающий коэффициент для расчета денежного довольствия 74%.
Расчетная сумма денежного довольствия:
19118,00+12745,00+12745,20)*74%=33010.07 руб.
В соответствии со статьей 14 Закона .............. размер назначенной пенсии за выслугу лет ФИО2 составляет 77% от расчетного размера денежного довольствия: 33010,07*77%=25417,75 руб.
Районный коэффициент 40%: 25417,75*40%= 10167,10 руб.
Итого, размер получаемой пенсии составил: 25417,75+10167,10=35584,84 руб.
Статьей 2 Федерального закона от .............. № 23-ФЗ установлена ежемесячная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом .............., в процентном отношении от назначенной пенсии: с 1 января по .............. в размере 8,6% от назначенной пенсии, с 1 июня по .............. - в размере 19,5% (статья 6 Федерального закона от .............. № 315-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 315-ФЗ) внесены изменения в статью 2 Закона № 23-ФЗ).
На основании вышеуказанных норм Северо-Кавказским таможенным управлением (далее - СКТУ) .............. ФИО2 была назначена доплата за период с .............. по .............. 8,6% от размера пенсии за выслугу лет, .............. была назначена доплата за период с .............. по .............. 19,5% от размера пенсии за выслугу лет.
Расчет доплаты: 25417,75*8,6%=2185,93 руб. с января по май 2022 г. 25417,75* 19,5%=4956,46 руб. с июня по сентябрь 2022 г.
Размеры пенсий установлены в статьях 14, 22, 36 и 46 Закона .............., и не включают в себя надбавки, доплаты, повышения и увеличения, установленные указанным законом и иными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, статьей 48 Закона .............. установлены случаи, при которых пенсии, отдельные виды надбавок и увеличений к этим пенсиям исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в местности проживания (службы) пенсионера (районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности, и местности с неблагоприятными экологическими и (или) климатическими условиями), а также условия, при которых размеры исчисленных с применением районных коэффициентов (для прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 лет соответственно) пенсий сохраняются при смене места проживания (службы) пенсионера.
Таким образом, исчисление доплаты к пенсии, предусмотренной статьей 2 Закона № 23-ФЗ, должно осуществляться исходя из размера пенсии, назначенной в соответствии со статьями 14, 22, 36 и 46 с применением части первой статьи 48 Закона ...............
Из чего следует, что размеры иных надбавок, доплат, повышений и увеличений к пенсии, установленных Законом .............., иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, при исчислении размера доплаты к пенсии не применяются.
Исходя из изложенного, требования ФИО2 основаны на неверном толковании норм закона, действия должностных лиц СКТУ при исчислении ежемесячной доплаты к пенсии правомерны и оснований для перерасчета доплаты к пенсии с учётом районного коэффициента отсутствуют.
Просила в удовлетворении заявленных требований ФИО2 отказать.
Представитель ответчика ФИО7 и ФИО5 в судебном заседании поддержали доводы ФИО6, в удовлетворении исковых требований просили отказать.
Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела и содержащиеся в нем письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С .............. вступил в силу Федеральный закон от .............. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 с .............. является пенсионером таможенных органов. В период с .............. состояла на учете в подразделении пенсионного обеспечения Дальневосточного таможенного управления (далее - ДТУ), с .............. - в отделе пенсионного обеспечения Южного таможенного управления (далее - ЮТУ) (в связи с переменой места жительства и переездом в ..............), с .............. - в отделении пенсионного обеспечения СКТУ.
ДТУ пенсия за выслугу лет была исчислена с учетом районного коэффициента в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона Российской Федерации от .............. .............. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ ..............), в связи с тем, что на момент назначения пенсии ФИО2 проживала в .............. - местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
.............. Дальневосточным таможенным управлением ФИО2 была назначена пенсия за выслугу лет. Выслуга лет на день увольнения составила 29 лет 10 мес. 04 дн., из них 22 г. 10 мес. 29 дней в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (о. Сахалин).
Согласно ч.1 ст.48 Закона Российской Федерации от .............. .............. с изменениями и дополнениями «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей», ФИО2 была назначена пенсия с районным коэффициентом 1,4.
В .............. она переехала в 2001 году. В качестве льготы, что предусмотрено ч.2 ст.48 Закона .............., за истцом было сохранено право получения пенсии, исчисленной с применением соответствующего районного коэффициента. Пенсионное дело передано в Южное таможенное управление, перерасчеты делались с учетом районного коэффициента.
В апреле 2011 года пенсионное дело передано в Северо-Кавказское таможенное управление, пенсия выплачивалась в прежнем размере, а с .............. коэффициент был отменен.
По результатам рассмотрения пенсионного дела ФИО2 СКТУ принято решение и с .............. произведен перерасчет размера пенсии без применения районного коэффициента в целях соблюдения норм действующего законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов, а именно ч. 2 ст. 48 Закона РФ ...............
ФИО2 обратилась в суд с иском к Северо-Кавказскому таможенному управлению о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет пенсии, компенсации морального вреда
Решением Минераловодского городского суда от .............. в удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании действий СКТУ по отмене выплаты районного коэффициента незаконными и обязании СКТУ сделать перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам ..............вого суда от .............. решение Минераловодского городского суда от .............. в части отказа во взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей оставлено без изменения. В части отказа в удовлетворении требований о признании действий СКТУ по отмене выплаты районного коэффициента незаконными и обязании СКТУ сделать перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента отменено. В этой части принято новое решение. Действия СКТУ по отмене выплаты районного коэффициента признаны незаконными, на СКТУ возложена обязанность сделать перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента.
С .............. по .............. военным пенсионерам была произведена индексация пенсии в размере 8,6%, а с .............. по .............. 19,5% от назначенной пенсии.
С .............. ФИО2 назначена пенсия в размере 35584,85 руб.
ФИО2 обратилась в СКТУ по вопросу выплаты надбавки к пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента.
Как следует из ответа начальника СКТУ от .............. за ............../Е-0864, по результатам рассмотрения Северо-Кавказским таможенным управлением обращения ФИО2, поступившего .............., по вопросу выплаты надбавки к пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента, сообщается следующее.
В соответствии с Законом Российской Федерации от .............. .............. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон ..............) ФИО2 является пенсионером таможенных органов Российской Федерации и получает пенсию за выслугу лет. На основании части 2 статьи 48 Закона .............. размер пенсии исчислен с учетом районного коэффициента как пенсионеру, прослужившему в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет. Размер пенсии с .............. составляет 35 584 (тридцать пять тысяч пятьсот восемьдесят четыре) рубля 85 копеек.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от .............. ..............-Ф3 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Федеральный закон № 23-ФЗ) с .............. ФИО2 была установлена ежемесячная доплата к пенсии 8,6 % в размере 2 185 (две тысячи сто восемьдесят пять) рублей 93 копейки.В соответствии с подпунктом 2 статьи 2 Федерального закона .............. с .............. ФИО2 была установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 4 956 (четыре тысячи девятьсот пятьдесят шесть) рублей 46 копеек.
Размеры пенсий установлены в статьях 14, 22, 36 и 46 Закона .............., и включают в себя надбавки, доплаты, повышения и увеличения, установленные указанным Законом и иными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, статьей 48 Закона .............. установлены случаи, при которых пенсии, отдельные виды надбавок и увеличений к этим пенсиям исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в месте проживания (службы) пенсионера (районы Крайнего Севера, приравненные местности, и местности с неблагоприятными экологическими и/или климатическими условиями), а также условия, при которых размеры исчисленных с применением районных коэффициентов (для прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 лет соответственно пенсий сохраняются при смене места проживания (службы) пенсионера. Таким образом, исчисление доплаты, предусмотренной статьей 2 Федерального закона № 23-ФЗ, должно осуществляться исходя из размера и назначенной в соответствии со статьями 14, 22, 36 и 46 с применением первой статьи 48 Закона ...............
Статья 7 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от .............. N 114 "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
До принятия этого Федерального закона действовала ст. 436 Таможенного кодекса РФ, вступившего в силу с момента опубликования - .............., которой было предусмотрено, что пенсионное обеспечение должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и их семей осуществляется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации применительно к условиям, нормам и порядку, установленному законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Из приведенных норм видно, что на сотрудников таможенных органов с .............. распространены нормы и условия, установленные законодательством Российской Федерации, по которым осуществляется пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее пенсионное обеспечение указанных лиц, не содержит нормы и условия, связанные с порядком льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсий, а относит решение данного вопроса к компетенции Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от .............. N 4468-1 с изменениями и дополнениями "О пенсионном обеспечении лиц, проходивший службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
В соответствии с предоставленными полномочиями Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от .............. N 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, их семьям в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от .............. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, установленным Законом РФ ............... Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Как следует из абзаца 2 п. 1 ст. 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Правительству Российской Федерации поручено отдельно определить порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах.
Из материалов дела усматривается, что служба в таможенных органах составляет 29 лет 10 месяцев 4 дня, выслуга лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 22 года 10 месяцев 29 дней.
Пенсионное обеспечение лиц проходивших, в том числе службу в таможенных органах, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от .............. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Согласно ст. 48 Закона N 4468-1, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 указанного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 указанного Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 указанного Закона) была исчислена с применением части первой данной статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
Данная норма направлена на защиту граждан, длительное время проходивших военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стимулирование их переселения из указанных районов местностей.
Таким образом, у ФИО2 имеется необходимый стаж службы (работы) в районах Крайнего Севера, позволяющий сохранить за пенсионером, при выезде на новое постоянное место жительства размер пенсии, исчисленный с применением соответствующего районного коэффициента, что нашло свое отражение в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам ..............вого суда от ...............
Из вышеприведенных норм Закона Российской Федерации от .............. N 4468-1 следует, что пенсионеры из числа лиц, уволенных с военной службы, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия была исчислена с применением районного коэффициента, и выехавшие на новое постоянное место жительства, приобрели право на сохранение размера пенсии, исчисленной им с применением соответствующего коэффициента.
При таких обстоятельствах, размер пенсии ФИО2 составляет сумму, исчисленную с применением коэффициента.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от .............. N 23-ФЗ (ред. от ..............) "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" установлена с 1 января до .............. ежемесячная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от .............. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в размере 8,6 процента от назначенной пенсии.
Ч. 2 ст. 2 Федерального закона от .............. N 23-ФЗ с 1 июня до .............. установлена ежемесячная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от .............. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в размере 19,5 процента от назначенной пенсии, с .............. для лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от .............. N 5-ФЗ "О ветеранах", и членов их семей - 15,5 процента. Указанная доплата осуществляется в порядке, установленном для выплаты пенсий.
ФЗ .............. от .............. имеет высшую силу по отношению к ведомственным письмам, разъяснениям, при этом никаких ограничений по применению установленных данным Законом доплат, данный ФЗ не содержит.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от .............. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
Частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от .............. N 4468-1 установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных со службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на ее перерасчет, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или ее перерасчета, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем, чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Федеральный закон № 23-ФЗ не изменяет общего порядка назначения и исчисления пенсий с применением районных коэффициентов в случаях, установленных статьей 48 Закона РФ .............., в связи с чем с .............. по .............. ФИО2 должна выплачиваться доплата в размере 3060,30 руб. (35584,85 х 8,6%), фактически выплачивалась 2185,93 руб., а с .............. по .............. - 6934,05 (35584,85 х 19.5%), фактически выплачивалась 4956,46 руб.
Следовательно, общая сумма недоплаченной пенсии ФИО2 составила 12302,21 руб. (с .............. по .............. – 4371,85 руб. и с .............. по .............. – 7930,36 руб.).
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом в силу требований ст. 56 ГПК РФ, представлена совокупность относимых, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение незаконности действий Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы по недоплате пенсии, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 (.............. года рождения, уроженка ..............) удовлетворить.
Признать действия Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы (..............) по невыплате пенсии незаконными, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии, исчислив доплату в размере 8,6 % за период с .............. по .............. и 19,5% за период с .............. по .............. от пенсии, исчисленной с применением районного коэффициента, выплатить недоплаченную сумму пенсии за указанный период в размере 12302 рублей 21 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ..............вой суд через Минераловодский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение суда составлено ...............
Судья Ж.О. Гориславская