2-9759/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Грасс Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре ** ** ** года гражданское дело по иску Абабий А.Р. к Администрации МО ГО ...» о взыскании убытков,
У С Т А Н О В И Л:
Абабий А.Р. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «...» о взыскании убытков в размере 160000 руб., понесенных в связи с наймом жилого помещения. В обоснование требований указала, что убытки причинены неисполнением ответчиком апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ** ** **, которым на Администрацию МО ГО ... возложена обязанность предоставить Абабий А.Р. благоустроенное жилое помещение. Истец другого пригодного для проживания жилого помещения не имеет, вынуждена арендовать квартиру.
Истец участия в судебном заседании не приняла, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель истца Костенюк Н.П. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что Абабий А.Р. нуждается в постоянном лечении и реабилитации, жилье необходимо в г. Сыктывкаре для поддержания состояния здоровья, поэтому вынуждена снимать жилье, поскольку ответчиком решение суда не исполнено, маневренный фонд для временного проживания истца не подходит, поскольку по своим техническим характеристикам и санитарному состоянию не может использоваться лицом, имеющим инвалидность.
Представитель Администрации МО ГО ... с иском не согласились, указывая на то, что решения суда о предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняются Администрацией МО ГО ... не за счет собственных средств, а за счет средств субвенций, специально выделяемых на эти цели из бюджета Республики Коми. Объем выделяемых субвенций не позволяет ответчику обеспечить жильем всех лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых вынесены вступившие в законную силу решения судов. В связи с этим вина ответчика в причинении убытков истцу отсутствует.
Заслушав доводы явившихся лиц, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Абабий А.Р., ** ** ** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением Княжпогостского районного суда от ** ** ** ее мать Абабий С.С. лишена родительских прав, отец Р.Д. умер ** ** **.
Постановлением Администрации с. Серегово Княжпогостского района от ** ** ** № 8 за Абабий А.Р. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: Княжпогостский район, п. ..., ул. ..., д. ... которое заключением межведомственной комиссии № 11 от ** ** ** признано непригодным для проживания.
Постановлением администрации МО МР «...» от ** ** ** № 75 Абабий А.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
До окончания обучения в СОШ № ** ** ** ** ** **) Абабий А.Р. проживала у опекуна Костенюк Н.П. в г. Емва.
С ** ** ** истец обучалась в Сыктывкарском гуманитарно-педагогическом колледже им. Куратова на дневном (очном) обучении. Занимала койко-место в студенческом общежитии № 2 с ** ** ** по ** ** **. Отчислена по собственному желанию с ** ** ** (приказ № 49-08а ** ** **).
** ** ** Абабий А.Р. обратилась в Администрацию МО ГО ...» по вопросу предоставления жилого помещения. В ответе от ** ** ** Администрация МО ГО «... отказала Абабий А.Р. в предоставлении жилого помещения.
** ** ** Абабий А.Р. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «... о предоставлении благоустроенного жилого помещения, указав, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ней жилое помещение в п. Ляли Княжпогостского района признано непригодным для проживания.
Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** в удовлетворении исковых требований Абабий А.Р. к Администрации МО ГО «...» о предоставлении благоустроенного жилого помещения отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ** ** ** решение Сыктывкарского городского суда от ** ** ** отменено, по делу принято новое решение, которым требования Абабий А.Р. удовлетворены, на Администрацию МО ГО ...» возложена обязанность предоставить Абабий А.Р. на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение в пределах территории МО ГО «... отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 13,5 кв.м.
** ** ** Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми возбуждено исполнительное производство ..., которое до настоящего времени не окончено.
** ** ** между Подлесным И.В. и Абабий А.Р. заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., д. ..., кв. ..., по условиям которого наймодатель предоставил нанимателю помещение, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире на период с ** ** ** по ** ** **, месячная плата за использование жилого помещения составила 16000 руб. (п. 3.1 договора).
Согласно распискам наймодателя Подлесного И.В. нанимателем Абабий А.Р. в счет оплаты найма жилого помещения были уплачены денежные средства за период с ** ** ** года в общей сумме 160000 руб.
Ранее вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** по делу № 2-** ** **/2018 взысканы с Администрации МО ГО ... в пользу Абабий А.Р. убытки в размере 136000 руб., понесенные в связи с наймом жилого помещения за период с ** ** ** по ** ** **.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 указанного Кодекса.
Исходя из существа заявленных истцом требований, необходимость заключения договора найма и несение расходов по договору, как полагает истец, обусловлены виновными действиями ( бездействием) ответчика по неисполнению решения суда, вступившего в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ** ** ** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ** ** ** № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае невозможности проживания в ранее закрепленном жилье, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержит ст.7 Закона Республики Коми от ** ** ** № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу положений ст. 5 Федерального закона от ** ** ** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законом и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Коми от ** ** ** № 134-РЗ « О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона (дети – сироты), осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
На основании приведенных норм в бюджет МО ГО ... ежегодно должны предоставляться средства для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда.
Таким образом, ответственность Администрации МО ГО ...» в части исполнения возложенных на нее государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями ограничена объемом выделенных ей на эти цели средств из бюджета Республики Коми.
Согласно представленной Администрацией МО ГО ...» информации, длительность предоставления истцу жилого помещения вызвана не зависящими от администрации обстоятельствами, а именно в связи с недостаточным финансированием соответствующих полномочий из бюджета Республики Коми.
Из материалов дела следует, что в настоящее время законодательством Республики Коми дополнительный вид социальной поддержки в виде возмещения расходов по найму жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрен,
Администрацией МО ГО «... в адрес Министерства финансов Республики Коми, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми неоднократно направлялись письма с просьбой предоставить дополнительные средства на обеспечение жильем детей-сирот, однако из ответов Министерства финансов Республики Коми от ** ** ** следует, что предоставление дополнительных субвенций конкретному бюджету района (городского округа) возможно лишь при увеличении общего размера субвенции. При этом со ссылкой на дефицит республиканского бюджета указано на невозможность увеличения финансирования на эти цели.
Администрацией МО ГО «...» ** ** ** в адрес Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми направлялись письма о выделении дополнительных денежных средств на цели обеспечения жильем детей-сирот, но денежные средства в виде субвенций выделены не были.
Также судом установлено, что между Администрацией МО ГО «...» и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми заключено соглашение от ** ** ** № 555/1 о предоставлении бюджету МО ГО «... субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
** ** ** между Администрацией МО ГО «...» и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми заключено соглашение № 02-11/1 о предоставлении бюджету МО ГО ...» субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Между тем, размер субвенций для предоставления жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечивает возможность предоставления жилых помещений всем лицам данной категории, в отношении которых вынесены вступившие в законную силу судебные решения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии доказательств вины ответчика в незамедлительном исполнении решения суда, факт бездействия Администрации МО ГО ...» при исполнении решения суда в пользу истца не установлен.
Сама по себе несвоевременность исполнения решения суда не свидетельствует о бездействии ответчика и наличии его вины в причинении убытков истцу.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от ** ** ** №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В силу п. 3 ст. 28 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа, осуществляется только за счет предоставленных бюджету городского округа субвенций из соответствующих бюджетов.
Применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по существу относится к мерам социальной поддержки.
При этом ни федеральным законодательством, ни законодательством Республики Коми, ни соглашениями с органами государственной власти Республики Коми не предусмотрена обязанность Администрации МО ГО «...» осуществлять предоставление дополнительных мер социальной поддержки в виде компенсации затрат за найм жилого помещения для детей-еирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Материальные ресурсы и финансовые средства на эти цели не выделяются.
С учетом данных обстоятельств, учитывая, что возмещение убытков – это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом: факта нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействий), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникновением убытков, а также реального размера убытков, суд приходит к выводу о том, что основания для возложения на Администрации МО ГО «...» ответственности за причинение убытков истцу отсутствуют.
Истцом не представлено доказательств противоправности действий ответчика, наличия вины Администрации МО ГО «...» в неисполнении решения суда, а также причинно-следственной связи между действиями должника и понесенными расходами.
Доказательств, свидетельствующих о том, что расходы Абабий А.Р., связанные с наймом жилого помещения у третьего лица, являлись вынужденными, обусловленными именно бездействием ответчика, лишившего истца единственной возможности для проживания, не представлено.
При таких обстоятельствах требования Абабий А.Р. о взыскании с Администрации МО ГО «...» денежных средств в размере 160000 руб., уплаченных за наем жилого помещения, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Абабий А.Р. к Администрации МО ГО «...» о взыскании убытков в сумме 160000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.В. Никитенкова
...