Судья Куринова Л.Ю. Дело №33а-1165/2019
Докладчик Михеев О.С.
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Тамарова Ю.П.,
судей Михеева Рћ.РЎ. Рё Филимонова РЎ.Р.,
при секретаре Палаткиной А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июня 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного истца Миронова Валерия Николаевича на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Михеева О.С., судебная коллегия
установил:
РњРёСЂРѕРЅРѕРІ Р’.Рќ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј РѕР± оспаривании решения Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска (далее – РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска) <в„–> РѕС‚ 27 сентября 2018 Рі. Рѕ привлечении Рє ответственности Р·Р° совершение налогового правонарушения.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указал, что 23 августа 2018 Рі. РІ почтовом отделении РёР· РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска РёРј были получены извещение Рѕ времени Рё месте рассмотрения материалов налоговой проверки <в„–> РѕС‚ 8 августа 2018 Рі. Рё акт налоговой проверки <в„–> РѕС‚ 6 августа 2018 Рі. Сразу после получения указанных документов, РѕРЅ обратился РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска, РіРґРµ сотрудница инспекции РЎ.Рћ.Р®., пояснила, что РїРѕ результатам камеральной налоговой проверки РѕРЅ должен заплатить штраф, пени Рё неустойку, выслушать его отказалась.
Р’ установленный законом СЃСЂРѕРє РЅР° акт налоговой проверки РёРј были поданы возражения РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска Рё Управление ФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ.
9 октября 2018 г. им было получено решение <№> о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, однако в самом решении не указан налоговый орган, вынесший решение.
РќР° данное решение <в„–> РёРј была подана апелляционная жалоба, которая была направлена РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска, ответ РЅР° которую РёРј получен РЅРµ был. Р’ решении Управления ФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 14 декабря 2018 Рі. указания РЅР° то, что его жалоба РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска пересылалась для дачи ответа, РЅРµ содержится.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК Российской Федерации), в случае выявления ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налоговым органом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Однако налоговый орган не сообщил ему о таких ошибках и несоответствиях перед вынесением решения <№>, что является нарушением пунктов 3 и 8 статьи 88 НК Российской Федерации.
Решением <№> о привлечение его к ответственности за совершение налогового правонарушения существенно нарушены его права и законные интересы, что повлекло необоснованное взыскание штрафа, пени и недоимки, решение налогового органа означает лишение его, как налогоплательщика имущества – денежных средств.
В соответствии с пунктом 8 статьи 101 НК Российской Федерации в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются помимо прочих доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, в результате проверки этих доводов. Однако налоговый орган не истребовал у него объяснения перед рассмотрением материалов налоговой проверки. В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК Российской Федерации такое нарушение может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
В соответствии со статьей 88 НК Российской Федерации камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации. При проведении проверки налоговый орган праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчислений и своевременность уплаты налога.
Налоговая декларация на добавленную стоимость за 2017 г. была предоставлена им в налоговый орган 28 апреля 2018 г., соответственно срок для проведения камеральной проверки истек 28 июля 2018 г. Однако налоговый орган даже не направил в его адрес требование о предоставлении дополнительных документов для проведения камеральной проверки.
Налоговый орган в течение трех месяцев, предусмотренных законом для проведения камеральной проверки, осуществлял данную проверку, основываясь только на тех документах, которые находились у него. В итоге не учитывались обстоятельства, в связи с которыми он имел право на налоговый вычет, соответственно решение <№> о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения является необоснованным, так как основано на неверных данных.
Считает, что неистребование необходимых документов может свидетельствовать о нарушении сроков проведения камеральной проверки и является основанием для признания решения <№> незаконным.
Решением Управления ФНС России по Республике Мордовия от 8 ноября 2018 г. решение <№> от 27 сентября 2018 г. о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения было отменено в части начисления и предложения уплатить пени по НДФЛ в размере 35 рублей 91 копейки.
Указывает, что 29 июня 2015 г. им в Банке «Траст» (ПАО) был открыт расчетный счет, которым он пользовался для получения денежных средств за оказываемые юридические услуги.
В марте 2017 г. по вине сотрудников Банка «Траст» (ПАО) его расчетный счет не был закрыт, как он того требовал, интернет-банк на указанный расчетный счет также не установлен. После марта 2017 г. он не может закрыть указанный расчетный счет и не знает о сумме денежных средств на счете. Между тем, административные ответчики на основании данных о поступлении денежных средств на указанный счет, достоверность которых вызывает большие сомнения, составили в отношении него решение о привлечение в ответственности за совершение налогового правонарушения.
Считает, что решение РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска <в„–> является незаконным Рё РїСЂРѕСЃРёР» его отметить РїРѕ вышеуказанным основаниям.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 марта 2019 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Административный истец Миронов В.Н. подал апелляционную жалобу на решение суда, считает его незаконным и необоснованным, просил его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. По существу привел доводы, аналогичные основаниям административного иска и доводам, приведенным в суде первой инстанции.
Представитель административного ответчика РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска Лапшина Р•.Р’. подала возражения РЅР° апелляционную жалобу РњРёСЂРѕРЅРѕРІР° Р’.Рќ., ссылаясь РїРѕ существу РЅР° необоснованность РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы.
Р’ судебное заседание административный истец РњРёСЂРѕРЅРѕРІ Р’.Рќ., заинтересованные лица заместитель начальника РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска Чушников Р’.Рђ. Рё заместитель руководителя Управления ФНС РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Бояркина РЎ.Рђ., представитель заинтересованного лица Банка «Траст» (РџРђРћ) РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте судебного заседания извещены своевременно Рё надлежащим образом, Рѕ причинах неявки СЃСѓРґ РЅРµ известили, отложить разбирательство дела СЃСѓРґ РЅРµ просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Р’ судебном заседании представитель административного ответчика РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска Лапшина Р•.Р’. Рё представитель административного ответчика Управления ФНС РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Прончатов Рћ.Р•., также представляющий интересы заинтересованного лица заместителя руководителя Управления ФНС РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Бояркиной РЎ.Рђ., возразили относительно РґРѕРІРѕРґРѕРІ апелляционной жалобы, просили решение СЃСѓРґР° первой инстанции оставить без изменения, как законное Рё обоснованное.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
РР· анализа указанного положения следует, что СЃСѓРґ отказывает РІ удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено РІ соответствии СЃ законом РІ пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями Рё права, либо СЃРІРѕР±РѕРґС‹ гражданина РЅРµ были нарушены.
Судом первой инстанции установлено, что Миронов В.Н. с 2 августа 2005 г. по 13 февраля 2017 г. состоял на учете в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет.
Решением по дисциплинарному производству от 25 января 2017 г. Совета адвокатской палаты Республики Мордовия статус адвоката Миронова В.Н. прекращен. Распоряжением Управления Минюста России по Республике Мордовия от 13 февраля 2017 г. <№> сведения о прекращении статуса адвоката Миронова В.Н. внесены в реестр адвокатов Республики Мордовия.
Распоряжением Управления Минюста России по Республике Мордовия от 18 августа 2017 г. <№> в реестр адвокатов Республики Мордовия внесены сведения о восстановлении статуса адвоката Миронова В.Н..
Р’ период СЃ 28 апреля 2018 Рі. РїРѕ 30 июля 2018 Рі. РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска РІ отношении РњРёСЂРѕРЅРѕРІР° Р’.Рќ. проведена камеральная налоговая проверка, основанием для проведения которой явилась налоговая декларация РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц (формы 3-НДФЛ) Р·Р° 2017 Рі., представленная 28 апреля 2018 Рі. Мироновым Р’.Рќ.
По результатам проверки было установлено, что Миронов В.Н. несвоевременно представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), за налоговый период 2017 г., срок предоставления 18 февраля 2017 г., дата предоставления в налоговый орган – 28 апреля 2018 г., при этом, не исчислив самостоятельно сумму налога с дохода, за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г., поступившего в качестве оплаты труда адвоката на основании постановлений об оплате услуг адвоката на общую сумму 57 600 рублей, на счет, принадлежащего Миронову В.Н., в филиал Банка «Траст» (ПАО) г. Ульяновск.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК Российской Федерации Миронову В.Н. направлено требование о представлении пояснений от 12 июля 2018 г. №20347 о выявленных ошибках, противоречиях, несоответствиях, с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. В установленный срок Мироновым В.Н. пояснения не представлены, уточненная налоговая декларация не представлена.
РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска был произведен расчет СЃСѓРјРјС‹ налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹, подлежащего уплате Мироновым Р’.Рќ. РІ бюджет Р·Р° 2017 Рі. РЎСѓРјРјР° исчисленного налога Р·Р° налоговый период составила 7 488 рублей (57600*13%). Также, РІРІРёРґСѓ неуплаты НДФЛ Р·Р° 2017 Рі. РІ установленные законодательством Рѕ налогах Рё сборах СЃСЂРѕРєРё, начислены пени РїРѕ налогу РІ соответствии СЃРѕ статьей 75 РќРљ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Решением в„–8782 РѕС‚ 27 сентября 2018 Рі. РФНС Октябрьского района Рі. Саранска РњРёСЂРѕРЅРѕРІСѓ Р’.Рќ. предложено уплатить доначисленную СЃСѓРјРјСѓ налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц РІ размере 7 488 рублей; штраф, предусмотренный статьей 122 РќРљ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р·Р° несвоевременную уплату налога РІ размере 479 рублей; СЃСѓРјРјС‹ начисленных пеней РїРѕ НДФЛ РІ размере 78 рублей 98 копеек; штраф, предусмотренный статьей 119 РќРљ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р·Р° несвоевременное предоставление налоговой декларации РІ размере 1 000 рублей.
РќР° решение <в„–> РѕС‚ 27 сентября 2018 Рі. РФНС Октябрьского района Рі. Саранска Мироновым Р’.Рќ. подана апелляционная жалоба.
Решением заместителя руководителя Управления ФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 6 декабря 2018 Рі. <в„–> апелляционная жалоба РњРёСЂРѕРЅРѕРІР° Р’.Рќ. оставлена без удовлетворения. Решение РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Октябрьскому району Рі. Саранска РѕС‚ 27 сентября 2018 Рі. <в„–> Рѕ привлечении Рє ответственности Р·Р° совершение налогового правонарушения отменено РІ части начисления Рё предложения уплатить пени РїРѕ НДФЛ РІ размере 35 рублей 91 копейки.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 НК Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 НК Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 207 НК Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К числу таких плательщиков относятся, в том числе, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты (подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 НК Российской Федерации). Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК Российской Федерации (пункт 1 статьи 227 НК Российской Федерации). Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 Кодекса (пункт 5 статьи 227 НК Российской Федерации). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК Российской Федерации).
Статья 209 НК Российской Федерации устанавливает, что объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон №63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
В соответствии со статьей 20 Закона №63-ФЗ адвокатский кабинет является одной из форм адвокатского образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона №63-ФЗ адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.
На основании частей 6 и 8 статьи 25 Закона №63-ФЗ вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.
Следовательно, налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов адвоката, учредившего адвокатский кабинет, определяется как сумма денежного выражения доходов в виде вознаграждения, полученного адвокатом в соответствии с заключенным им соглашением об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете, за вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Сведений о фактически произведенных и документально подтвержденных расходах в налоговый орган представлено не было.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, в их совокупности, с учетом положений НК Российской Федерации, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции, признав оспариваемое решение законным и обоснованным, принятым надлежащим органом в пределах его компетенции, без нарушения процедуры, установленной налоговым законодательством, а также не нарушающим прав и интересов административного истца, обязанного платить налоги в установленном порядке, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Довод апелляционной жалобы о незаконности обжалуемого решения налогового органа, исходя из заявления о вынесении судебного приказа, поданного мировому судье судебного участка №3 по Октябрьскому району г. Саранска о взыскании недоимки по налогу, пени и штрафу за налоговый период 2017 г. на меньшую сумму, чем указано в оспариваемом решении, не может являться предметом рассмотрения по данному административному иску.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, изложенную РёРј РІ СЃСѓРґРµ первой инстанции, направлены РЅР° переоценку собранных Рё исследованных СЃСѓРґРѕРј первой инстанции доказательств, РЅРµ содержат безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, основаны РЅР° неправильном толковании РЅРѕСЂРј материального права; надлежащих доказательств того, что вследствие оспариваемых действий нарушены права Рё законные интересы административного истца, РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства РЅРµ представлено.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Миронова Валерия Николаевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи О.С. Михеев
РЎ.Р. Филимонов