Решение по делу № 2а-6547/2019 от 01.07.2019

Дело № 2а-65 47/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2019 года     г. Хабаровск


Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Чижовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Сериковой М.С.,

с участием представителя административного истца Скажутина М.А., представителя административного ответчика Администрации города Хабаровска – Кундель Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шершнева Александра Владимировича, Шершневой Марины Фоминичны, Тригуб Натальи Александровны, Шершнева Сергея Александровича к Межведомственной комиссии Администрации города Хабаровска по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконным решение и о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Шершнев А.В., Шершнева М.Ф., Тригуб Н.А., Шершнев С.А. обратились в суд с административным иском к Межведомственной комиссии Администрации города Хабаровска по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконным решение и о возложении обязанности.

В обоснование требований указано, что административные истцы являются нанимателями жилого помещения: квартиры в жилом доме по <адрес>, на основании Ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ.

Наниматели проживали в жилом помещении с 2003 года по 2018 год непрерывно, добросовестно исполняли обязанности нанимателей.

ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме произошёл пожар, в результате которого квартира выгорела полностью, квартира стала непригодной для проживания. Повреждены стены, потолок, крыша, выгорела отделка.

В связи с указанными обстоятельствами у нанимателей в силу положений Жилищного кодекса РФ возникло право требовать от Администрации городского округа предоставления другого жилого помещения взамен непригодного для проживания.

Для решения вопроса о наличии обстоятельств, влекущих обязанность Администрации предоставить Истцам жилое помещение необходимо проведение оценки имеющегося жилого помещения на предмет пригодности для проживания, что в соответствии с Законом относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

ДД.ММ.ГГГГ Истцы обратились к Ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения через приёмную Администрации города. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города сообщила Истцам о планах на рассмотрение вопроса о проведении оценки соответствия жилого помещения на очередном заседании Комиссии. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Истцы были уведомлены об отказе в проведении оценки и необходимости представить заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Административные истцы ссылаются на содержание пунктов 42, 43, 44, 45 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» и указывают, что ими были предоставлены в межведомственную комиссию: заявление, правоустанавливающие документы. В силу приведенных выше положений только в предусмотренных случаях (а именно, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям) при обращении в межведомственную комиссию заявителем к заявлению прилагается заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. Заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения является дополнительным документом, необходимость представления которого определяется межведомственной комиссией при проведении процедуры оценки жилого помещения, предусмотренной п.44 Положения и должна быть обоснованной.

Также ссылаются на положения ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 г. № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

На основании изложенного, просят суд признать незаконным решение Межведомственной Комиссии Администрации города Хабаровска по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции об отказе в проведении оценки соответствия квартиры в жилом <адрес> требованиям, установленным в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции».

Обязать межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа «Город Хабаровск» произвести оценку соответствия квартиры в жилом <адрес> требованиям, установленным в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» с вынесением решения (заключения).

В судебное заседание административные истцы не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, причины неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

В силу п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд с учетом мнения представителей сторон полагал возможным рассматривать дело в отсутствие административных истцов.

Представитель административных истцов Скажутин М.А. в судебном заседании требования административного иска поддержал, дополнительно пояснил, что в настоящее время дом полностью разрушен и фактически не существует. При обращении в проектно-изыскательские организации по вопросу получения заключения, последние дают отказ в даче заключения, поскольку отсутствует технический паспорт помещения. Составить технический паспорт в настоящее время не представляется возможным. Жилое помещение очевидно не пригодно для проживания.

В судебном заседании представитель административного ответчика Кундель Е.Д. с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на доводы указанные в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, в которых указал, что решение межведомственной комиссии о необходимости предоставления в межведомственную комиссию заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций указанного жилого помещения соответствует нормам действующего законодательства не может быть признано незаконным.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция РФ гарантирует гражданам Российской Федерации право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и тонных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно положениям ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, Шершнев А.В., Шершнева М.Ф., Тригуб Н.А., Шершнев С.А проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном Шершневу А.В. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ выданного Управлением жилищного фонда и приватизации жилья Администрации г. Хабаровска на семью из четырех человек.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар по адресу: <адрес>, в результате чего полностью выгорела квартира деревянного двухквартирного дома, сгорела крыша 50 кв.м., повреждены стены в кв.2.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Комиссия, Межведомственная комиссия) при рассмотрении вопроса о проведении оценки соответствия жилого помещения – квартиры в <адрес> требованиям установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее Положение) принято решение: Шершневу А.В. – нанимателю квартиры в доме <адрес> в соответствии с требованиями, установленными Положением необходимо предоставить в Межведомственную комиссию заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций указанного жилого помещения.

Не соглашаясь с указанным решением административные истцы, полагая, что указанным решением нарушаются их конституционные права, обратились в суд с административным иском, ссылаясь на доводы указанные в нем.

В силу пункта 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и домам, иным требованиям законодательства.

На орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением администрации г. Хабаровска от 09.02.2017 N 417 создана межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно частям 3 и 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данными полномочиями Правительство Российской Федерации утвердило вышеназванное Положение от 28.01.2006 N 47, установив требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания, основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1 Положения).

Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления.

В силу п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Пунктом 45 указанного Положения установлено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения определенные документы, в числе которых - заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Пунктами 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности и находится в пользовании административных истцов на условиях договора социального найма.

Таким образом, административные истцы не являются собственником указанного жилого помещения, в связи с чем на них не может лежать обязанность по предоставлению в межведомственную комиссию заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Наниматель спорной квартиры Шершнев А.В. обоснованно обратился с заявлением к собственнику жилья - администрации г. Хабаровска о проведении обследования занимаемого административными жилого помещения с целью установления его пригодности для проживания, указав, что предоставленная им по договору социального найма квартира повреждена во время пожара, в связи с чем проживание в ней не возможно.

При таких обстоятельствах собственник спорного жилого помещения, то есть администрация г. Хабаровска обязана предоставить в комиссию все необходимые документы для проведения обследования указанного жилого помещения на предмет его пригодности для проживания.

Кроме того, в силу п. 45(2) Положения комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения.

Более того, как следует из Определения Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 1-КГ17-4, непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками (нанимателями) помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей.

Таким образом, межведомственная комиссия, созданная для оценки жилых помещений и многоквартирных домов на территории городского округа «Город Хабаровск», обязана рассмотреть заявление нанимателя Шершнева А.В. о проведении обследования занимаемого истцом жилого помещения в порядке, установленном пунктом 42 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 и принять решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от отказе в проведении оценки соответствия <адрес> требованиями, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

Обязать Межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции произвести оценку соответствия помещения <адрес> требованиям установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 и принять соответствующее решение в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 06.08.2019.

Председательствующий              Н.А. Чижова

2а-6547/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шершнев Сергей Александрович
Шершнева Марина Фоминична
Тригуб Наталья Александровна
Шершнев Александр Владимирович
Ответчики
Мкжведомственная комиссия Администрации г. Хабаровска по рассмотрению вопросов о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
Другие
Скажутина Надежда Сергеевна
Скажутин Михаил Александрович
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Чижова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
01.07.2019Регистрация административного искового заявления
01.07.2019Передача материалов судье
03.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
10.07.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2019Подготовка дела (собеседование)
26.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2019Судебное заседание
06.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2020Регистрация административного искового заявления
28.03.2020Передача материалов судье
28.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2020Подготовка дела (собеседование)
28.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2020Судебное заседание
28.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее