дело № 2а-2253/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Фроловой С.Л.
при секретаре Юрьевой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Департамента Смоленской области по образованию и науке к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В., Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Департамент Смоленской области по образованию и науке (далее – Департамент) обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В., Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, сославшись на следующее. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. за неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности перечислить Администрации МО «Ельнинский район» Смоленской области субвенцию на осуществление государственных полномочий по обеспечению Васильева Н.А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории МО «Ельнинский район» Смоленской области. Указывает на принятие Департаментом исчерпывающих мер, направленных на исполнение соответствующего судебного акта, и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное отсутствием в областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год необходимых для этого денежных средств.
Департамент в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте размещения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без участия судебного пристава-исполнителя.
Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом.
УФССП России по Смоленской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Администрация МО «Ельнинский район» Смоленской области в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без участия их представителя.
Прокурор Ельнинского района Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Васильев Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие названных участников процесса (представителей), извещённых о дате и месте рассмотрения заявления надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
В силу части 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ).
Согласно частям 1, 2, 6, статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 названного Федерального закона).
По делу установлено, что на основании исполнительного листа серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ельнинским районным судом Смоленской области, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области в отношении Департамента ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № о возложении на данный уполномоченный орган обязанности перечислить Администрации МО «Ельнинский район» Смоленской области субвенцию на осуществление государственных полномочий по обеспечению Васильева Н.А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории МО «Ельнинский район» Смоленской области; должнику предложено в течение пяти дней со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства добровольно исполнить требования названного исполнительного документа (л.д. 6).
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный срок постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. (л.д. 5).
В административном иске Департамент указывает, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок было невозможным ввиду отсутствия денежных средств на данные цели в областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год.
На основании части 7 статьи 112 указанного Закона при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Суд отмечает, что применительно к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности какая требовалась от него в целях надлежащего их исполнения.
Оценивая обстоятельства, препятствующие Департаменту добровольно исполнить требования указанного исполнительного документа, суд находит их уважительными.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (статья 5, часть 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно статье 1, части 1 статьи 2, статьи 3 Закона Смоленской области от 29.11.2007 №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счёт субвенции, предоставляемой из областного бюджета. Уполномоченный орган (Департамент Смоленской области по образованию и науке) в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
По правилам пунктов 5, 7, 8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 №202, приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счёт средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года. В свою очередь, уполномоченный орган в сфере образования проверяет заявки на получение субвенции; перечисляет в местные бюджеты субвенции.
Исходя из положений Закона Смоленской области от 19.12.2019 №130-з «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке.
Истец, как получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств, а процедура увеличения суммы расходов областного бюджета возможна только путём внесения изменений в расходную часть бюджета посредством принятия соответствующего закона представительным органом Смоленской области; Департамент Смоленской области по образованию и науке такими полномочиями не обладает.
По делу видно, что соответствующее судебное решение вступило в силу после принятия Закона Смоленской области от 19.12.2019 №130-з «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и не было учтено при планировании расходов на предоставление соответствующих субвенций бюджетам муниципальных образований Смоленской области, тогда как предусмотренных в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в ДД.ММ.ГГГГ году денежных средств недостаточно для исполнения Департаментом постановленных судебных актов.
Департамент неоднократно обращался в Департамент бюджета и финансов Смоленской области с просьбой о выделении денежных средств для исполнения решения суда о предоставлении благоустроенных жилых помещений детям-сиротам, в том числе Васильеву Н.А.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Администрации Смоленской области от 30.12.2008 № 763 «Об утверждении Порядка расходования субвенций бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» перечисление субвенций осуществляется Департаментом в течение 30 календарных дней со дня поступления от органов местного самоуправления по форме, утверждаемой приказом начальника Департамента Смоленской области заявки на получение субвенции по форме, утверждаемой Департаментом.
Между тем, орган местного самоуправления с заявкой на перечисление субвенций на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа жилыми помещениями в Департамент не обращался.
При таком положении, с учётом того, что исполнение соответствующих государственных полномочий осуществляется Департаментом Смоленской области по образованию и науке в объёме выделяемых из бюджета <адрес> денежных средств, Департамент не имел реальной возможности исполнить требования указанного исполнительного документа.
Причины неисполнения указанного судебного решения в установленный срок признаются судом уважительными, не зависящими от воли должника.
С учётом вышеизложенного суд находит заявленные требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Департамента Смоленской области по образованию и науке удовлетворить.
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий судья С.Л. Фролова
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи С.Л. Фролова секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции К.Ю. Юрьева (Инициалы, фамилия) 13 мая 2021 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-002150-96
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-2253/2021