Решение по делу № 2а-2217/2019 от 10.07.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                     9 августа 2019 года

№ 2а-2217/2019

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Раковой О.С.,

при секретаре Воложаниной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области к Тюменскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Тюменской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Тюменского РОСП Колосницыной М.И., об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав – исполнитель Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области Колосницына М.И. рассмотрев материалы исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ -ИП, возбужденного на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ выданного Тюменским районным судом по делу вынесла постановление о взыскании исполнительного сбора в отношении административного истца в размере 50 000 рублей за неисполнение решения суда об обязании обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов. Во исполнение решения суда администрацией проведены определенные мероприятия. Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района утверждена методика формирования рейтинга очередности разработки проектной документации и последующего строительства дорог. ДД.ММ.ГГГГ после проведения процедуры торгов, заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на инженерную подготовку площадки для жилищного строительства в д. Якуши Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района, строительство дорог. Срок выполнения работ по муниципальному контракту до ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что администрация Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области не имеет возможности выполнять мероприятия по исполнению решения суда самостоятельно, только совместно с Администрацией Тюменского муниципального района. Обращает внимание, что воздушные линии электропередач на улицах <адрес> находятся в собственности ООО «Элтранс», с которыми ведется переписка для обеспечения совместного подвеса фонарей уличного освещения. Административный истец просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей наложенного постановлением судебного пристава – исполнителя Колосницыной М.И. Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области по материалам исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ -ИП, возбужденного на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Тюменским районным судом по делу .

Представитель административного истца Аминова А.Р., действующая по доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Администрации Тюменского муниципального района – Бурлева А.А., действующая по доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представители административных ответчиков - Тюменского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тюменской области, УФССП России по Тюменской области, Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области, судебный пристав-исполнитель Тюменского РОСП Колосницына М.И., заинтересованное лицо Кротенко С.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, заслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Тюменским районным судом Тюменской области рассмотрено гражданское дело дело по коллективному административному исковому заявлению собственников земельных участков в Чикчинском муниципальном образовании Тюменского района Тюменской области в лице адвоката ФИО3 к администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области о признании незаконными бездействия ответчиков, выраженных в отказе от осуществления дорожной деятельности, возложении обязанности осуществить дорожную деятельность и обеспечить истцов подъездными путями к участкам. Решением суда возложена обязанность на администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, расположенным на <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 10-13).

ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав – исполнитель Колосницына М.И. рассмотрев материалы исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ -ИП, возбужденного на основании исполнительного документа исполнительный лист ФС от ДД.ММ.ГГГГ выданного Тюменским районным судом Тюменской области по делу вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на должника Администрацию Чикчинского МО Тюменского района за неисполнение в добровольном порядке требований исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом в подтверждение исполнения решения Тюменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу представлены: муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ инженерная подготовка площадки для жилищного строительства в д. Якуши Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района; акт обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; копия муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу части 1 статьи 7 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе, государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.

В силу части 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника, в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Вместе с тем, в силу части 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при условии, что им принимались все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

Учитывая, что административным истцом предпринимаются меры, направленные на исполнение судебного акта, суд приходит к выводу, что имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку вины Администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не установлено.

Руководствуясь ст. 218, 219, 221, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, ФЗ РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области удовлетворить.

Освободить Администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взыскиваемого на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Тюменского РОСП Колосницыной М.И. по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Судья                                                                                                       О.С. Ракова

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2019 года.

2а-2217/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области
Ответчики
СПИ Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области Колосницына М.И.
УФССП России по Тюменской области
Другие
Кротенко Сергей Владимирович
Межрайонный отдел по особым исполнительным призводствам
Тюменский РОСП УФССП по Тюменской области
Адмнистрация Тюменского муниципального района
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Ракова Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
tumensky.tum.sudrf.ru
10.07.2019Регистрация административного искового заявления
11.07.2019Передача материалов судье
12.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2019Подготовка дела (собеседование)
26.07.2019Рассмотрение дела начато с начала
26.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2019Судебное заседание
16.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Подготовка дела (собеседование)
09.04.2020Рассмотрение дела начато с начала
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее