Решение по делу № 3а-271/2022 (3а-2178/2021;) от 22.12.2021

№ 3а-271/2022 (3а-2178/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2022 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Червонной А.В.,

с участием административного истца Ампилоговой А.Е., представителя министерства финансов Оренбургской области Титовой К.С., представителя финансового управления администрации г. Оренбурга Ереминой Е.Е,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ампилоговой А.Е. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Ампилогова А.Е. обратилась в Оренбургский областной суд с административным иском, указав, что решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 сентября 2019 года на администрацию г. Оренбурга возложена обязанность предоставить ей по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования г. Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади за счет расходных средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели.

На основании исполнительного листа 20 ноября 2020 года возбуждено исполнительное производство, однако до настоящего времени вышеуказанный судебный акт не исполнен.

Административный истец, ссылаясь на Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» просит суд взыскать с министерства финансов Оренбургской области в свою пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1 000 000 рублей, взыскать с администрации г. Оренбурга расходы по оплате юридических услуг в размере 15 250 рублей и расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением суда от 27 декабря 2021 года к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечено финансовое управление администрации г. Оренбурга, в качестве заинтересованных лиц министерство социального развития Оренбургской области, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области.

В судебном заседании административный истец Ампилогова А.Е. требования административного искового заявления поддержала.

Представитель административного ответчика министерства финансов Оренбургской области Титова К.С. просила в удовлетворении административного иска отказать, полагая, что министерство финансов Оренбургской области не должно нести ответственность, так как расходные обязательства по субсидированию муниципального образования г. Оренбург на строительство жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, область исполнила. Также представитель министерства финансов Оренбургской области полагала, что административным истцом завышен размер компенсации. Представлен письменный отзыв.

Представитель административного ответчика финансового управления администрации г. Оренбурга Еремина Е.Е. в судебном заседании просила в удовлетворении требований к администрации г. Оренбурга отказать, поскольку финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в том числе полномочий по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. В соответствии с нормами федерального законодательства органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. С учетом выделенных средств из бюджета Оренбургской области и количества судебных актов о предоставлении жилья указанной категории граждан во внеочередном порядке Ампилогова А.Е. не включена в список получателей жилых помещений на 2021 год.

Считают, что сумма компенсации административным истцом завышена.

Представители министерства социального развития Оренбургской области, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела были извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, а также материалы гражданского дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными полномочиями.

В соответствии с частью 2 статьи 1 названного Федерального закона, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" установлено, что присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

В пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч.ч. 1. 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2. п. 8 ст. 242.3. п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).

Как следует из материалов рассматриваемого административного дела и гражданского дела № 2-6396/2019, решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 сентября 2019 года на администрацию г. Оренбурга возложена обязанность предоставить Ампилоговой А.Е. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования г. Оренбурга не ниже установленных норм предоставления жилой площади на счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 декабря 2019 года решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 сентября 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.

Решение суда вступило в законную силу.

На основании исполнительного листа серии ФС №036123783, выданного 22 октября 2020 года и заявления Ампилоговой А.Е. постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 20 ноября 2020 года возбуждено исполнительное производство и должнику – администрации г. Оренбурга предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

17 декабря 2020 года, 12 января 2021 года администрация г. Оренбурга сообщила судебному приставу – исполнителю, что МО г. Оренбург из областного бюджета на осуществление переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений в 2020 году выделены субвенции, которых достаточно для приобретения 108 жилых помещений в целях исполнения решений суда, субвенции в 2020 году освоены в полном объеме. Учитывая дату вступления решения суда в законную силу, Ампилогова А.Е. в список получателей жилых помещений на субвенции 2020 года не вошла. Срок предоставления жилого помещения зависит от объема выделенных средств из областного бюджета. На 2021 год выделено субвенций, которых достаточно для приобретения 122 жилых помещений, в том числе для Ампилоговой А.Е., которая вошла в список получателей жилых помещений на субвенции в 2021 году.

Из материалов исполнительного производства следует, что судебным приставом-исполнителем в отношении администрации г. Оренбурга неоднократно выносились требования об исполнении решения суда, устанавливались новые сроки исполнения, должник предупреждался о привлечении к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.

29 сентября 2021 года, 17 ноября 2021 года, 25 января 2022 года администрация г. Оренбурга сообщила судебному приставу-исполнителю, что муниципальному образованию «город Оренбург» на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления по договорам специализированного найма жилых помещений объем выделенных субвенций на 2021 год составил 167 352,1 тыс. руб.

Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга с целью определения поставщика и заключения с ним муниципального контракта на приобретение жилых помещений для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения, гражданам, на постоянной основе проводятся электронные аукционы. Однако, аукционы признаны несостоявшимися ввиду отсутствия поданных заявок.

Управлением приобретены 13 жилых помещений, которые будут распределены взыскателям, по которым решения суда об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вступили в законную силу в более ранний срок. Срок предоставления жилого помещения Ампилоговой А.Е. зависит от объема выделенных субвенций на следующий финансовый год.

Исполнительное производство не прекращалось и не приостанавливалось, должностными лицами службы судебных приставов принимались необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, периодов длительного бездействия не допускалось.

Несмотря на принимаемые судебными приставами-исполнителями законные меры по организации исполнения требований исполнительного документа на момент рассмотрения дела о присуждении компенсации судебный акт о предоставлении жилого помещения не исполнен.

Продолжительность исполнения судебного акта составила 1 год 2 месяца 26 дней.

При этом обстоятельств создания взыскателем каких-либо препятствий к исполнению требований исполнительного документа не установлено.

Такая продолжительность исполнения судебного акта о предоставлении жилья не может быть признана судом отвечающей критерию разумности.

Принятие судом решения об обеспечении гражданина жилым помещением предполагает его нуждаемость в жилье. В связи с чем, исполнение решения не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в государственном (муниципальном) жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов (органов местного самоуправления) и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.

Европейский Суд по правам человека неоднократно высказывал позицию о том, что в случае исполнения решения внутригосударственного суда о предоставлении жилья, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановления Европейского Суда по делам "Д. против Российской Федерации" от 4 декабря 2008 года, "К. против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, "К. и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, "К. и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года).

Таким образом, недостаточность субвенций на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также отсутствие жилых помещений, которые могла бы закупить администрация г. Оренбурга, учитывая, установленные нормы предоставления жилых помещений детям-сиротам, не может относиться к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, а, следовательно, являться самостоятельным основанием для отказа в присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

При указанных обстоятельствах, право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок нарушено в связи с недостаточно эффективными действиями должника и в отсутствие каких-либо уважительных и непреодолимых причин.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, общую продолжительность исполнения судебного акта, характер допущенного нарушения, значимость и последствия для административного истца, лишенного в результате длительного исполнения судебного акта гарантированного ему законом и установленного судом права на жилище, отсутствие у должника уважительных и непреодолимых причин задержки исполнения судебного акта, учитывая принципы разумности и справедливости, а также практику Европейского Суда по правам человека, суд считает, что сумма требуемой административным истцом компенсации в размере 1 000 000 рублей завышена и приходит к выводу о присуждении компенсации в размере 35 000 рублей, в наибольшей степени, по мнению суда, отвечающем критериям разумности и справедливости.

Доводы, приведенные административными ответчиками, не могут стать основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Органом исполнительной власти Оренбургской области как субъекта Российской Федерации, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета области, является министерство финансов Оренбургской области.

Поскольку решением суда установлена обязанность предоставления жилого помещения за счёт средств субъекта - Оренбургской области, и решение суда не исполнено в связи с отсутствием достаточного финансирования, суд приходит к выводу, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть присуждена за счет средств бюджета Оренбургской области.

В силу положений части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 11, 12, 13, 21, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ), суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Административный истец представила суду договор на оказание юридических услуг от 18 октября 2021 года № 18102103, заключенный между Ампилоговой А.Е. и ООО «Юридический центр «Партнер», акт об ознакомлении с подготовленными материалами от 25 октября 2021 года, акт об оказании юридических услуг от 8 ноября 2021 года, кассовые чеки.

Из договора и акта выполненных работ следует, что административным истцом по договору произведена оплата не только за составление административного иска о присуждении компенсации, но также и за составление заявления в отдел судебных приставов, претензии.

Учитывая, что представитель в судебном заседании участия не принимал, а лишь подготовил административное исковое заявление о присуждении компенсации за неисполнение решения суда в разумный срок, суд полагает, что критерию разумности будет соответствовать взыскание расходов на оплату услуг представителя в сумме 5 000 (пять тысяч) рублей.

Из материалов дела следует, что административным истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей, в связи с чем на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эта сумма подлежит возмещению административному истцу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ампилоговой А.Е. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с министерства финансов Оренбургской области за счет средств бюджета Оренбургской области в пользу Ампилоговой А.Е. компенсацию за нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 (пять тысяч) рублей, государственную пошлину в размере 300 рублей (триста) рублей, а всего – 40 300 (сорок тысяч триста) рублей, перечислив их счет Ампилоговой А.Е.

В удовлетворении остальной части требований административного иска отказать.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2022 года

3а-271/2022 (3а-2178/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ампилогова Александра Евгеньевна
Ответчики
Финансовое управление Администрации г. Оренбурга
Министерство Финансов Оренбургской области
Администрация г. Оренбурга
Другие
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области
Министерство социального развития Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Хакимова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
22.12.2021Регистрация административного искового заявления
22.12.2021Передача материалов судье
27.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2022Подготовка дела (собеседование)
25.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2022Судебное заседание
16.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее