Дело № 2-57/2023
24RS0017-01-2022-001980-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2023 года г.Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Науджус О.С.,
при секретаре – Васильевой О.А.,
с участием представителя Щеднова А.П. Хендогиной Е.Э.,
представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России Скрипниченко Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щеднова Андрея Петровича к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Щеднов А.П. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче государственного жилищного сертификата, возложении на ответчика обязанности по его выдаче. Требования мотивированы тем, что решением заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 29.06.2020 Щеднов А.П. включен в список граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно – коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на 2021 год. Письмом ГУФСИН России по Красноярскому краю от 13.05.2021 Щеднов А.П. был уведомлен, что ФСИН России осуществляет выдачу сертификатов в планируемом году гражданам, подтвердившим свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, и о необходимости предоставить документы в соответствии с п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категория граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153. Письмом от 22.07.2021 документы были направлены в ГУФСИН и получены последним 28.07.2021, однако результаты рассмотрения пакета документов неизвестны, до настоящего времени жилищный сертификат не выдан. Щеднов А.П. считает бездействие ГУФСИН России по Красноярскому краю по невыдаче жилищного сертификата незаконным, нарушающим его права как участника ведомственной целевой программы, изъявившего желание получить государственный жилищный сертификат на 2021 год.
С учетом позиции ответчика, уточнив исковые требования, указав в качестве надлежащих ответчиков ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России, просит признать незаконным бездействие ГУФСИН России по Красноярскому краю по нерассмотрению рапорта (заявления) о выдаче ему государственного жилищного сертификата, обязать ФСИН России выдать ему государственный жилищный сертификат.
В судебное заседание истец Щеднов А.П. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил своего представителя в порядке ст. 48 ГПК РФ.
Представитель истца Хендогина Е.Э. (доверенность от 31.03.2022 сроком до 31.12.2027) исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что с 09.04.2013 Щеднов А.П. является участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Решением заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 29.06.2020 Щеднов А.П. включен в список граждан-участников вышеуказанной ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на 2021 год. Согласно утвержденным спискам истец был включен в очередь под № 31. Письмом ГУФСИН по Красноярскому краю от 13.05.2021 24/ТО/34-13129 Щеднова А.П. уведомили, что ФСИН России осуществляет выдачу сертификатов в планируемом году гражданам, подтвердившим свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, и о необходимости в срок до 25.05.2021 предоставить перечень документов в соответствии с п. 44 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. Указанное письмо было получено Щедновым А.П. 24.05.2021, поэтому объективно представить необходимые документы в срок до 25.05.2021 он не мог, заявление (рапорт) на выдачу сертификата в 2021 году и все необходимые документы были направлены Щедновым А.П. в адрес ГУФСИН России по Красноярскому краю 22.07.2021 и получены адресатом 27.07.2021, о результатах рассмотрения документов ему сообщено не было. В ходе рассмотрения дела представитель ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю пояснил, что документы ГУФСИН России по Красноярскому краю не рассматривались, поскольку получены после 25.05.2021. Бездействие ГУФСИН России по Красноярскому краю по нерассмотрению документов лишило Щеднова А.П. права на получение жилищного сертификата в 2021 году, это бездействие Щеднов А.П. считает незаконным. Спорные правоотношения регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153. Согласно п. 31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан на получение сертификатов определяются органами исполнительной власти - ФСИН России. Срок для предоставления документов - 25.05.2021 был установлен ГУФСИН России по Красноярскому краю произвольно, без учета того обстоятельства, что предоставить требуемые документы в установленный срок будет невозможно. 22.07.2021 в соответствии с п. 44 Правил Щеднов А.П. направил заявление о выдаче жилищного сертификата как включенному в списки на 2021 год по установленной форме, документы получены адресатом 27.07.2021. В соответствии с п. 21 Правил ГУФСИН России по Красноярскому краю должно было рассмотреть заявление и принять решение об отказе или выдаче сертификата. Приостановка принятия решения действующим на тот момент законодательством не предусмотрена. Такая приостановка была предусмотрена п. 24 Приказа ФСИН от 16.05.2012 № 267, который на момент спорных правоотношений уже утратил силу. Согласно пункту 26 указанного Приказа ФСИН России и государственный заказчик подпрограммы ежегодно, по состоянию на 1 января, проводят сверку данных об использовании бланков сертификатов, по результатам сверки составляется акт. Тот факт, что документы были предоставлены Щедновым А.П. после 25.05.2021 года, не лишает его права на получение сертификата за 2021 год, и не освобождает ГУФСИН России по Красноярскому краю обязанности рассмотреть документы, принять решение по результатам рассмотрения и уведомить об этом Щеднова А.П. Сторона истца считает, что все необходимые для получения сертификата документы были предоставлены, а перечисленные ответчиком на стр. 8 возражений от 11.11.22 - не требуются. Правовая оценка отсутствия необходимости предоставления этих документов дана в решении Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22.10.2015 года по делу № 2-3673/2015 между теми же сторонами. Согласно представленным ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебном заседании 14.12.2022 документам (спискам ГЖС) в 2021, 2022 году выдано более 31 жилищного сертификата, и Щеднов А.П., безусловно, имел право на получение сертификата в 2021 году, и сохранил это право по настоящее время. Указала также на то, что бездействие по нерассмотрению рапорта (заявления) о выдаче истцу государственного жилищного сертификата заключается в том, что ГУФСИН России по Красноярскому краю следовало направить документы, поступившие 27.07.2021, для рассмотрения во ФСИН либо дать ответ, в то время как указанных действий совершено не было, документы были вложены в личное дело истца без рассмотрения, о судьбе направленного рапорта о выдаче сертификата истец проинформирован не был.
В судебном заседании представитель ответчиков ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России Скрипниченко Э.А. (доверенности в материалах дела) исковые требования не признал, поддержал представленные ранее письменные возражения, указывая на то, что в соответствии с пунктом 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году, формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме). Список, сформированный учреждением, подведомственным территориальному органу ФСИН России, утвержденный начальником данного учреждения, сшитый и заверенный оттиском печати, и сформированные учетные дела до 10 июля года, предшествующего планируемому, подлежат представлению в соответствующий территориальный орган ФСИН России. По результатам рассмотрения жилищной (жилищно-бытовой) комиссией учреждения, органа УИС документов принимается решение о включении (отказе во включении) граждан в сводный список участников ведомственной целевой программы по территориальному органу ФСИН России.
Мероприятия, указанные в пункте 7 приказа ФСИН России от 02.03.2018 № 181, выполнены учреждением ФКУ ИК-42 и оформлены в выписке из протокола №2 от 29.06.2020 заседания жилищно-бытовой комиссии, в соответствии с которым Щеднов А.П. был включен в список граждан – участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на 2021 год.
В соответствии с пунктом 44 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет заявление (рапорт) по форме согласно приложению №5 с приложением указанных документов. Основанием для отказа в выдаче сертификата является непредставление или неполное представление документов. В случае выявления указанных недостатков рассмотрение вопроса о выдаче сертификата откладывается до устранения гражданином - участником ведомственной целевой программы выявленных недостатков. Так как истец претендовал на получение государственного жилищного сертификата, то обязательным условием отнесения граждан проживающих на территории поселков УИС является наличие постоянного проживания на территории поселка УИС. При этом данное жилое помещение должно принадлежать гражданину на условиях договора социального найма жилого помещения (договора найма жилого помещения), либо принадлежать ему и членам его семьи на праве собственности. Предоставление сертификата подразумевает, прежде всего, реализацию гражданами, проживающими на территории поселка УИС своего права на отселение по избранному месту жительства при условии освобождения занимаемого им жилого помещении, которое в дальнейшем будет использовано для повторного заселения в интересах градообразующего предприятия.
В ГУФСИН России по Красноярскому краю поступило письмо ФСИН России от 18.03.2021 о том, что в 2021 году запланировано к выдаче 28 государственных жилищных сертификатов.
13.05.2021 истцу было направлено уведомление о предоставлении документов в срок до 25.05.2021 для предоставления во ФСИН России в связи с выдачей государственных жилищных сертификатов. В указанный в данном уведомлении срок Щедновым А.П. документы не были представлены, были представлены по истечении установленного срока - 22.07.2021, в то время как к указанной дате все учетные дела других граждан-участников программы были направлены во ФСИН.
В этой связи на представленные Щедновым А.П. в ГУФСИН России по Красноярскому краю документы не давалась оценка в части полноты представленных документов, личное дело вместе с представленным рапортом и прилагаемыми к нему документами во ФСИН не направлялось, поступившие документы были вложены в личное дело Щеднова А.П., где до настоящего времени они и хранятся.
Вместе с тем, в ходе подготовки к судебным процессам в рамках рассматриваемого гражданского дела были изучены представленные Щедновым А.П. в июле 2021 года документы, сделан вывод о том, что истцом был представлен неполный пакет документов, а именно отсутствуют: копия правоустанавливающих документов на жилое помещение по месту регистрации истца; обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений).
В случае направления документов гражданином в адрес ГУФСИН без заявления с просьбой об уведомлении о результатах рассмотрения документы приобщаются к учетному делу без уведомления о результатах рассмотрения. Щеднов А.П. такое заявление не подавал, по этой причине ему не было направлено уведомление о результатах рассмотрения поступивших от него по почте документов.
Также просил учесть, что направление писем в адрес гражданина-участника ведомственной целевой программы о предоставлении документов носит рекомендательный характер, законодательством такого рода переписка не предусмотрена.
Поскольку истец в 2021 году заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в планируемом 2022 году не представил, следовательно, не был включен в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы, подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2022 году. Такое заявление им не подано и 2022 году, в связи с чем в настоящее время Щеднов А.П. в списках лиц, подтвердивших участие в ведомственной целевой программе на 2023 год, не значится.
Поскольку согласно сводному списку граждан-участников программы, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2021 году, Щеднов А.П. числился под №31, с учетом планируемых к выдаче сертификатов в 2021 (28), по очередности его учетное дело не подлежало бы направлению во ФСИН России.
Таким образом, для выполнения требований истца в части рассмотрения вопроса о предоставлении государственного жилищного сертификата в установленном законом порядке, ему необходимо подать соответствующее заявление, а также исполнить пункт 44 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153. Поскольку фактов бездействия ответчиков, а также принятия незаконных решения не имеется, просил в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд н уведомили, об отложении слушания по делу не просил.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Согласно п.п.2,3 Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В силу п.6 Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
В соответствии с п.19 Правил для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов, органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению № 1 с приложением установленный настоящим пунктом документов.
Согласно п.21 Правил подразделения, органы местного самоуправления (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, и администрация г. Байконура осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы.
В случае признания гражданина участником ведомственной целевой программы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, или в администрацию г. Байконура, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).
Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, и администрация г. Байконура до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем государственной программы (п.25.1 Правил).
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме согласно приложению № 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю государственной программы (на бумажном носителе и в электронном виде). Граждане - участники ведомственной целевой программы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (п.26 Правил).
Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется исходя из очередности, предусмотренной пунктом 24 настоящих Правил. Выписки из сводного списка получателей сертификатов доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов.
Порядок и сроки формирования списков граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в уголовно-исполнительной системе и изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты, а также порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе" в период возникновения спорных правоотношений регламентировались приказом ФСИН РФ от 02.03.2018 №181.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Щеднов А.П. проходил службу в ФКУ «Объединение исправительных учреждений № 26 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Красноярскому краю на должностях младшего начальствующего состава и был уволен из органов исполнительной системы по ст. 58 п. «В» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) с 12.11.2012 г. Выслуга лет по состоянию на 12.11.2012 г. в календарном исчислении составляет 16 лет 04 месяца 27 дней, о чем свидетельствует справка ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Согласно выписке из протокола №2 заседания жилищно – бытовой комиссии ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 31.05.2021 Щеднов А.П. включен в список граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно – коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на 2021 год.
Согласно выписке из протокола ранее на Щеднова А.П. было сформировано учетное дело.
Из учетного дела следует, что Щеднов А.П. ранее неоднократно обращался с заявлениями о выдаче государственного жилищного сертификата.
Решением Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 22.10.2015 признано незаконным приостановление выдачи Щеднову А.П. государственного жилищного сертификата по его заявлению (рапорту) от 09.04.2013 года, выраженное в непринятии решения по направлению документов в ФСИН России, отраженное в письме ГУФСИН России по Красноярскому краю от 22.12.2014г. №24/ТО/7/3-3250. На ГУФСИН России по Красноярскому краю возложена обязанность рассмотреть заявление (рапорт) Щеднова А.П. от 09.04.2013г. в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153 и Приказом ФСИН России от 16.05.2012 года №267.
Письмом от 18.03.2021 исх.№20-17295 Управление капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта (УКСНЭР ФСИН России) уведомило начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю о том, что в рамках реализации вышеназванной ведомственной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, запланировано для выдачи гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, 28 государственных жилищных сертификатов, контрольная цифра бюджетных средств составила 89 573,52 тыс. руб.
19.03.2021 начальникам территориальных органов ФСИН России, начальникам образовательных организаций ФСИН России направлено письмо ФСИН России, согласно которому в рамках реализации в 2021 году в учреждениях и органах УИС ведомственной целевой программы осуществляется работа по проверке учетных дел граждан – участников программы и выдаче им государственных жилищных сертификатов, также необходимости направить в ФСИН России ответственных за реализацию программы должностных лиц с оригиналами учетных дел (либо их заверенные копии), оригиналами списков получателей сертификатов, сформированных в соответствии с п.26 Правил, с доверенностью на получение сертификатов, для внесения участников программы в автоматизированную информационную базу и своевременного получения сертификатов гражданами – участниками программы.
Также в материалы дела представителем ответчика представлен утвержденный начальником ГУФСИН России по Красноярскому краю 27.07.2020 сводный список граждан – участников ведомственной целевой программы, подтвердивших свое участие в указанной программе в 2021 году, согласно которому Щеднов А.П., подлежащий переселению из поселка с ОУХД (п. Октябрьский), числился за №31.
Письмом от 27.05.2021 исх. №20-35060 УКСНЭР ФСИН России, адресованным начальнику ГУФСИН России по Красноярскому краю, указано на необходимость направления в ФСИН России начальника отдела воспитательной и социальной работы с личным составом Филипповой С.Ф. 15 июня 2021 года сроком на 10 дней для получения государственных жилищных сертификатов.
Согласно книге выдачи жилищных сертификатов №615 в 2021 году гражданами – участниками ведомственной целевой программы были получены 28 жилищных сертификатов.
13.05.2021 (исх.№24/ТО/34-13129) ГУФСИН России по Красноярскому краю направило в адрес Щеднова А.П. (Богучанский район, п.Октябрьский) письмо, в котором указано о том, что ФСИН России осуществляет выдачу сертификатов в планируемом году гражданам, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. В связи с этим в срок до 25.05.2021 истцу предложено предоставить документы, указанные в 44 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, при необходимости их засвидетельствования, а также указано на необходимость в срок до 20.05.2021 сообщить в телефонном режиме о сборе документов для получения государственного жилищного сертификата.
Указанное письмо было получено Щедновым А.П. лишь 24.05.2021, что подтверждается почтовым уведомлением и сторонами не оспаривалось. Как указывала представитель истца, в связи с поздним получением письма собрать и направить перечисленные в п.44 Правил документы в установленный ГУФСИН России по Красноярскому краю срок – до 25.05.2021 истец не смог, направил пакет документов в ГУФСИН России по Красноярскому краю 22.07.2021, документы (включая рапорт о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края от 22.06.2021) получены адресатом 28.07.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления.
Также из материалов дела следует, что Щеднов А.П. обращался с заявлением в ГУФСИН России по Красноярскому краю, в котором просил сообщить о результатах рассмотрения его рапорта.
Согласно ответу на данное заявление от 28.04.2022 (исх.№ ОГ-24/ТО/34/12-110) заявление Щеднова А.П. рассмотрено руководством ГУФСИН России по Красноярскому краю, указано, что необходимые документы (в соответствии с направленным уведомлением от 13.05.2021) не были предоставлены в срок до 25.05.2021. В соответствии с п.44(1) Правил в случае непредставления или неполного представления документов, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину – участнику ведомственной целевой программы не вручается и направляется для аннулирования Вашего сертификата в ФСИН России.
Приказом ФСИН России от 02.03.2018 № 181 утвержден порядок и сроки формирования списков граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в уголовно-исполнительной системе и изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты.
Согласно п.3 Порядка для участия в основном мероприятии сотрудники УИС, указанные в абзаце четвертом подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, подают заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии согласно приложению № 1 к Правилам по месту постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, указанные в подпункте "б" пункта 5 Правил, - в учреждение УИС по месту расположения поселка.
Вместе с заявлением (рапортом) граждане, изъявившие желание участвовать в основном мероприятии, представляют документы, перечисленные в п.п. 4,5 Порядка.
Организация работы по формированию списков граждан - участников основного мероприятия осуществляется учреждениями, органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, и в учреждении УИС по месту расположения поселка.
В соответствии с п.7 Порядка должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения или органа УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные заявления (рапорты), организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в основном мероприятии. Оперативными службами учреждений или органов УИС осуществляется проверка сведений, содержащихся в представленных гражданами документах.
По результатам проверки выносится решение о признании (отказе в признании) граждан участниками основного мероприятия, о чем делается соответствующая выписка из решения органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником учреждения или органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати.
О принятом решении гражданин уведомляется письменно в 10-дневный срок с момента принятия данного решения. При этом если гражданину отказано в признании участником основного мероприятия, в письме должны быть указаны причины отказа.
В силу п.п. 11-12 Порядка в случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения, и хранится в соответствующем учреждении, органе УИС, принявшем такое решение.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
В соответствии с п.13 Порядка должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год по каждой категории граждан.
Список, сформированный учреждением, подведомственным территориальному органу ФСИН России, утвержденный начальником данного учреждения, сшитый и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные учетные дела до 10 июля года, предшествующего планируемому, подлежат представлению в соответствующий территориальный орган ФСИН России.
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативными службами территориального органа ФСИН России рассматриваются представленные списки и учетные дела граждан - участников основного мероприятия, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников основного мероприятия в указанные списки в течение 20 дней с момента их представления.
По результатам рассмотрения принимается решение о включении (отказе во включении) граждан в сводный список участников основного мероприятия по территориальному органу ФСИН России и учреждению, непосредственно подчиненному ФСИН России.
Формирование сводного списка участников осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в основном мероприятии были зарегистрированы.
Сводные списки участников составляются в 2-х экземплярах, утверждаются начальником территориального органа ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, сшиваются и заверяются оттиском мастичной печати. Один экземпляр до 1 августа года, предшествующего планируемому, направляется в ФСИН России (на бумажном носителе и в электронном виде), второй экземпляр хранится в территориальном органе ФСИН России или учреждении, непосредственно подчиненном ФСИН России.
Далее ФСИН России на основании сводных списков участников, представленных территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, направляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, ответственному исполнителю основного мероприятия сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
На основании доведенных в соответствии с пунктом 28 Правил государственным заказчиком основного мероприятия контрольных цифр бюджетных средств для предоставления социальных выплат на планируемый год для учреждений и органов УИС в ФСИН России готовятся предложения по их распределению среди территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России. Распределение контрольных цифр утверждается заместителем директора ФСИН России, курирующим данное направление деятельности.
Утвержденные контрольные цифры доводятся до территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России.
Согласно п.18 Порядка территориальный орган ФСИН России и учреждение, непосредственно подчиненное ФСИН России, в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка участников, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан.
Выписки из сводного списка получателей в планируемом году доводятся территориальным органом ФСИН России до учреждений, подведомственных данному территориальному органу ФСИН России.
Указанные списки (выписки из сводных списков получателей) должны быть доступны для ознакомления гражданам - участникам основного мероприятия.
Также приказом ФСИН России от 02.03.2018 № 181 утвержден порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе.
Пункт 1 Порядка предусматривает, что ФСИН России после выхода приказа государственного заказчика основного мероприятия о выдаче бланков сертификатов получает от государственного заказчика основного мероприятия бланки сертификатов, обеспечивает их хранение и учет. Территориальные органы ФСИН России и учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН России, информируются о начале выдачи сертификатов, после чего для получения сертификатов представитель территориального органа ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, направляется в ФСИН России.
Для получения сертификата гражданин - участник основного мероприятия представляет в территориальный орган ФСИН России или учреждение, непосредственно подчиненное ФСИН России: рапорт (заявление) на получение сертификата согласно приложению №5 к Правилам с прилагаемыми документами, указанными в пункте 2 Правил.
В соответствии с пунктами 4,5 Правил для получения сертификатов представитель территориального органа ФСИН России и учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, представляет в ФСИН России доверенность на их получение, заверенную начальником территориального органа ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, и оттиском мастичной печати, сводные списки получателей и оригиналы учетных дел граждан - участников основного мероприятия или копии учетных дел, заверенные начальником территориального органа ФСИН России и учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, и оттиском мастичной печати.
ФСИН России организует работу по рассмотрению представленных сводных списков получателей и учетных дел граждан - получателей сертификатов, рассчитывает размер социальных выплат в соответствии с Правилами, оформляет бланки сертификатов.
Оформление и выдача сертификатов осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке получателей по каждой категории граждан - участников основного мероприятия.
В силу пунктов 6,7 Правил основанием для отказа в выдаче сертификата является непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка. В случае выявления указанных недостатков рассмотрение вопроса о выдаче сертификата откладывается до устранения гражданином - участником основного мероприятия выявленных недостатков.
После оформления сертификаты передаются представителю территориального органа ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, для вручения гражданам - получателям сертификатов.
Рассматривая спор по существу, суд, проанализировав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 67 ГПК РФ, Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, положения, содержащиеся в приказе ФСИН России от 02.03.2018 № 181, исходит из того, что Щеднов А.П. по результатам заседания жилищно-бытовой комиссии от 29.06.2020 был включен в список граждан – участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на 2021 год; в сводном списке граждан-участников ведомственной целевой программы, подтвердивших свое участие в программе в 2021 году, Щеднов А.П. числился за №31. Письмом от 18.03.2021 начальник ГУФСИН России по Красноярскому краю уведомлен о том, что в рамках реализации ведомственной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, запланировано для выдачи гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, 28 государственных жилищных сертификатов. Истцу, проживающему в п.Октябрьский Богучанского района Красноярского края, ГУФСИН России по Красноярскому краю 13.05.2021 направлено письмо, содержащее указание на то, что ФСИН России осуществляет выдачу сертификатов в планируемом году гражданам, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, в связи с этим в срок до 25.05.2021 истцу предложено предоставить документы, указанные в 44 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, а также указано на необходимость в срок до 20.05.2021 сообщить в телефонном режиме о сборе документов для получения государственного жилищного сертификата. Между тем, данное письмо получено истцом лично лишь 24.05.2021 (за один день до истечения срока, указанного в письме). Заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата в 2021 году, датированное 22.06.2021, с прилагаемыми документами направлены истцом 22.07.2021 и получены ответчиком 28.07.2021.
При этом следует учесть, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, а также положения, содержащиеся в приказе ФСИН России от 02.03.2018 № 181, содержат лишь указание на документы, которые следует представить гражданину – участнику основного мероприятия для получения государственного жилищного сертификата (рапорт (заявление) на получение сертификата по установленной форме с прилагаемыми документами).
При этом какие-либо сроки, в течение которых следует подать заявление на получение сертификата и прилагаемые к нему документы, вышеприведенными нормативными актами (в отличие от сроков, установленных для подачи заявления об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году, с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому) не регламентированы, в общем доступе данная информация не размещается. Доказательств того, что истец имел достаточную возможность ознакомиться с информацией относительно конечного срока, к которому следовало представить пакет документов с рапортом о выдаче сертификата, не представлено. При этом суд отмечает, что в 2014 году заявление (рапорт) о выдаче сертификата было подготовлено истцом лишь в августе 2014 года.
Между тем о сроке, к которому истцу следовало представить документы, указанные в 44 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, 10-дневный срок (до 25.05.2021), истец был проинформирован в письме ГУФСИН России по Красноярскому краю от 13.05.2021, в котором сообщалось о том, что ФСИН России осуществляет выдачу сертификатов в планируемом году гражданам, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, в связи с чем истцу предлагалось представить документы.
Однако территориальный орган, устанавливая 10-дневный срок для представления документов, при направлении уведомления не учел время, необходимое на отправку и доставку почтовой корреспонденции, и реальной возможности его исполнения, исходя из территориальной удаленности Щеднова А.П. Уведомление, направленное 13.05.2021 в Богучанский район Красноярскому краю, стороной истца было получено лишь 24.05.2021, в связи с чем объективной возможности представить необходимые документы в срок до 25.05.2021 (1 день) у истца не имелось.
Вместе с тем, как пояснил представитель ответчиков в судебном заседании, в связи с тем, что документы в установленный в письме срок (до 25.05.2021) Щедновым А.П. представлены не были, были направлены позднее, когда процесс выдачи сертификатов был завершен, они были вложены в учетное дело и во ФСИН России для рассмотрения не направлялись; обязанности по извещению истца о движении направленных документов у территориального органа также не имелось ввиду отсутствия со стороны истца при направлении документов соответствующей просьбы.
Доводы представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю об отсутствии у территориального органа обязанности по направлению истцу соответствующего уведомления о представлении рапорта о выдаче сертификата с прилагаемыми документами, специфики направленного уведомления, носящего рекомендательный характер, суд отклоняет, поскольку, несмотря на приведенные доводы, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, факт направления истцу такого письма установлен, истец, с учетом получения письма за 1 день до истечения установленного в нем срока, не имел реальной возможности представления требуемых документов в установленный срок, в связи с чем данным письмом истец был введен в заблуждение, что свидетельствует о нарушении его прав, с учетом отсутствия у него иной информации относительно конечного срока, к которому следовало представить документы.
Ответчик, получив в марте 2021 года информацию о количестве сертификатов, планируемых к выдаче в 2021 году (28 штук), зная достоверно о том, что Щеднов А.П. значился в сводном списке на 2021 год под №31, принял решение его проинформировать об осуществлении ФСИН России выдачи сертификатов в планируемом году гражданам, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, предложив ему представить документы в установленный срок. При этом, с учетом полученной информации и принятии решения о направлении истцу соответствующего письма, ответчик имел достаточную возможность направить Щеднову А.П. такое письмо заблаговременно, не вводя последнего в заблуждение, предоставить ему срок, достаточный для сбора документов и их представления в ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Приведенные представителем ГУФСИН России по Красноярскому краю доводы о том, что Щеднов А.П. значился в списке под №31, в то время как планировалось к выдаче в 2021 году лишь 28 сертификатов, в связи с чем по очередности его учетное дело не подлежало бы направлению во ФСИН России, суд отклоняет, поскольку анализ сводных списков на 2021 и 2022 годы, размещенных в том числе на официальном сайте ГУФСИН России по Красноярскому краю, свидетельствует о том, что не все лица, состоящее в очереди до Щеднова А.П. (до №31), получили сертификаты в 2021 году, 8 человек с иными порядковыми номерами включены в список на 2022 год, следовательно, с учетом того, что в 2021 году фактически было выдано 28 сертификатов, учетное дело Щеднова А.П. могло быть направлено для рассмотрения во ФСИН России.
Принимая во внимание, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, а также положения приказа ФСИН России от 02.03.2018 № 181 содержат закрытый перечень оснований, в силу которых может быть отказано в выдаче сертификата – это непредставление или неполное представление документов, выявление недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, при этом предусмотрено, что в случае выявления указанных недостатков рассмотрение вопроса о выдаче сертификата откладывается до устранения гражданином - участником подпрограммы выявленных недостатков; иных оснований для отказа в выдаче сертификата, в том числе по причине представления документов по истечении какого-либо срока, нормы действующего на тот момент законодательства не предусматривали, а также учитывая, что заявление (рапорт) Щеднова А.П. о выдаче жилищного сертификата от 22.06.2021 с прилагаемыми к нему документами фактически были направлены последним и получены ГУФСИН России по Красноярскому краю 28.07.2021, у которого имелась обязанность их направить для рассмотрения в ФСИН России – орган, уполномоченный осуществлять работу по рассмотрению представленных учетных дел граждан и оформлению бланков сертификатов, в то время как данная обязанность, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, ГУФСИН России по Красноярскому краю не исполнена, поступившие документы в уполномоченный орган не направлялись, вопрос о полноте документов не рассматривался, до настоящего времени они хранятся в личном деле, доказательств того, что данные действия основаны на нормах действовавшего на тот период времени законодательства, не представлено, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившееся в ненаправлении учетного дела Щеднова А.П. во ФСИН России для рассмотрения его рапорта (заявления) о выдаче государственного жилищного сертификата с прилагаемыми к нему документами, поступившими 27.07.2021 года, возложив на ГУФСИН России по Красноярскому краю обязанность направить учетное дело Щеднова А.П. во ФСИН России для рассмотрения его рапорта (заявления) о выдаче государственного жилищного сертификата с прилагаемыми к нему документами, поступившими 27.07.2021 года, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153.
Между тем оснований для удовлетворения требований Щеднова А.П. о возложении на ФСИН России обязанности выдать ему государственный жилищный сертификат суд не усматривает, полагая данные требования преждевременными, поскольку заявление (рапорт) Щеднова А.П. от 22.06.2021 о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, а также вопрос о наличии у него права и оснований для получения государственного жилищного сертификата предметом проверки и рассмотрения уполномоченного органа не являлись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Щеднова Андрея Петровича удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившееся в ненаправлении учетного дела Щеднова Андрея Петровича 12.12.1976 года рождения (паспорт 0421 753070) во ФСИН России для рассмотрения его рапорта (заявления) о выдаче государственного жилищного сертификата от 22.06.2021 года с прилагаемыми к нему документами, поступившими 27.07.2021 года.
Обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю направить учетное дело Щеднова Андрея Петровича во ФСИН России для рассмотрения его рапорта (заявления) о выдаче государственного жилищного сертификата от 22.06.2021 года с прилагаемыми к нему документами, поступившими 27.07.2021 года, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года №153.
В удовлетворении остальной части требований, а также требований, предъявленных к ФСИН России, Щеднову Андрею Петровичу отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме.
Судья О.С. Науджус
Мотивированное решение изготовлено 5 мая 2023 года.