Дело № 2–612/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калтан 28 ноября 2019 г.
Судья Калтанского районного суда Кемеровской области Чёрная Е.А.,
при секретаре Сурминой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пикалова А.С. к МО –Калтанский городской округ о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Пикалов А.С. обратился в суд с иском к МО –Калтанский городской округ, в котором просит признать за ним право собственности на жилой дом по ... в порядке наследования после смерти своей матери П. умершей .../.../.....
Свои требования мотивирует тем, что его мать П. купила указанный дом в 1984 году, ей была передана домовая книга, она прописалась в нем и владела домом вплоть до своей смерти .../.../..... Согласно справке БТИ дом значится за П., других документов нет, что препятствует ему в оформлении наследства.
Истец Пикалов А.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель истца Мелетьева Н.К., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 02.11.2018 сроком на три года, в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика МО–Калтанский городской округ, третьего лица УМИ КГО в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Представили письменный отзыв.
Суд, заслушав явившихся лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 8.1 и статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Согласно пункту 1 статьи 223 ГК РФ право собственности переходит к приобретателю по договору с момента передачи вещи, если иное не установлено договором или законом. В отношении недвижимого имущества момент перехода права собственности императивно привязан к моменту регистрации такого перехода (пункт 2 статьи 223 ГК РФ).
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абзац второй п. 2 ст. 218 и п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии с абз. вторым п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 названного Кодекса в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В п. 1 ст. 1110 ГК РФ закреплено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного Кодекса не следует иное.
В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Таким образом, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику с момента открытия наследства.
Как указано в абз. втором п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество (абз. второй п. 4 названного выше Постановления).
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом по ... по данным БТИ значился за П., являющейся матерью истца Пикалова А.С., что подтверждается копией свидетельства о его рождении (л.д. 25).
Так, в соответствии со справкой БТИ от 18.07.1989 (л.д.9) домовладение ... по ... значится за П., договора нет, дому присвоен милицейский номер. Общая полезная площадь 69 кв.м.
Согласно копии домовой книги и адресной справки по указанному адресу П. значилась зарегистрированной с 13.03.1984 по 28.10.2018 (л.д. 10-12).
В соответствии с техническим паспортом на жилой дом, справочной информации из ЕГРП жилой дом имеет год постройки 1952, статус объекта ранее учтенный, имеет кадастровый номер и инвентарный ... (л.д. 14, 15-22).
П. умерла .../.../...., что подтверждается копией свидетельства о ее смерти.
Пикалов А.С., являясь наследником первой очереди, обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, другие наследники не заявляли о своих правах, ему выданы свидетельства о праве на наследство на иное имущество, что следует из ответа нотариуса Калтанского городского округа на запрос суда.
Кроме того, судом были допрошены свидетели К., Ю., знавшие как мать истца П., так и истца, подтвердивших суду, что П. купили спорный жилой дом у Ю. была передана домовая книга, документов на дом не было. Однако дом расположен на улице, к дому проведено центральное водоснабжение, электроэнергия, в доме была прописка, дому больше 40 лет.
У суда нет оснований не доверять показаниям указанных лиц, личной заинтересованности суд не усматривает, их показания согласуются между собой и с материалами дела.
Согласно ст. 131 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Статья 6 данного Закона предусматривает, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона (до 31.01.1998 г.) признаются действительными при их государственной регистрации.
До введения в действие указанного Закона, в целях обеспечения единого порядка государственного учета жилищного фонда, государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществлялся по единой для Союза ССР системе на основе регистрации технической инвентаризации органами БТИ в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 10.02.1985 N 136 "О порядке государственного учета жилищного фонда" и Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в РФ".
Основной задачей государственного учета жилищного фонда являлось получение данных о его количественном и качественном составе, принадлежности, а также численности проживающих граждан (п. 2 Постановления Совмина СССР от 10.02.1985 N 136).
В соответствии с п. п. 6 - 7 Постановления Совмина СССР от 10.02.1985 г. N 136 основанием отнесения спорного объекта к жилому является документация, составленная органами технического учета при первичной технической инвентаризации.
Согласно п. 3 Постановления N 136 государственному учету подлежали жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Жилые дома и жилые помещения в других строениях включались в состав жилищного фонда после приемки их в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, регистрации и технической инвентаризации.
Исследовав письменные доказательства по делу, опросив свидетелей, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости значился до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по материалам БТИ как жилой дом, дому присвоен инвентарный номер, мать истца владела домом открыто, непрерывно, как своим собственным более 15-ти лет, а истец является ее единственным наследником, что может являться основанием для признания за ним право собственности на спорный объект недвижимости.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пикалова А.С. удовлетворить.
Признать за Пикалова А.С. право собственности в порядке наследования после смерти П., умершей .../.../...., на здание- жилой дом, с ..., инвентарный ... площадью 69 кв.м., расположенный по ...
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2019 г.
Судья Чёрная Е.А.