Решение по делу № 2-247/2024 (2-11052/2023;) от 30.10.2023

14RS0035-01-2023-015303-15

Дело № 2-247/2024 (2-11052/2023)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                      01 февраля 2024 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Александровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный природный заповедник «Олекминский», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить защиту территории от лесных пожаров,

у с т а н о в и л :

Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) (далее – прокурор) обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 05 октября 2023 года по делу №2-7496/2022 удовлетворен иск Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия), согласно которому суд обязал Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации профинансировать мероприятие по охране территории особо охраняемых природных территорий – государственный природный заповедник «Олекминский» от лесных пожаров путем организации авиационного патрулирования территории ООПТ - государственный природный заповедник «Олекминский» на 2023 год. По указанному решению суда исполнительное производство прекращено в связи с фактическим исполнением требований, при этом, проведенной проверкой установлено, что финансовые средства не выделялись, в связи, с чем решение суда от 05 октября 2023 года не исполнено. Просил возложить на ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский» обязанность обеспечить охрану территории от лесных пожаров, в том числе, организовать авиационное патрулирование и профинансировать мероприятие по охране лесов авиационное патрулирование территории.

Между тем, истец изменил предмет исковых требований, просил обязать ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский» обеспечить охрану территории ООПТ от лесных пожаров в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, путем организации авиационного патрулирования территории особо охраняемых природных территорий на 2024 г., обязать Минэкологии России в срок до 01 мая 2024 г. предусмотреть в государственном задании ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский» и профинансировать мероприятие по охране территории от лесных пожаров в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемые природных комплексов и объектов путем организации авиационного патрулирования территории особо охраняемых природных территорий – государственный природный заповедник «Олекминский» на 2024 г. в размере 86 973 900 руб.

Помощник Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) Шибина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по доверенности Новожилова О.В. в судебное заседание не явилась, направила возражения на исковое заявление, с указанием на преждевременность обращения и необоснованность исковых требований.

Представитель ответчика ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Принимая во внимание пояснения помощника Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) Шибиной А.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, установлено, что Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия) проведена проверка деятельности ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский» (далее – заповедник) на предмет исполнения федерального законодательства о чрезвычайных ситуациях в сфере зашиты лесов от природных пожаров.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Статьей 19 Лесного кодекса предусмотрено, что меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии с п. 9 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденного приказом Минприроды России от 12.08.2021 № 558 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного, нефтяного) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству в соответствии с лесным законодательством, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлена Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 (далее – Правила).

Согласно подпункту "а" пункта 3 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.

Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614, меры пожарной безопасности, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются: Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В силу пп. 1 п. 8 Положения о государственном природном заповеднике «Олекминский», утвержденного приказом Минприроды России от 17.04.2018 № 150, на заповедник возложены задачи по осуществлению охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 (далее – Положение № 640).

Так, в соответствии с нормами пункта 2 Положения № 640 государственное задание формируется с учетом предложений федерального государственного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей федерального государственного учреждения по оказанию данных услуг и выполнению работ.

В соответствии с пунктом 11 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 (далее - Положение № 640), объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат на выполнение работ.

Согласно пункта 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства финансовое обеспечение государственного задания ФГБУ Государственный природный заповедник «Олекминский» на выполнение работ по мониторингу пожарной опасности в лесах и тушению лесных пожаров на территории заповедника на 2023 г. не предусмотрено. 27 июня 2023 года Специализированным отделом судебных приставов по г. Москве №1 ГМУ ФССП России возбужденное исполнительное производство по решению Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 05 октября 2023 года окончено в связи с фактическим исполнением требований. Между тем, проведенной проверкой было установлено, что фактическое исполнение решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 05 октября 2023 года не установлено, дополнительного финансирования на авиационное патрулирование не выделено.

Между тем, соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг №, учреждению на 2021 год предоставлена субсидия в размере 44 909 500 рублей. Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг №, учреждению на 2022 год предоставлена субсидия в размере 48 256 300 рублей. Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг № от 19.01.2023, учреждению на 2023 год предоставлена субсидия в размере 52 018 300 рублей, в том числе на фонд оплаты труда 26 737 007 рублей, на приобретение товаров и услуг зарезервировано на начало текущего финансового года в размере 25 281 293 рублей, что подтверждается сведениями от 16.10.2023 года. Дополнительным соглашением к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг № от 17.04.2023, учреждению дополнительно выделена субсидия в размере 3 000 000 рублей. Общая сумма контрактов составила 2 432 135, 82 рублей, оставшейся от выделенных 3 000 000 рублей не хватило на заключение основного контракта по применению воздушного судна «МИ-8», в чем Учреждению Федеральным бюджетным учреждением «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесохрана» было отказано.

Из отзыва представителя ответчика Министерства природы России следует, что формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг федеральными бюджетными учреждениями осуществляется в порядке, установленном законом. В государственном задании учреждения на 2024 год запланированы мероприятия по осуществлению воздушного патрулирования территории Заповедника в объеме 185 летных часов. Соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения указанного государственного задания будет заключено с учреждением после его утверждения в первом квартале 2024 года в установленном законом порядке и сроки.

Согласно пункта 1 статьи 24 «Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» следует, что финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Поскольку авиационное патрулирование, является одним из видов дистанционных методов наблюдения за пожарной обстановкой на особо охраняемых природных территориях, в случае необходимости не может быть произведено в условиях недостаточности финансирования.

Таким образом, отсутствие финансовых средств, направленных на привлечение специализированной организации для проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров, с учетом местности, на которой находится особо охраняемая природная территория, не позволит оперативно реагировать на возникающие очаги лесных пожаров на территории заповедника, что может повлечь существенное нарушение охраняемых законом интересов государства, невозможность сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных норм закона, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить обязанность на федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Олекминский» обеспечить охрану особо охраняемых природных территорий – государственный природный заповедник «Олекминский» от лесных пожаров в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, путем организации авиационного патрулирования территории особо охраняемых природных территорий - государственный природный заповедник «Олекминский» на 2024 год, посредством проведения закупок до начала пожароопасного периода в республике до 01 мая 2024 года, заключения договоров, контроля их исполнения.

Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществить финансирование мероприятий по авиационному патрулированию и тушению лесных пожаров на особо охраняемых природных территориях - государственный природный заповедник «Олекминский», до начала пожароопасного сезона в Республике Саха (Якутия), не позднее 01 мая 2024 года, в размере 86 973 900 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                     п/п                                   Л.А. Ефимова

Копия верна:

Судья                                                                             Л.А. Ефимова

    Решение изготовлено: 05.02.2024 г.

2-247/2024 (2-11052/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Якутский природоохранный прокурор
Ответчики
ФГБУ Государственный природный заповедник Олекминский
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Ефимова Любовь Алексеевна
Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2023Передача материалов судье
02.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2023Подготовка дела (собеседование)
20.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.12.2023Предварительное судебное заседание
19.12.2023Подготовка дела (собеседование)
19.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее