Решение по делу № 2а-2555/2020 от 08.06.2020

Дело № 2а-2555/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 сентября 2020 года город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Беляков В.Б., при секретаре Кравец Т.О., рассмотрев административный иск Баширова А. В. УФСИН России по Архангельской области, ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области, Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России о взыскании денежной компенсации,

установил:

Баширов А.В. обратился в суд с заявлением о взыскании денежной компенсации в рублях суммы эквивалентной 15000 евро.

В обоснование заявленных требований указал, что в отношении него допущено нарушение установленных требований по его содержанию в местах лишения свободы.

В ходе судебного заседания, проведенного с использованием средств видеоконференцсвязи Баширов А.В. поддержал вышеуказанные исковые требования.

Представитель административных ответчиков - ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России Верещагина О.А. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, полагает, что они не основаны на законе.

Представитель заинтересованного лица – ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России Боброва Ю.А. с заявленными требованиями также не согласилась, полагает, что они не основаны на законе.

Остальные участвующие в деле лица о судебном заседании уведомлялись надлежащим образом, в суд не явились.

Выслушав участвующих в деле лиц, оценив материалы дела, суд установил следующее.

Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органоввоенного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Суд учитывает, что лица, содержащиеся под стражей, в случае нарушения условий содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В соответствии со ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Из анализа данной правовой нормы усматривается, что в ней содержится общее правило определения подсудности - по месту нахождения властного органа, и исключение из него - для обжалования действий (бездействия) должностных лиц, место нахождения которых не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 разъяснено, что в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.

Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», при определении территориальной подсудности административных дел, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, судам следует учитывать, что в случае, когда административным ответчиком является федеральный орган исполнительной власти, его территориальный орган, административное исковое заявление может быть подано в суд того района, на территории которого осуществлены (не осуществлены) полномочия в виде оспариваемых действий (бездействия) или на территории которого исполняется оспариваемое решение. Например, административное исковое заявление об оспаривании бездействия, связанного с необеспечением в исправительном учреждении минимальных норм питания, подается в районный суд, на территории которого расположено такое учреждение (часть 2 статьи 22 КАС РФ). Привлечение к участию в деле второго административного ответчика не влечет передачу в другой суд дела, принятого судом к своему производству с соблюдением правил подсудности (часть 1 статьи 27, части 1, 3 статьи 43 КАС РФ).

Таким образом, правовое значение при определении подсудности имеет место расположения учреждения, в котором содержался административный истец и действия (бездействие) сотрудников которых оспариваются, но не место нахождения административных ответчиков- Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области,Федеральной службы исполнения наказаний России, Министерства финансов Российской Федерации.

Поскольку учреждение, чьи действия оспариваются, расположено на территории, не относящейся к юрисдикции Октябрьского районного суда г. Архангельска (<адрес>), там же возникают правовые последствия обжалуемого действия (бездействия), настоящее административное исковое заявление подано с нарушением требований о подсудности.

Статья 27 КАС РФ определяет, что суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, в том числе, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Следовательно, дело подлежит передаче по подсудности по месту возникновения последствий оспариваемых действий (бездействия), т.е. в Ломоносовский районный суд города Архангельска.

В ходе судебного заседания Баширов А.В., а также представители административных ответчиков и заинтересованного лица пояснили, что не возражают против передачи дела по подсудности для дальнейшего рассмотрения по существу в
Ломоносовский районный суд города Архангельска.

С учетом изложенного, на основании ст. 27 КАС РФ, суд

определил:

Административный иск Баширова А. В. УФСИН России по Архангельской области, ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области, Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России о взыскании денежной компенсации передать по подсудности для дальнейшего рассмотрения по существу в Ломоносовский районный суд города Архангельска.

Определение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья В.Б. Беляков

2а-2555/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Передано по подсудности, подведомственности
Истцы
Баширов Альфред Ваязович
Ответчики
Министерство финансов Российской Федерации
УФСИН России по Архангельской области
ФСИН России
ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по АО и НАО
Другие
ФКУЗ МСЧ 29 ФСИН России
Управление Судебного департамента по Архангельской области
Судебный Департамент при Верховном суде Российской Федерации
Прокуратура по Архангельской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Беляков В.Б.
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
08.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2020Передача материалов судье
09.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2020Предварительное судебное заседание
21.07.2020Предварительное судебное заседание
24.08.2020Предварительное судебное заседание
24.08.2020[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
01.09.2020Предварительное судебное заседание
01.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее