Решение по делу № 2-808/2024 от 11.11.2024

Дело № 2-808/2024 УИД 37RS0-86

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

10 декабря 2024 года                                                  г.Пучеж Ивановской области

            Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Касаткина А.Л., при секретаре Марковой Е.В., с участием помощника Пучежского межрайонного прокурора Фролова Р.С., представителей ответчиков администрации Пестяковского муниципального района Лапкина А.В., МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» Уткина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пучежского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» о возложении обязанности произвести ремонт опор № 14, 15 воздушной линии электропередач, расположенных по ул.Школьная дер. Дубовичье и опоры воздушной линии электропередач, расположенной в районе ул. Привокзальная с координатами 56.663510°, 42.298118° рядом с нежилым зданием столовой по ул. Школьная дер. Дубовичье Пестяковского муниципального района Ивановской области

                                                                 УСТАНОВИЛ:

Пучежский межрайонный прокурор Ивановской области обратился в суд с иском (с учетом уточнения требований) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» об обязании в течении одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу провести ремонт опор с номерами 14 и 15 воздушной линии электропередач, находящихся на ул.Школьная дер. Дубовичье Пестяковского муниципального района и одной опоры без номера расположенной в районе ул. Привокзальная с координатами 56.663510°, 42.298118° рядом с нежилым зданием столовой по ул. Школьная дер. Дубовичье Пестяковского муниципального района Ивановской области, мотивировав требования тем, что прокуратурой на основании обращения гражданина проведена проверка соблюдения требований законодательства об электроснабжении на территории д.Дубовичье Пестяковского района Ивановской области, в ходе которой установлено, что сооружение электроэнергетики (объект электросетевого хозяйства) - воздушная линия электропередачи напряжением 0,22 кВ, расположенное в д. Дубовичье Пестяковского района Ивановской, находится в собственности Пестяковского муниципального района Ивановской области. Постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 18.06.2024 №322 указанный объект электроэнергетики на праве оперативного управления передан МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района», учредителем которого является муниципальное образование Пестяковский муниципальный район, права учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация Пестяковского муниципального района. При осмотре указанных деревянных опор воздушной линии электропередач выявлено видимое загнивание в месте соприкосновения деревянной стойки опор с проволочными бандажами и ж/б приставкой, а также по все поверхности стойки опор (характеризующееся растрескиванием, распадением, значительным разрушением древесины), имеется верховое загнивание стоек, указанные опоры накренены в сторону жилого дома, одна опора провисает над жилым домом, примерно менее одного метра от крыши. При осмотре опоры ВЛ, находящейся в районе ул.Привокзальная д.Дубовичье рядом со зданием бывшей столовой выявлено, что высоковольтные провода лежат на земле, опора ВЛ накренена в сторону, имеет смещение, по всей поверхности стойки имеется растрескивание. В нарушение действующего законодательства осмотры опор не производились, ремонтные работы по замене деревянных стоек опор электрических столбов в д.Дубовичье на 2024 год не запланированы. Ненадлежащее содержание муниципального имущества может создать угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также привести к нарушению электроснабжения данного населенного пункта, и является основанием для обращения прокурора в суд с иском в соответствии со ст.45 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник Пучежского межрайонного прокурора Фролов Р.С. исковые требования с учетом их уточнения поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации Пестяковского муниципального района Лапкин А.В. в судебном заседании не оспаривал факт необходимости ремонта данных опор воздушной линии электропередачь, при этом просил для их ремонта предоставить время до июля 2025 года, так как в бюджете Пестяковского района на 2024 года денежных средств на их ремонт не запланировано.

Представитель ответчика МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» Уткин А.В. в судебном заседании исковые требования признал частично, показав, что указанные опоры воздушной линии электропередач в д. Дубовичье находятся в аварийном состоянии и требуют ремонта, однако в МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» денежных средств на их ремонт нет. Считает возможным их ремонт до июля 2025 года, когда в бюджете Пестяковского муниципального района будут запланированы денежные средства для этих целей.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

        В судебном заседании установлено, что воздушная линия электропередачи напряжением 0,22 кВ, расположенная в д. Дубовичье Пестяковского района Ивановской области район ул.Привокзальной, протяженностью 2145 м, кадастровый находится в собственности Пестяковского муниципального района Ивановской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д.41-42,59-62,70) и сторонами не оспаривается.

        Постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 18.06.2024 указанный объект электроэнергетики на праве оперативного управления передан МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района», оперативное управление МКУ в отношении вышеуказанной воздушной линии электропередачи, как правообладателя зарегистрировано 10.07.2024 (л.д.24-25,41-42,70).

       МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района» основано на праве оперативного управления, учредителем которого является муниципальное образование Пестяковский муниципальный район, полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация Пестяковского муниципального района.

        Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (л.д.37-40).

        Судом также установлено, что Пучежской межрайонной прокуратурой Ивановской области в период с 05.11.2024 по 29.11.2024 на основании решения о проведении проверки от 02.11.2024 проведена проверка законности деятельности Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области по исполнению требований законодательства «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

        В результате проверки установлены нарушения обязательных требований к технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, содержащиеся в Приказе Минэнерго России от 04.10.2022 N 1070 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и о внесении изменений в приказы Минэнерго России от 13 сентября 2018 г. N 757, от 12 июля 2018 г. N 548". В нарушение п.п.,3,7,24, 556 и 538 Правил осмотр деревянных опор не произведен, ремонтные работы по замене деревянных стоек опор не проводились. Из акта проверки прокурора от 05.11.2024 и представленных фотографий следует, что имеется видимое загнивание в месте соприкосновения деревянных опор № 14 и 15 ВЛ, расположенных у дома №14 по ул.Школьная д.Дубовичье Пестяковского района Ивановской области, с проволочными бандажами и железо-бетонной приставкой, а также по всей поверхности стойки опоры (характеризующееся растрескиванием, распадением, значительным разрушением древесины), имеется верховое загнивание стоек опор, указанные опоры накренены в сторону жилого дома, одна опора провисает над жилым домом примерно менее одного метра от крыши. Опора линии электропередач, расположенная в районе ул.Привокзальная д.Дубовичье с координатами 56.663510°, 42.298118° рядом с нежилым зданием столовой по ул.Школьная дер. Дубовичье накренена в сторону, имеет смещение, по всей стойке опоры имеется растрескивание, неизолированные провода ВЛ электропередач лежат на земле (л.д.26-32). Данное состояние опор ВЛ-0,22 кВ д. Дубовичье зафиксированы в фотографиях, приобщенных к материалам дела и неудовлетворительное их состояние ответчиками не оспаривается.

         Из ответа администрации Пестяковского муниципального района от 05.11.2024 следует, что линия электропередач ВЛ-0,22 кВ д. Дубовичье передана в оперативное управление МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района» постановлением Администрации Пестяковского муниципального района от 18.06.2024. Ранее данные линии электропередач находились в оперативном управлении в МУП «Пестяковское ЖКХ». Линии электропередач столбы (опоры) являются собственностью Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области.        

В бюджет МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района» денежные средства на 2024 год на содержание и ремонт линии электропередач столбов (опор) не закладывалось. Исходя из этого какие-либо виды работ по содержанию, ремонту линии электропередач не были предусмотрены (л.д.23).

         Пунктом 556 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 04.10.2022 №1070, установлено, что в процессе эксплуатации в зависимости от местных условий проверка загнивания деталей деревянных опор должна проводится в период от 3 до 6 лет после ввода ВЛ в эксплуатацию, далее - не реже 1 раз в 3 года, а также перед подъемом на опору или заменой деталей. При эксплуатации ВЛ должны проводиться их техническое обслуживание и ремонт. При техническом обслуживании ВЛ должен проводиться комплекс работ, включающий в себя работы по выявлению дефектов и отклонений от нормативов путем осмотров, профилактических проверок, измерений, работы по предохранению ВЛ и ее элементов от преждевременного износа и повреждений. При ремонте ВЛ должны выполняться работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики ВЛ. При планово-предупредительном ремонте ВЛ капитальный ремонт ВЛ на металлических и (или) железобетонных опорах должен проводиться не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами не реже 1 раза в 6 лет (п.538 Правил).

                В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.1003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

         Из ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовки.

         Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены ст.11 Федерального закона №68-ФЗ.

         Исходя из положений ст.50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

         В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе, обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

Согласно ст. 210 ГПК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании пункта 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

        В силу пункта 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Исходя из смысла статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но, и возлагает на них обязанности по содержанию и ремонту имущества.

        В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание переданного им имущества, осуществлять текущие ремонтные работы.

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляетсяза счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

        Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п.4 ст.123.22 ГК РФ).

        В соответствии с п.2,7 ст.161 БК РФ, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

      Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п.5 ст.161 БК РФ, п.5 ч.1 ст.3 Закона о контрактной системе).

Согласно п. 2.2.1, 4.1, 5.3 Уставу МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района», утвержденного постановлением Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области №270 от 12.07.2021, основной вид экономической деятельности - управление эксплуатацией нежилого фонда, кроме того, предприятие осуществляет иные виды деятельности: производит содержание в надлежащем состоянии зданий, сооружений, оборудования и прилегающей территории, закрепленных за органами местного самоуправления Пестяковского муниципального района и их структурными подразделениями, в т.ч. обеспечивает бесперебойную работу инженерных систем и оборудования в соответствии с действующими нормами и правилами в административных зданиях, сооружениях и помещениях; обеспечивает поставку электрической, тепловой энергии, водоснабжение, производит текущий и капитальный ремонт имущества, не обремененного договорными обязательствами, осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества. Учреждение обязано использовать переданное имущество эффективно, обеспечивая его сохранность, текущий и капитальный ремонт. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Учредитель.

          В своих доводах ответчики указывают на недостаточность бюджетного финансирования для надлежащего содержание муниципального имущества в виде объекта электроэнергетики ВЛ-0,22 кВ в д. Дубовичье Пестяковского района.

         В соответствии с пунктом.3 ст.7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

         Таким образом, суд, учитывая передачу объекта электроэнергетики - воздушной линии ВЛ-0,22 кВ в д. Дубовичье район ул.Привокзальная Пестяковского муниципального района куда входят указанные в иске опоры ВЛ-0,22 кВ на праве оперативного управления МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района», а также отсутствия (недостаточности) у МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» денежных средств для выполнения обязательств по ремонту опор воздушной линии электропередач в д.Дубовичье приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий, направленных на устранение нарушений, установленных в ходе прокурорской проверки, должна быть возложена как на МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района», так и на Администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области, несущую субсидиарную ответственность как орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении имущества Пестяковского муниципального района переданного в оперативное управление МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района».

Поскольку выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в области электроэнергетики на территории д. Дубовичье Пестяковского муниципального района Ивановской области, а также необходимость их устранения - очевидны и подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, суд приходит к убеждению об удовлетворении исковых требований прокурора. Ненадлежащее содержание муниципального имущества в виде объекта электроэнергетики ВЛ-0,22 кВ в д. Дубовичье Пестяковского района может создать угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также привести к нарушению электроснабжения данного населенного пункта.

Удовлетворение исковых требований не ущемляют самостоятельность и направлены на реализацию полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральными законами; ответчики вправе определять объем работ самостоятельно в целях исполнения решения суда.

С учетом положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Установление соответствующего срока и определение его

продолжительности является исключительным правом суда, который определяет срок с учетом исследованных в совокупности доказательств по делу, возможности ответчика по его исполнению, степени затруднительности исполнения судебного акта, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Таким образом, с учетом позиций сторон, характера неисполненной обязанности, объема необходимых работ, погодных условий, требований разумности, а также с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, суд приходит к убеждению о необходимости установить срок для исполнения решения суда - в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Исковые требования Пучежского межрайонного прокурора Ивановской области удовлетворить.

         Обязать МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» (), администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области () в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу провести ремонт опор № 14, 15 воздушной линии электропередач, расположенных по ул. Школьная дер. Дубовичье и опоры воздушной линии электропередач, расположенной в районе ул. Привокзальная с координатами 56.663510°, 42.298118° рядом с нежилым зданием столовой по ул.Школьная дер. Дубовичье Пестяковского муниципального района Ивановской области.

         Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

                                       Судья                                       А.Л. Касаткин

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2024 года

       Судья                                          А.Л. Касаткин

Дело № 2-808/2024 УИД 37RS0-86

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

10 декабря 2024 года                                                  г.Пучеж Ивановской области

            Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Касаткина А.Л., при секретаре Марковой Е.В., с участием помощника Пучежского межрайонного прокурора Фролова Р.С., представителей ответчиков администрации Пестяковского муниципального района Лапкина А.В., МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» Уткина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пучежского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» о возложении обязанности произвести ремонт опор № 14, 15 воздушной линии электропередач, расположенных по ул.Школьная дер. Дубовичье и опоры воздушной линии электропередач, расположенной в районе ул. Привокзальная с координатами 56.663510°, 42.298118° рядом с нежилым зданием столовой по ул. Школьная дер. Дубовичье Пестяковского муниципального района Ивановской области

                                                                 УСТАНОВИЛ:

Пучежский межрайонный прокурор Ивановской области обратился в суд с иском (с учетом уточнения требований) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» об обязании в течении одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу провести ремонт опор с номерами 14 и 15 воздушной линии электропередач, находящихся на ул.Школьная дер. Дубовичье Пестяковского муниципального района и одной опоры без номера расположенной в районе ул. Привокзальная с координатами 56.663510°, 42.298118° рядом с нежилым зданием столовой по ул. Школьная дер. Дубовичье Пестяковского муниципального района Ивановской области, мотивировав требования тем, что прокуратурой на основании обращения гражданина проведена проверка соблюдения требований законодательства об электроснабжении на территории д.Дубовичье Пестяковского района Ивановской области, в ходе которой установлено, что сооружение электроэнергетики (объект электросетевого хозяйства) - воздушная линия электропередачи напряжением 0,22 кВ, расположенное в д. Дубовичье Пестяковского района Ивановской, находится в собственности Пестяковского муниципального района Ивановской области. Постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 18.06.2024 №322 указанный объект электроэнергетики на праве оперативного управления передан МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района», учредителем которого является муниципальное образование Пестяковский муниципальный район, права учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация Пестяковского муниципального района. При осмотре указанных деревянных опор воздушной линии электропередач выявлено видимое загнивание в месте соприкосновения деревянной стойки опор с проволочными бандажами и ж/б приставкой, а также по все поверхности стойки опор (характеризующееся растрескиванием, распадением, значительным разрушением древесины), имеется верховое загнивание стоек, указанные опоры накренены в сторону жилого дома, одна опора провисает над жилым домом, примерно менее одного метра от крыши. При осмотре опоры ВЛ, находящейся в районе ул.Привокзальная д.Дубовичье рядом со зданием бывшей столовой выявлено, что высоковольтные провода лежат на земле, опора ВЛ накренена в сторону, имеет смещение, по всей поверхности стойки имеется растрескивание. В нарушение действующего законодательства осмотры опор не производились, ремонтные работы по замене деревянных стоек опор электрических столбов в д.Дубовичье на 2024 год не запланированы. Ненадлежащее содержание муниципального имущества может создать угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также привести к нарушению электроснабжения данного населенного пункта, и является основанием для обращения прокурора в суд с иском в соответствии со ст.45 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник Пучежского межрайонного прокурора Фролов Р.С. исковые требования с учетом их уточнения поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации Пестяковского муниципального района Лапкин А.В. в судебном заседании не оспаривал факт необходимости ремонта данных опор воздушной линии электропередачь, при этом просил для их ремонта предоставить время до июля 2025 года, так как в бюджете Пестяковского района на 2024 года денежных средств на их ремонт не запланировано.

Представитель ответчика МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» Уткин А.В. в судебном заседании исковые требования признал частично, показав, что указанные опоры воздушной линии электропередач в д. Дубовичье находятся в аварийном состоянии и требуют ремонта, однако в МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» денежных средств на их ремонт нет. Считает возможным их ремонт до июля 2025 года, когда в бюджете Пестяковского муниципального района будут запланированы денежные средства для этих целей.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

        В судебном заседании установлено, что воздушная линия электропередачи напряжением 0,22 кВ, расположенная в д. Дубовичье Пестяковского района Ивановской области район ул.Привокзальной, протяженностью 2145 м, кадастровый находится в собственности Пестяковского муниципального района Ивановской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д.41-42,59-62,70) и сторонами не оспаривается.

        Постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 18.06.2024 указанный объект электроэнергетики на праве оперативного управления передан МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района», оперативное управление МКУ в отношении вышеуказанной воздушной линии электропередачи, как правообладателя зарегистрировано 10.07.2024 (л.д.24-25,41-42,70).

       МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района» основано на праве оперативного управления, учредителем которого является муниципальное образование Пестяковский муниципальный район, полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация Пестяковского муниципального района.

        Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (л.д.37-40).

        Судом также установлено, что Пучежской межрайонной прокуратурой Ивановской области в период с 05.11.2024 по 29.11.2024 на основании решения о проведении проверки от 02.11.2024 проведена проверка законности деятельности Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области по исполнению требований законодательства «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

        В результате проверки установлены нарушения обязательных требований к технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, содержащиеся в Приказе Минэнерго России от 04.10.2022 N 1070 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и о внесении изменений в приказы Минэнерго России от 13 сентября 2018 г. N 757, от 12 июля 2018 г. N 548". В нарушение п.п.,3,7,24, 556 и 538 Правил осмотр деревянных опор не произведен, ремонтные работы по замене деревянных стоек опор не проводились. Из акта проверки прокурора от 05.11.2024 и представленных фотографий следует, что имеется видимое загнивание в месте соприкосновения деревянных опор № 14 и 15 ВЛ, расположенных у дома №14 по ул.Школьная д.Дубовичье Пестяковского района Ивановской области, с проволочными бандажами и железо-бетонной приставкой, а также по всей поверхности стойки опоры (характеризующееся растрескиванием, распадением, значительным разрушением древесины), имеется верховое загнивание стоек опор, указанные опоры накренены в сторону жилого дома, одна опора провисает над жилым домом примерно менее одного метра от крыши. Опора линии электропередач, расположенная в районе ул.Привокзальная д.Дубовичье с координатами 56.663510°, 42.298118° рядом с нежилым зданием столовой по ул.Школьная дер. Дубовичье накренена в сторону, имеет смещение, по всей стойке опоры имеется растрескивание, неизолированные провода ВЛ электропередач лежат на земле (л.д.26-32). Данное состояние опор ВЛ-0,22 кВ д. Дубовичье зафиксированы в фотографиях, приобщенных к материалам дела и неудовлетворительное их состояние ответчиками не оспаривается.

         Из ответа администрации Пестяковского муниципального района от 05.11.2024 следует, что линия электропередач ВЛ-0,22 кВ д. Дубовичье передана в оперативное управление МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района» постановлением Администрации Пестяковского муниципального района от 18.06.2024. Ранее данные линии электропередач находились в оперативном управлении в МУП «Пестяковское ЖКХ». Линии электропередач столбы (опоры) являются собственностью Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области.        

В бюджет МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района» денежные средства на 2024 год на содержание и ремонт линии электропередач столбов (опор) не закладывалось. Исходя из этого какие-либо виды работ по содержанию, ремонту линии электропередач не были предусмотрены (л.д.23).

         Пунктом 556 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 04.10.2022 №1070, установлено, что в процессе эксплуатации в зависимости от местных условий проверка загнивания деталей деревянных опор должна проводится в период от 3 до 6 лет после ввода ВЛ в эксплуатацию, далее - не реже 1 раз в 3 года, а также перед подъемом на опору или заменой деталей. При эксплуатации ВЛ должны проводиться их техническое обслуживание и ремонт. При техническом обслуживании ВЛ должен проводиться комплекс работ, включающий в себя работы по выявлению дефектов и отклонений от нормативов путем осмотров, профилактических проверок, измерений, работы по предохранению ВЛ и ее элементов от преждевременного износа и повреждений. При ремонте ВЛ должны выполняться работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики ВЛ. При планово-предупредительном ремонте ВЛ капитальный ремонт ВЛ на металлических и (или) железобетонных опорах должен проводиться не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами не реже 1 раза в 6 лет (п.538 Правил).

                В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.1003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

         Из ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовки.

         Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены ст.11 Федерального закона №68-ФЗ.

         Исходя из положений ст.50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

         В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе, обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

Согласно ст. 210 ГПК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании пункта 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

        В силу пункта 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Исходя из смысла статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но, и возлагает на них обязанности по содержанию и ремонту имущества.

        В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание переданного им имущества, осуществлять текущие ремонтные работы.

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляетсяза счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

        Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п.4 ст.123.22 ГК РФ).

        В соответствии с п.2,7 ст.161 БК РФ, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

      Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п.5 ст.161 БК РФ, п.5 ч.1 ст.3 Закона о контрактной системе).

Согласно п. 2.2.1, 4.1, 5.3 Уставу МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района», утвержденного постановлением Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области №270 от 12.07.2021, основной вид экономической деятельности - управление эксплуатацией нежилого фонда, кроме того, предприятие осуществляет иные виды деятельности: производит содержание в надлежащем состоянии зданий, сооружений, оборудования и прилегающей территории, закрепленных за органами местного самоуправления Пестяковского муниципального района и их структурными подразделениями, в т.ч. обеспечивает бесперебойную работу инженерных систем и оборудования в соответствии с действующими нормами и правилами в административных зданиях, сооружениях и помещениях; обеспечивает поставку электрической, тепловой энергии, водоснабжение, производит текущий и капитальный ремонт имущества, не обремененного договорными обязательствами, осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества. Учреждение обязано использовать переданное имущество эффективно, обеспечивая его сохранность, текущий и капитальный ремонт. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Учредитель.

          В своих доводах ответчики указывают на недостаточность бюджетного финансирования для надлежащего содержание муниципального имущества в виде объекта электроэнергетики ВЛ-0,22 кВ в д. Дубовичье Пестяковского района.

         В соответствии с пунктом.3 ст.7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

         Таким образом, суд, учитывая передачу объекта электроэнергетики - воздушной линии ВЛ-0,22 кВ в д. Дубовичье район ул.Привокзальная Пестяковского муниципального района куда входят указанные в иске опоры ВЛ-0,22 кВ на праве оперативного управления МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района», а также отсутствия (недостаточности) у МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» денежных средств для выполнения обязательств по ремонту опор воздушной линии электропередач в д.Дубовичье приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий, направленных на устранение нарушений, установленных в ходе прокурорской проверки, должна быть возложена как на МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района», так и на Администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области, несущую субсидиарную ответственность как орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении имущества Пестяковского муниципального района переданного в оперативное управление МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района».

Поскольку выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в области электроэнергетики на территории д. Дубовичье Пестяковского муниципального района Ивановской области, а также необходимость их устранения - очевидны и подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, суд приходит к убеждению об удовлетворении исковых требований прокурора. Ненадлежащее содержание муниципального имущества в виде объекта электроэнергетики ВЛ-0,22 кВ в д. Дубовичье Пестяковского района может создать угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также привести к нарушению электроснабжения данного населенного пункта.

Удовлетворение исковых требований не ущемляют самостоятельность и направлены на реализацию полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральными законами; ответчики вправе определять объем работ самостоятельно в целях исполнения решения суда.

С учетом положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Установление соответствующего срока и определение его

продолжительности является исключительным правом суда, который определяет срок с учетом исследованных в совокупности доказательств по делу, возможности ответчика по его исполнению, степени затруднительности исполнения судебного акта, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Таким образом, с учетом позиций сторон, характера неисполненной обязанности, объема необходимых работ, погодных условий, требований разумности, а также с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, суд приходит к убеждению о необходимости установить срок для исполнения решения суда - в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Исковые требования Пучежского межрайонного прокурора Ивановской области удовлетворить.

         Обязать МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» (), администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области () в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу провести ремонт опор № 14, 15 воздушной линии электропередач, расположенных по ул. Школьная дер. Дубовичье и опоры воздушной линии электропередач, расположенной в районе ул. Привокзальная с координатами 56.663510°, 42.298118° рядом с нежилым зданием столовой по ул.Школьная дер. Дубовичье Пестяковского муниципального района Ивановской области.

         Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

                                       Судья                                       А.Л. Касаткин

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2024 года

       Судья                                          А.Л. Касаткин

Дело № 2-808/2024 УИД 37RS0-86 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

10 декабря 2024 года                                                  г.Пучеж Ивановской области

            Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Касаткина А.Л., при секретаре Марковой Е.В., с участием помощника Пучежского межрайонного прокурора Фролова Р.С., представителей ответчиков администрации Пестяковского муниципального района Лапкина А.В., МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» Уткина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пучежского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» о возложении обязанности произвести ремонт опор № 14, 15 воздушной линии электропередач, расположенных по ул.Школьная дер. Дубовичье и опоры воздушной линии электропередач, расположенной в районе ул. Привокзальная с координатами 56.663510°, 42.298118° рядом с нежилым зданием столовой по ул. Школьная дер. Дубовичье Пестяковского муниципального района Ивановской области

                                                                 УСТАНОВИЛ:

Пучежский межрайонный прокурор Ивановской области обратился в суд с иском (с учетом уточнения требований) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» об обязании в течении одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу провести ремонт опор с номерами 14 и 15 воздушной линии электропередач, находящихся на ул.Школьная дер. Дубовичье Пестяковского муниципального района и одной опоры без номера расположенной в районе ул. Привокзальная с координатами 56.663510°, 42.298118° рядом с нежилым зданием столовой по ул. Школьная дер. Дубовичье Пестяковского муниципального района Ивановской области, мотивировав требования тем, что прокуратурой на основании обращения гражданина проведена проверка соблюдения требований законодательства об электроснабжении на территории д.Дубовичье Пестяковского района Ивановской области, в ходе которой установлено, что сооружение электроэнергетики (объект электросетевого хозяйства) - воздушная линия электропередачи напряжением 0,22 кВ, расположенное в д. Дубовичье Пестяковского района Ивановской, находится в собственности Пестяковского муниципального района Ивановской области. Постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 18.06.2024 №322 указанный объект электроэнергетики на праве оперативного управления передан МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района», учредителем которого является муниципальное образование Пестяковский муниципальный район, права учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация Пестяковского муниципального района. При осмотре указанных деревянных опор воздушной линии электропередач выявлено видимое загнивание в месте соприкосновения деревянной стойки опор с проволочными бандажами и ж/б приставкой, а также по все поверхности стойки опор (характеризующееся растрескиванием, распадением, значительным разрушением древесины), имеется верховое загнивание стоек, указанные опоры накренены в сторону жилого дома, одна опора провисает над жилым домом, примерно менее одного метра от крыши. При осмотре опоры ВЛ, находящейся в районе ул.Привокзальная д.Дубовичье рядом со зданием бывшей столовой выявлено, что высоковольтные провода лежат на земле, опора ВЛ накренена в сторону, имеет смещение, по всей поверхности стойки имеется растрескивание. В нарушение действующего законодательства осмотры опор не производились, ремонтные работы по замене деревянных стоек опор электрических столбов в д.Дубовичье на 2024 год не запланированы. Ненадлежащее содержание муниципального имущества может создать угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также привести к нарушению электроснабжения данного населенного пункта, и является основанием для обращения прокурора в суд с иском в соответствии со ст.45 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник Пучежского межрайонного прокурора Фролов Р.С. исковые требования с учетом их уточнения поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации Пестяковского муниципального района Лапкин А.В. в судебном заседании не оспаривал факт необходимости ремонта данных опор воздушной линии электропередачь, при этом просил для их ремонта предоставить время до июля 2025 года, так как в бюджете Пестяковского района на 2024 года денежных средств на их ремонт не запланировано.

Представитель ответчика МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» Уткин А.В. в судебном заседании исковые требования признал частично, показав, что указанные опоры воздушной линии электропередач в д. Дубовичье находятся в аварийном состоянии и требуют ремонта, однако в МКУ «Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» денежных средств на их ремонт нет. Считает возможным их ремонт до июля 2025 года, когда в бюджете Пестяковского муниципального района будут запланированы денежные средства для этих целей.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

        В судебном заседании установлено, что воздушная линия электропередачи напряжением 0,22 кВ, расположенная в д. Дубовичье Пестяковского района Ивановской области район ул.Привокзальной, протяженностью 2145 м, кадастровый находится в собственности Пестяковского муниципального района Ивановской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д.41-42,59-62,70) и сторонами не оспаривается.

        Постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 18.06.2024 указанный объект электроэнергетики на праве оперативного управления передан МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района», оперативное управление МКУ в отношении вышеуказанной воздушной линии электропередачи, как правообладателя зарегистрировано 10.07.2024 (л.д.24-25,41-42,70).

       МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района» основано на праве оперативного управления, учредителем которого является муниципальное образование Пестяковский муниципальный район, полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация Пестяковского муниципального района.

        Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (л.д.37-40).

        Судом также установлено, что Пучежской межрайонной прокуратурой Ивановской области в период с 05.11.2024 по 29.11.2024 на основании решения о проведении проверки от 02.11.2024 проведена проверка законности деятельности Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области по исполнению требований законодательства «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

        В результате проверки установлены нарушения обязательных требований к технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, содержащиеся в Приказе Минэнерго России от 04.10.2022 N 1070 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и о внесении изменений в приказы Минэнерго России от 13 сентября 2018 г. N 757, от 12 июля 2018 г. N 548". В нарушение п.п.,3,7,24, 556 и 538 Правил осмотр деревянных опор не произведен, ремонтные работы по замене деревянных стоек опор не проводились. Из акта проверки прокурора от 05.11.2024 и представленных фотографий следует, что имеется видимое загнивание в месте соприкосновения деревянных опор № 14 и 15 ВЛ, расположенных у дома №14 по ул.Школьная д.Дубовичье Пестяковского района Ивановской области, с проволочными бандажами и железо-бетонной приставкой, а также по всей поверхности стойки опоры (характеризующееся растрескиванием, распадением, значительным разрушением древесины), имеется верховое загнивание стоек опор, указанные опоры накренены в сторону жилого дома, одна опора провисает над жилым домом примерно менее одного метра от крыши. Опора линии электропередач, расположенная в районе ул.Привокзальная д.Дубовичье с координатами 56.663510°, 42.298118° рядом с нежилым зданием столовой по ул.Школьная дер. Дубовичье накренена в сторону, имеет смещение, по всей стойке опоры имеется растрескивание, неизолированные провода ВЛ электропередач лежат на земле (л.д.26-32). Данное состояние опор ВЛ-0,22 кВ д. Дубовичье зафиксированы в фотографиях, приобщенных к материалам дела и неудовлетворительное их состояние ответчиками не оспаривается.

         Из ответа администрации Пестяковского муниципального района от 05.11.2024 следует, что линия электропередач ВЛ-0,22 кВ д. Дубовичье передана в оперативное управление МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района» постановлением Администрации Пестяковского муниципального района от 18.06.2024. Ранее данные линии электропередач находились в оперативном управлении в МУП «Пестяковское ЖКХ». Линии электропередач столбы (опоры) являются собственностью Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области.        

В бюджет МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района» денежные средства на 2024 год на содержание и ремонт линии электропередач столбов (опор) не закладывалось. Исходя из этого какие-либо виды работ по содержанию, ремонту линии электропередач не были предусмотрены (л.д.23).

         Пунктом 556 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 04.10.2022 №1070, установлено, что в процессе эксплуатации в зависимости от местных условий проверка загнивания деталей деревянных опор должна проводится в период от 3 до 6 лет после ввода ВЛ в эксплуатацию, далее - не реже 1 раз в 3 года, а также перед подъемом на опору или заменой деталей. При эксплуатации ВЛ должны проводиться их техническое обслуживание и ремонт. При техническом обслуживании ВЛ должен проводиться комплекс работ, включающий в себя работы по выявлению дефектов и отклонений от нормативов путем осмотров, профилактических проверок, измерений, работы по предохранению ВЛ и ее элементов от преждевременного износа и повреждений. При ремонте ВЛ должны выполняться работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики ВЛ. При планово-предупредительном ремонте ВЛ капитальный ремонт ВЛ на металлических и (или) железобетонных опорах должен проводиться не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами не реже 1 раза в 6 лет (п.538 Правил).

                В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.1003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

         Из ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовки.

         Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены ст.11 Федерального закона №68-ФЗ.

         Исходя из положений ст.50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

         В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе, обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

Согласно ст. 210 ГПК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании пункта 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

        В силу пункта 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Исходя из смысла статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но, и возлагает на них обязанности по содержанию и ремонту имущества.

        В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание переданного им имущества, осуществлять текущие ремонтные работы.

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляетсяза счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

        Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п.4 ст.123.22 ГК РФ).

        В соответствии с п.2,7 ст.161 БК РФ, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

      Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п.5 ст.161 БК РФ, п.5 ч.1 ст.3 Закона о контрактной системе).

Согласно п. 2.2.1, 4.1, 5.3 Уставу МКУ «Управление административными зданиями и транспортом Администрации Пестяковского муниципального района», утвержденного постановлением Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области №270 от 12.07.2021, основной вид экономической деятельности - управление эксплуатацией нежилого фонда, кроме того, предприятие осуществляет иные виды деятельности: производит содержание в надлежащем состоянии зданий, сооружений, оборудования и прилегающей территории, закрепленных за органами местного самоуправления Пестяковского муниципального района и их структурными подразделениями, в т.ч. обеспечивает бесперебойную работу инженерных систем и оборудования в соответствии с действующими нормами и правилами в административных зданиях, сооружениях и помещениях; обеспечивает поставку электрической, тепловой энергии, водоснабжение, производит текущий и капитальный ремонт имущества, не обремененного договорными обязательствами, осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества. Учреждение обязано использовать переданное имущество эффективно, обеспечивая его сохранность, текущий и капитальный ремонт. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Учредитель.

          В своих доводах ответчики указывают на недостаточность бюджетного финансирования для надлежащего содержание муниципального имущества в виде объекта электроэнергетики ВЛ-0,22 кВ в д. Дубовичье Пестяковского района.

         В соответствии с пунктом.3 ст.7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

         Таким образом, суд, учитывая передачу объекта электроэнергетики - воздушной линии ВЛ-0,22 кВ в д. Дубовичье район ул.Привокзальная Пестяковского муниципального района куда входят указанные в иске опоры ВЛ-0,22 кВ на праве оперативного управления МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района», а также отсутствия (недостаточности) у МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» денежных средств для выполнения обязательств по ремонту опор воздушной линии электропередач в д.Дубовичье приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий, направленных на устранение нарушений, установленных в ходе прокурорской проверки, должна быть возложена как на МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района», так и на Администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области, несущую субсидиарную ответственность как орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении имущества Пестяковского муниципального района переданного в оперативное управление МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района».

Поскольку выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в области электроэнергетики на территории д. Дубовичье Пестяковского муниципального района Ивановской области, а также необходимость их устранения - очевидны и подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, суд приходит к убеждению об удовлетворении исковых требований прокурора. Ненадлежащее содержание муниципального имущества в виде объекта электроэнергетики ВЛ-0,22 кВ в д. Дубовичье Пестяковского района может создать угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также привести к нарушению электроснабжения данного населенного пункта.

Удовлетворение исковых требований не ущемляют самостоятельность и направлены на реализацию полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральными законами; ответчики вправе определять объем работ самостоятельно в целях исполнения решения суда.

С учетом положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Установление соответствующего срока и определение его

продолжительности является исключительным правом суда, который определяет срок с учетом исследованных в совокупности доказательств по делу, возможности ответчика по его исполнению, степени затруднительности исполнения судебного акта, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Таким образом, с учетом позиций сторон, характера неисполненной обязанности, объема необходимых работ, погодных условий, требований разумности, а также с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, суд приходит к убеждению о необходимости установить срок для исполнения решения суда - в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Исковые требования Пучежского межрайонного прокурора Ивановской области удовлетворить.

         Обязать МКУ «Управления административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниципального района» (), администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области () в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу провести ремонт опор № 14, 15 воздушной линии электропередач, расположенных по ул. Школьная дер. Дубовичье и опоры воздушной линии электропередач, расположенной в районе ул. Привокзальная с координатами 56.663510°, 42.298118° рядом с нежилым зданием столовой по ул.Школьная дер. Дубовичье Пестяковского муниципального района Ивановской области.

         Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

                                       Судья                                       А.Л. Касаткин

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2024 года

       Судья                                          А.Л. Касаткин

2-808/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Пучежский межрайонный прокурор Ивановской области
Ответчики
Администрация Пестяковского муниципального района Ивановской области
МКУ "Управление административными зданиями и транспортом администрации Пестяковского муниц
Суд
Пучежский районный суд Ивановской области
Дело на странице суда
puchezhsky.iwn.sudrf.ru
11.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2024Передача материалов судье
14.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2024Судебное заседание
10.12.2024Судебное заседание
10.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее