Решение по делу № 2-8323/2022 от 03.11.2022

Дело № 2-8323/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2022 года                                г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Малинычевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Новиковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области, обратившегося в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства родных ресурсов, к Юшину ФИО5 об истребовании части земельных участков из чужого незаконного владения, внесении изменений в сведения ЕГРН,

УСТАНОВИЛ

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области, действующий в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства родных ресурсов, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к Юшину ФИО6 об истребовании части земельных участков из чужого незаконного владения, внесении изменений в сведения ЕГРН. В обоснование заявленных исковых требований указав, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения законодательства при формировании, предоставлении и использовании земельных участков с кадастровыми номерами, площадью 1000 кв.м., площадью 1000 кв.м., площадью 1000 кв.м., площадью 1000 кв.м., площадью 1000 кв.м., площадью 1000 кв.м., площадью 2003 кв.м., расположенных на территории городского округа Щелково Московской области. Установлено, что указанные земельные участки принадлежат на праве собственности гражданину Юшину А.С., о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделаны записи о государственной регистрации прав.

Земельные участки по категории отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, по виду разрешенного использования – под древесно-кустарниковой растительностью.

Земельные участки с кадастровыми номерами поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ образованы из состава земельного участка с кадастровым номером

Согласно сведениям Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ) рассматриваемые земельные участки в соответствии с правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щелково Московской области, утвержденными постановлением администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ расположены в зоне, предназначенной для ведения садоводства (СХ-2), а также в границах акватории и береговой полосы реки Малашка, её водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе.

По поручению межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области кадастровым инженером Трофимовым С.А. сопоставлено местоположение уреза воды реки Малашка, границ его береговой полосы со сведениями Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами по результатам установлено пересечение границ земельных участков:

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 688 кв.м.;

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 581 кв.м.;

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 804 кв.м.;

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 234 кв.м.;

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 281 кв.м.;

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 347 кв.м.;

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 41 кв.м.

Согласно информации Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ река Малашка (код водного объекта ) находится в собственности Российской Федерации, имеет протяженность 4,3 км., следовательно, ширина береговой полосы указанного водного объекта составляет 5 метров.

Земельные участки с кадастровыми номерами поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в этой связи их формирование противоречит требованиям действующего федерального законодательства, поскольку в состав границ земельных участков, вопреки указанным требованиям законодательства, включены части береговой полосы и акватории реки Малашка.

Поскольку земельные участки, расположенные в границах поверхностного водного объекта, образованы с нарушением прямых запретов, установленных вышеуказанными правовыми нормами земельного и водного законодательства, сведения о координатах границ и характерных поворотных точках данного земельного участка подлежат корректировке в части исключения из их площади береговой полосы и акватории реки Малашка.

Ширина водоохранной зоны реки Малашка в силу статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации составляет 50 метров, ширина прибрежной защитной полосы – 50 метров.

Сведения об ограничении оборотоспособности земельных участков                    с кадастровыми номерами в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации в Едином государственном реестре недвижимости в настоящее время отсутствуют.

Таким образом, формирование земельных участков с кадастровыми номерами противоречит требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного, истец просит суд:

Истребовать из чужого незаконного владения Юшина ФИО7 в собственность Российской Федерации части земельных участков с кадастровыми номерами площадью 688 кв.м., , площадью 581 кв.м., площадью 804 кв.м., площадью 234 кв.м., , площадью 281 кв.м., площадью 347 кв.м., площадью 41 кв.м., занятых акваторией и береговой полосой водного объекта реки Малашка в координатах, указанных в заключении кадастрового инженера Трофимова С.А., а именно:

№ точки Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 688 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
Х Y
1
№ точки Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 581 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
Х Y
№ точки Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 804 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
Х Y
№ точки Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 234 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
Х Y
    № точки     Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 281 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
    Х     Y
    
    № точки     Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 347 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
    Х     Y
    
    № точки     Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 41 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
    Х     Y
    

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, изменив площади земельных участков: с кадастровым номером с 1000 кв.м. на 312 кв.м., с 1000 кв.м. на 419 кв.м., с 1000 кв.м. на 196 кв.м., с 1000 кв.м. на 766 кв.м., с 1000 кв.м. на 719 кв.м., с 1000 кв.м. на 653 кв.м., с 2003 кв.м. на 1962 кв.м.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании частей земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с пунктами 15, 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а именно:

1) В границах водоохранных зон запрещается:

- использование сточных вод в целях регулирования почвенного плодородия;

- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки                    на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых                              для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

- хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых                         (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

2) В границах прибрежных защитных полос запрещается:

- распашка земель;

- размещение отвалов размываемых грунтов;

- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Указать в решении, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В судебное заседание истец не явился, извещен.

В судебное заседание Юшин А.С. не явился, извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, рассматривать дело в его отсутствие не просил.

Третьи лица - Управление Росреестра по Московской области, Администрация г.о. Щелково Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.

Статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) определено понятие водного объекта, как природного или искусственного водоема, водотока либо иного объекта, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

На основании п. 1 ст. 5 ВК РФ водные объекты, в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы).

Частью 3 ст. 5 ВК РФ определено, что поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

В силу ч. 1, ч. 2, ч. 6, ч. 8 ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Из системного толкования приведенных положений материального закона следует, что береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально, составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме.

Частью 1 ст. 8 ВК РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 данной статьи, в соответствии с которой пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) определены основные принципы земельного законодательства, в том числе учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Частью 6 ст. 11.9 ЗК РФ определено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 31 ВК РФ содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским законодательством и названным Кодексом. Понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена.

По смыслу приведенных норм права, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.

Из материалов дела следует, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения законодательства при формировании, предоставлении и использовании земельных участков с кадастровыми номерами: площадью 1000 кв.м., площадью 1000 кв.м., площадью 1000 кв.м., площадью 1000 кв.м., площадью 1000 кв.м., площадью 1000 кв.м., площадью 2003 кв.м., расположенных на территории городского округа Щелково Московской области.

Вышеуказанные земельные участки принадлежат на праве собственности гражданину Юшину А.С., о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделаны записи о государственной регистрации прав.

Земельные участки по категории отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, по виду разрешенного использования – под древесно-кустарниковой растительностью.

Земельные участки с кадастровыми номерами поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, образованы из состава земельного участка с кадастровым номером

Согласно сведениям Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ) рассматриваемые земельные участки в соответствии с правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щелково Московской области, утвержденными постановлением администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ расположены в зоне, предназначенной для ведения садоводства (СХ-2), а также в границах акватории и береговой полосы реки Малашка, её водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе.

По поручению межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области кадастровым инженером Трофимовым С.А. сопоставлено местоположение уреза воды реки Малашка, границ его береговой полосы со сведениями Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами по результатам установлено пересечение границ земельных участков:

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 688 кв.м.;

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 581 кв.м.;

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 804 кв.м.;

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 234 кв.м.;

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 281 кв.м.;

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 347 кв.м.;

- с кадастровым номером с береговой полосой и акваторией реки Малашка общей площадью 41 кв.м.

Одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов, что подтверждается постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 № 8-П, от 05.03.2013 № 5-П и от 02.06.2015 № 12-П.

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В силу положений статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации река Малашка является поверхностным водным объектом. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется по нормальному подпорному уровню.

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которыхот истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающе определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).

Согласно информации Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ река Малашка (код водного объекта ) находится в собственности Российской Федерации, имеет протяженность 4,3 км., следовательно ширина береговой полосы указанного водного объекта составляет 5 метров.

Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.

В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации       и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.

Частью 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

С учетом изложенного, акватория и береговая полоса указанных водных объектов находятся в собственности Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации землями водного фонда являются земли, на которых находятся поверхностные водные объекты.

Земельные участки с кадастровыми номерами поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в этой связи, их формирование противоречит требованиям действующего федерального законодательства, поскольку в состав границ земельных участков вопреки указанным требованиям законодательства включены части береговой полосы и акватории реки Малашка.

Статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации к принципам водного законодательства Российской Федерации, в том числе отнесена значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, а также платность использования водных объектов.

Поскольку земельные участки, расположенные в границах поверхностного водного объекта, образованы с нарушением прямых запретов, установленных вышеуказанными правовыми нормами земельного и водного законодательства, сведения о координатах границ и характерных поворотных точках данного земельного участка подлежат корректировке в части исключения из их площади береговой полосы и акватории реки Малашка.

Также в отношении земельного участка, расположенного вблизи с водными объектами, действуют ограничения их оборотоспособности, предусмотренные статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2, 4, 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Пунктом 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено,    что в границах водоохранных зон запрещается:

1) использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

В соответствии с пунктом 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Ширина водоохранной зоны реки Малашка в силу статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации составляет 50 метров, ширина прибрежной защитной полосы – 50 метров.

Между тем, сведения об ограничении оборотоспособности земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации в Едином государственном реестре недвижимости в настоящее время отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 9 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.

Исходя из вышеприведенных норм законодательства, сведения о нахождении земельного участка в границах прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны поверхностного водного объекта общего пользования подлежат включению в государственный кадастр недвижимости, а также в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», требования об обязании использовать имущество по назначению и о государственной регистрации ограничений (обременений) прав при использовании имущества предъявляются к собственнику, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Правило, установленное данной нормой, выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций..

С учетом фактически обстоятельств дела, установив, что формирование земельных участков с кадастровыми номерами противоречит требованиям водного законодательства, а также нарушает закрепленное и гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также прямо нарушает требования водного законодательства, направленного на защиту поверхностных водных объектов, суд находит требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области, обратившегося в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства родных ресурсов, обоснованными, и полагает верным истребовать из чужого незаконного владения ответчика части земельных участков с кадастровыми номерами площадью 688 кв.м., площадью 581 кв.м., площадью 804 кв.м., площадью 234 кв.м., площадью 281 кв.м., площадью 347 кв.м., площадью 41 кв.м., занятых акваторией и береговой полосой водного объекта реки Малашка в координатах, указанных в заключении кадастрового инженера Трофимова С.А. по представленным каталогам координат.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств несоответствия представленного заключения специалиста обстоятельствам дела, наличия технических ошибок.

Также суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об изменении площади земельных участков: с кадастровым номером с 1000 кв.м. на 312 кв.м., с 1000 кв.м. на 419 кв.м., с 1000 кв.м. на 196 кв.м., с 1000 кв.м. на 766 кв.м., с 1000 кв.м. на 719 кв.м., с 1000 кв.м. на 653 кв.м., с 2003 кв.м. на 1962 кв.м.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Исходя из вышеприведенных норм законодательства, сведения о нахождении земельного участка в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.

При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о необходимости внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения    об ограничении (обременении) прав при использовании частей земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с пунктами 15, 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а именно:

1) В границах водоохранных зон запрещается:

- использование сточных вод в целях регулирования почвенного плодородия;

- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

- хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

2) В границах прибрежных защитных полос запрещается:

- распашка земель;

- размещение отвалов размываемых грунтов;

- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области, обратившегося в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства родных ресурсов – удовлетворить.

Истребовать из чужого незаконного владения Юшина ФИО8 в собственность Российской Федерации части земельных участков с кадастровыми номерами площадью 688 кв.м., площадью 581 кв.м., площадью 804 кв.м., площадью 234 кв.м., площадью 281 кв.м., площадью 347 кв.м., площадью 41 кв.м., занятых акваторией и береговой полосой водного объекта реки Малашка в координатах, указанных в заключении кадастрового инженера Трофимова С.А., а именно:

№ точки Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 688 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
Х Y
1
№ точки Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 581 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
Х Y
№ точки Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 804 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
Х Y
№ точки Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 234 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
Х Y
    № точки     Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 281 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
    Х     Y
    
    № точки     Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 347 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
    Х     Y
    
    № точки     Координаты части з/у с кадастровым номером площадью 41 кв.м., пересекающие границы акватории и береговой полосы реки Малашка
    Х     Y
    

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменив площади земельных участков: с кадастровым номером с 1000 кв.м. на 312 кв.м., с 1000 кв.м. на 419 кв.м., с 1000 кв.м. на 196 кв.м., с 1000 кв.м. на 766 кв.м., с 1000 кв.м. на 719 кв.м., с 1000 кв.м. на 653 кв.м., с 2003 кв.м. на 1962 кв.м.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения    об ограничении (обременении) прав при использовании частей земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с пунктами 15, 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а именно:

1) В границах водоохранных зон запрещается:

- использование сточных вод в целях регулирования почвенного плодородия;

- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки                    на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

- хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых                         (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

2) В границах прибрежных защитных полос запрещается:

- распашка земель;

- размещение отвалов размываемых грунтов;

- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы, по составлению мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья                                                      Т.А. Малинычева

2-8323/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Московско-Окское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области
ТУ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчики
Юшин Александр Сергеевич
Другие
Управление Росреестра по Московской области
Администрация г.о Щелково
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Малинычева Татьяна Александровна
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
03.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2022Передача материалов судье
04.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.12.2022Предварительное судебное заседание
26.12.2022Судебное заседание
30.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее