Административное дело №а-87/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2018 года <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Созыкиной Е.А.,
при секретаре Конопленко Е.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление администрации Высотинского сельсовета <адрес> к главному государственному инспектору безопасности дорожного движения по Емельяновскому и <адрес>м ФИО3, ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» об оспаривании предписания должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Высотинского сельсовета <адрес> обратилась в суд с административным иском к главному государственному инспектору безопасности дорожного движения по Емельяновскому и <адрес>м ФИО3, ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» с иском о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Емельяновскому и <адрес>м, вынесенного в отношении администрации Высотинского сельсовета об обустройстве тротуаром участка дороги, идущей по <адрес> в <адрес>, от <адрес> до <адрес>, общей протяженностью 1300 метров.
Истец полагает, что данным предписанием нарушаются его права и законные интересы, так как ему принудительно устанавливается обязанность ведения хозяйственно-экономической деятельности по обустройству <адрес>, которая не входит в полномочия юридического лица, так как в полномочия истца входит ремонт и содержание дорог общего пользования местного значения, а указанная <адрес> не значится в реестре автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Высотинский сельсовет <адрес>, является дорогой межмуниципального (регионального) значения, соединяющей Сухобузимский, Высотинский и Нахвальский сельсоветы, обслуживанием указанной дороги занимается ООО «Сухобузимское ДПМК», балансодержателем дороги является КГКУ «Управление автомобильных дорог по <адрес>», генеральным подрядчиком – ГПКК «Большемуртинское ДРСУ», то есть дорога по <адрес> не является дорогой общего пользования местного значения, поэтому предписание должностного лица ГИБДД МО МВД России «Емельяновский» не может быть адресовано истцу.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, а также указал, что пешеходные дорожки и тротуары являются элементами дороги межмуниципального значения, обустройство которой в полномочия истца не входит. Полномочия истца по благоустройству территории сельсовета касаются озеленения, освещения и т.п.
Представитель ответчиков – начальник ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, направил в суд письменные возражения по иску, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать, указал, в силу п.5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них. Аналогичные положения предусмотрены подпунктом 15 ч. 1 ст. 7 Устава Высотинского сельсовета. Обязательное устройство тротуаров или пешеходных дорожек предусмотрено п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, который утвержден приказом Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии ДД.ММ.ГГГГ №-ст, и является обязательным для исполнения на территории Российской Федерации, в том числе и администрацией Высотинского сельсовета. Автомобильная дорога «Сухобузимское-Нахвальское-Берег Таскино» расположена на территории <адрес>, является транзитной, проходящей через несколько населенных пунктов, в том числе и через <адрес>. Балансодержателем указанной дороги является КГКУ «Управление автомобильных дорог по <адрес>», генеральным подрядчиком ГПКК «Большемуртиское ДРСУ», непосредственное содержание указанной автомобильной дороги осуществляет Сухобузимский участок ГПКК «Большемуртинское ДРСУ».
В действующем проекте организации дорожного движения участка автомобильной дороги Сухобузимское-Нахвальское-Берег Таскино», проходящей через <адрес>, тротуары не отражены, и содержание тротуаров ГПКК «Большемуртинское ДРСУ не осуществляет. В свою очередь администрация Высотинского сельсовета, руководствуясь требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 оборудовала указанный участок автомобильной дороги по <адрес> стационарным электрическим освещением. Кроме того, из ответа КГКУ «Управление автомобильных дорог по <адрес>» следует, что указанная дорога является автомобильной дорогой межмуниципального значения <адрес> и закреплена на праве оперативного управления за КГКУ «КрУДОР». В границах населенного пункта <адрес> ширина автомобильной дороги составляет 9 метров (проезжая часть и обочина), границы земельного участка совпадают с границами автомобильной дороги. Для устройства тротуаров у КГКУ «КрУДОР» отсутствуют земельные участки. В соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», благоустройство территорий в границах населенного пункта, включая устройство тротуаров и освещение улиц, является обязанностью органов местного самоуправления. Со ссылкой на ч. 3 ст. 15, ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 257-ФЗ, п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ответчик указывает, что дорога по <адрес>, находится в границах населенного пункта, лицом, ответственным за её обустройство, является администрация Высотинского сельсовета, факт отсутствия тротуаров на участке дороги, указанном в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Высотинского сельсовета не оспаривается.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно требованиям ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе: посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 12 названного Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», установлены полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и владельцев частных автомобильных дорог в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления сельского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения названным Федеральным законом не предусмотрены.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», определены полномочия органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 3, 7, 8, 9 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», (далее - ФЗ «Об автомобильных дорогах….») автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением. В соответствии с ч.2 и ч. 3 ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах….», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названным федеральным законом дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них к вопросам местного значения сельского поселения не отнесена, но в силу ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст. 14 вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Пунктом «б» ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>», за сельскими поселениями <адрес> закреплен ряд вопросов местного значения, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 7 Устава Высотинского сельсовета <адрес>, к вопросам местного значения сельсовета относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. (л.д.9-10).
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм законодательства, к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Емельяновскому и <адрес>м ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» ФИО3 было выдано предписание № администрации Высотинского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: в <адрес>, участок дороги, идущей по <адрес>, от <адрес> до <адрес> (общей протяженностью 1300 метров), обустроить тротуаром (пешеходными дорожками) в соответствии с требованиями подпункта 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 (л.д. 43).
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, утвержденного Постановлением Совета администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), и не оспаривается ответчиком, автодорога «Сухобузимское-Нахвальское-Берег Таскино», протяженностью 44 км, участком которой является <адрес>, относится к автодороге межмуниципального значения <адрес>, и в силу вышеперечисленного законодательства, дорожная деятельность в отношении указанной дороги и обеспечению безопасности дорожного движения на ней, обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти <адрес>.
Автомобильной дорогой общего пользования местного значения Высотинского сельсовета указанная дорога не является, на балансе Высотинского сельсовета не состоит (л.д. 44).
Согласно справке ООО «Сухобузимская ДПМК» № от ДД.ММ.ГГГГ, содержанием автомобильной дороги «Сухобузимское-Нахвальское-Берег Таскино», которая проходит через населенный пункт <адрес>, занимается ООО «Сухобузимская ДПМК», балансодержателем данной дороги является КГКУ «Управление автомобильных дорог по <адрес>, генеральным подрядчиком – ГПКК «Большемуртинское ДРСУ», субподрядчиком - ООО «Сухобузимская ДПМК» (л.д. 45).
Согласно п. 4.5.1.1 Национального Стандарта Российской Федерации «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (ГОСТ Р 52766-2007), утвержденного в введенного в действие приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах 1-111 категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Как следует из письма КГКУ «Управление автомобильных дорог по <адрес> (КГКУ «КрУДор») № от ДД.ММ.ГГГГ, автомобильная дорога «Сухобузимское-Нахвальское-Берег Таскино» является дорогой межмуниципального значения <адрес> и закреплена на праве оперативного управления за КГКУ «КрУДор». В границах населенного п. с Высотино ширина автомобильной дороги составляет 9 метров (проезжая часть и обочина), границы земельного участка совпадают с границами автомобильной дороги. Для устройства тротуаров у КГКУ «КрУДор» отсутствуют земельные участки. Указанная автомобильная дорога построена и введена в эксплуатацию без тротуаров, проект организации дорожного движения также не предусматривает устройство тротуаров.
В соответствии с п.1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), «Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. «Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. «Пешеходная дорожка» - обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1. «Тротуар» - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Таким образом, тротуары и пешеходные дорожки являются элементами дороги, обустройство и содержание которых должно обеспечиваться субъектом, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении указанной дороги, в данном случае – КГКУ «Управление автомобильных дорог по <адрес>», на которое возложены полномочия по дорожной деятельности в отношении дорог межмуниципального значения <адрес>. Отсутствие у КГКУ «Управление автомобильных дорог по <адрес>» земельных участков для устройства тротуаров (пешеходных дорожек), а также отсутствие в проекте организации дорожного движения тротуаров не является препятствием для исполнения уполномоченным субъектом обязанностей, предусмотренных п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007.
Судом не принимаются доводы ответчика о наличии у администрации Высотинского сельсовета полномочий для осуществления дорожной деятельности в отношении дороги межмуниципального значения в границах населенного пункта, а также о том, что обустройство тротуаров и пешеходных дорог относятся к вопросам организации благоустройства территории сельского поселения, так как они основаны на неправильном толковании законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177, 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным предписание № от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Емельяновскому и <адрес>м ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» ФИО3, обязывающее администрацию Высотинского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить в соответствии с требованиями подпункта 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 тротуаром (пешеходными дорожками) участок дороги, расположенный в <адрес>, от <адрес> до <адрес> (общей протяженностью 1300 метров).
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья ___________________
Копия верна:
Судья
Сухобузимского районного суда Е.А. Созыкина