Решение по делу № 2а-832/2021 от 12.01.2021

КОПИЯ

70RS0001-01-2020-004643-48

Дело № 2а-832/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2021 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Аюшевой Р.Н.,

при секретаре Юдиной М.О.,

помощник судьи Опенкина Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску к Филиппову Александру Владимировичу о взыскании задолженности по налогу, пени,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее - ИФНС России по г. Томску) обратилась в Октябрьский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением к Филиппову А.В., в котором просит взыскать с последнего в пользу соответствующего бюджета задолженность за 2015-2016 гг. в размере 2845,51 рублей, в том числе: транспортный налог в размере 2820,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 25,51 руб. за период с 02.12.2017 по 08.02.2018, признать причину пропуска срока на подачу заявления уважительной и восстановить срок на взыскание налоговой задолженности.

В обоснование требований указано, что Филиппов А.В. является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с чем ему был исчислен налог за 2015 год в размере 1410,00 рублей, со сроком уплаты до 01.12.2016, за 2016 г. в размере 1410,00 рублей, со сроком уплаты до 01.12.2017. Транспортный налог в установленные сроки уплачен не был, в связи с чем начислена пеня в размере 419,57 рублей. Направлено требование об уплате транспортного налога и пени, однако в установленные сроки обязательство не исполнено. Задолженность ответчика была частично погашена, остается не оплаченной задолженность по земельного налогу за 2015-2016 гг. в размере 2820,00 рублей, пени по земельному налогу в размере 25,51 рублей за период с 02.12.2017 по 08.02.2018, которую административный истец просит взыскать с административного ответчика в свою пользу.

Административный истец надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, в тексте административного искового заявления содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В материалах дела имеется заявление административного ответчика о применении срока исковой давности, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании ст.289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

На основании ч.6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и за своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы. (ч.1 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба (ФНС России) определена как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов (п.1).

При этом в соответствии с п.4 данного Постановления Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Федеральной налоговой службы России от 05.06.2018 № ММВ-7-8/373@ Инспекции Федеральной налоговой службы, поименованные в приложении N 1 к настоящему приказу, наделены бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета в части начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов (п. 5.2 Приказа).

Одной из таких инспекций в п. 739 приложения № 1 к названному Приказу указана Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску.

Таким образом, в данном случае административный истец ИФНС по г. Томску наделена в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, а потому в силу ст. 286 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты налоговой задолженности.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные требования закреплены в п. 1 ст. 3 и абз. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 КАС РФ.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п.6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исходя из смысла статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Частью 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Филиппову А.В. на праве собственности принадлежит транспортное средство марки LADA217230, государственный регистрационный знак ..., дата регистрации права 15.08.2009; транспортное средство марки HONDA CIVIC, государственный регистрационный знак ...

Административным истцом исчислен налог на указанный автомобиль за 2015 г. в размере 1410,00 рублей, за 2016 г. в размере 1410,00 рублей, административному ответчику направлены налоговые уведомления № 98418744 от 27.08.2016, № 4083200 от 02.07.2017 со сроком уплаты не позднее 01.12.2016, и 01.12.2017 соответственно.

Поскольку административный ответчик не исполнил указанное обязательство, ему была исчислена пеня в сумме 204,35 рублей, которая была частично погашена ответчиком. Налоговым органом произведен перерасчет пени с учетом оплат ответчика, что в общем размере составило задолженность по оплате пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 по 08.02.2018 в размере 25,51 рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Соответственно обязанность по уплате транспортного налога за 2015-2016 гг. должна была быть исполнена ответчиком в срок до 01.12.2016 и 01.12.2017 включительно, а с 02.12.2016 и 02.12.2017 соответственно у ответчика допущена просрочка уплаты указанного налога.

Исходя из положений ст. 72 Налогового кодекса РФ пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, при этом пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Филиппову А.В. направлены требование № 168139 по состоянию на 10.11.2015 об уплате транспортного налога за 2015 г. в размере 1410 рублей, пени по транспортному налогу в размере 204,35 рублей, требование № 23379 по состоянию на 09.02.2018 об уплате транспортного налога за 2016 г. в размере 1410 рублей, пени по транспортному налогу в размере 25,51 рублей.

Требования налогоплательщиком не исполнено.

Проверив представленный административным истцом расчет, суд признает арифметически правильным и считает возможным согласиться с ним.

Рассматривая требование административного истца о восстановлении срока на взыскание налоговой задолженности и заявление административного ответчика о применении срока исковой давности, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, в требовании № 168139 об уплате транспортного налога за 2015 г. в размере 1410 рублей, пени по транспортному налогу в размере 204,35 рублей, установлен срок исполнения требования до 23.12.2015, в требовании №23379 об уплате транспортного налога за 2016 г. в размере 1410 рублей, пени по транспортному налогу в размере 25,51 рублей установлен срок исполнения требования до 04.04.2018.

Требования налогового органа в установленный срок административным ответчиком не исполнены.

22.02.2019 ИФНС России по г. Томску обратилась к мировому судье за выдачей судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по налогам.

27.02.2019 мировым судьей судебного участка № 5 Кировского судебного района г. Томска был вынесен судебный приказ о взыскании с Филиппова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2015-2016 гг. в размере 2820,00 рублей, пени по транспортному налогу в размере 419,57 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 5 Кировского судебного района г. Томска от 21.01.2020 судебный приказ о взыскании с Филиппова А.В. задолженности по налогам и пени в сумме 3239,57 рублей отменен.

20.07.2020 ИФНС России по г. Томску подала в суд административное исковое заявление.

При этом, учитывая, что последним днем обращения налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа являлись 23.06.2016 (23.12.2015 + 6 месяцев) по требованию № 168139 и 04.10.2018 (04.04.2018 + 6 месяцев) по требованию № 3379, с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился 22.02.2019, то суд приходит к выводу об истечении шестимесячного срока на обращение за принудительным взысканием.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 №479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.

Таким образом, факт соблюдения сроков на обращение в суд не освобождает административного истца от соблюдения сроков при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа. Данный срок, согласно материалам дела, пропущен административным истцом.

В соответствии с положениями ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 КАС РФ).

Каких-либо доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока административным истцом суду не представлено.

Доводы административного истца о том, что срок подачи административного искового заявления был пропущен по уважительной причине, суд не принимает во внимание, при этом суд учитывает, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему известны правила обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. У налогового органа имелось достаточно времени для оформления заявления о выдаче судебного приказа и административного искового заявления в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой задолженности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 – 180, 290, 294 КАС РФ, суд

решил:

в восстановлении срока на взыскание налоговой задолженности и признании причины пропуска срока на подачу заявления уважительной отказать.

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску к Филиппову Александру Владимировичу о взыскании задолженности за 2015-2016 гг. в размере 2845,51 рублей, в том числе: транспортного налога в размере 2820,00 рублей, пени по транспортному налогу в размере 25,51 рублей за период с 02.12.2017 по 08.02.2018, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Копия верна.

Судья Р.Н.Аюшева

Секретарь: М.О.Юдина

«____» ____________ 20______ года

Судья: /подпись/

Мотивированный текст решения изготовлен 17.11.2021

Судья Р.Н.Аюшева

Оригинал хранится в деле № 2а-832/2021 в Октябрьском районном суде г.Томска.

2а-832/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г.Томску
Ответчики
Филиппов Александр Владимирович
Суд
Октябрьский районный суд г. Томска
Дело на странице суда
oktiabrsky.tms.sudrf.ru
10.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее