Дело № 2-2331/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
16 мая 2019 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Холназаровой Р.Б.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Ленинского района Рі. Ульяновска РІ интересах Фроловой Рќ.Р. Рє Министерству здравоохранения Ульяновской области РѕР± обеспечении лекарственными средствами,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Ленинского района Рі.Ульяновска, действуя РІ интересах Фроловой Рќ.Р., обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Министерству здравоохранения Ульяновской области РѕР± обеспечении лекарственными препаратами.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указал, что Прокуратурой Ленинского района Рі.Ульяновска проведена проверка Рѕ нарушении прав Фроловой Рќ.Р. РЅР° предоставление ей льготного обеспечения лекарственными средствами.
Установлено, что Фролова Рќ.Р. является инвалидом в„– РіСЂСѓРїРїС‹, состоит РЅР° учете РІ ГУЗ «Городская поликлиника в„– 1 РёРј. РЎ.Рњ. Кирова». Несмотря РЅР° выписанные лечащим врачом рецепты, РѕРЅР° РЅРµ была обеспечена лекарственными средствами: «Бетагистин» 24 РјРі в„–30 РІ количестве 4 упаковок РїРѕ выписанным рецептам РѕС‚ 01.02.2019 Рё 22.03.2019, лекарственным препаратом «Периндоприл» 8 РјРі в„–30 РІ количестве 4 упаковок РїРѕ выписанным рецептам РѕС‚ 01.02.2019 Рё 22.03.2019.
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РїСЂРѕСЃРёР» обязать ответчика обеспечить Фролову Рќ.Р. указанными лекарственными средствами. РџСЂРё удовлетворении исковых требований обратить решение Рє немедленному исполнению.
Рљ участию РІ деле РІ качестве третьих лиц, РЅРµ заявляющих самостоятельных требований, привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, РђРћ «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника в„–1 РёРј. РЎ.Рњ. Кирова», врач Салмина Р®.Р.
Р’ судебном заседании помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° исковые требования Рё РґРѕРІРѕРґС‹ РёСЃРєР° поддержала указав, что Фролова Рќ.Р. РЅРµ обеспечена указанными РІ РёСЃРєРµ лекарственными средствами РґРѕ настоящего времени.
Рстец Фролова Рќ.Р. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, извещалась.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в отзыве на иск просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования не признал, указал, в том числе, что АО «УльяновскФармация» не исполнило обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного контракта, что послужило причиной для не обеспечения истца лекарственным препаратами, указанными в исковом заявлении. Медицинские показания могут изменяться.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Так, СЃСѓРґРѕРј установлено, что Фролова Рќ.Р. является инвалидом в„– РіСЂСѓРїРїС‹, состоит РЅР° учете РІ ГУЗ «Городская поликлиника в„– 1 РёРј. РЎ.Рњ. Кирова» СЃ различными диагнозами Рё нуждается РІ лекарственных средствах, РІ том числе ей показаны «Бетагистин» Рё «Периндоприл».
Установлено, что Фролова Рќ.Р. РЅРµ была обеспечена указанными лекарственными средствами РїРѕ выписанным рецептам, Р° именно: лекарственным препаратом «Бетагистин» 24 РјРі в„–30 РІ количестве 4 упаковок РїРѕ выписанным рецептам РѕС‚ 01.02.2019 Рё 22.03.2019, лекарственным препаратом «Периндоприл» 8 РјРі в„–30 РІ количестве 4 упаковок РїРѕ выписанным рецептам РѕС‚ 01.02.2019 Рё 22.03.2019.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Статьей 43 Закона предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Ртим Р¶Рµ постановлением органам исполнительной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации постановлено: осуществлять меры РїРѕ контролю Р·Р° наличием РІ аптечных учреждениях независимо РѕС‚ форм собственности лекарственных, профилактических Рё диагностических средств Рё изделий медицинского назначения, вошедших РІ обязательный ассортиментный перечень. РџСЂРё отсутствии РІ аптечных учреждениях лекарственных, профилактических Рё диагностических средств Рё изделий медицинского назначения, входящих РІ обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств Рё изделий медицинского назначения, отпускаемых РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ населению РїРѕ рецептам врачей бесплатно или СЃРѕ СЃРєРёРґРєРѕР№;привлекать дополнительные источники финансирования, РІ частности, средства коммерческих банков, страховых Рё трастовых компаний Рё РґСЂСѓРіРёС… структур для развития медицинской промышленности Рё улучшения лекарственного обеспечения населения.
Согласно приложению № 1 указанного постановления неработающие инвалиды 2 группы подлежат бесплатному обеспечению всеми лекарственными средствами.
Согласно п.2.1 Приказа Минздравсоцразвития России N 328 от 29.12.2004 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
Как следует из материалов дела, истцу лечащим врачом по медицинским показаниям были выписаны рецепты на бесплатное обеспечение указанным выше лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, которыми он обеспечен не был.
Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, в связи с установлением судом факта нарушения прав истца на бесплатное своевременное обеспечение указанными медицинскими препаратами по указанным выше рецептам, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
При этом, обязанность по организации обеспечения истца бесплатно на период лечения данным препаратом лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области в силу вышеприведенных положений законодательства и полномочий Министерства.
Так, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пп. 2 п. 2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует государственные программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области.
В силу пп. 20 п. 2.1 Положения Министерство реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно п.2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе:формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области;готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.
Согласно п. 2.10. Положения 2.10. осуществляет следующие функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: 1) утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения; 2) формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; 3) готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства; 4) проводит ревизии (проверки) в учреждениях здравоохранения в целях осуществления контроля за правомерным, в том числе целевым, эффективным и экономным использованием средств областного бюджета Ульяновской области, а также материальных ценностей, находящихся в государственной собственности Ульяновской области; 5) осуществляет контроль за учетом, сохранностью и обеспечением доходности государственного имущества, переданного в оперативное управление учреждениям здравоохранения.
В соответствии с п.2.13 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.
В силу п. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В данном случае, необеспечение лекарственными препаратами может причинить вред здоровью истца, в связи с чем суд находит возможным удовлетворить соответствующее заявление и обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Фролову Рќ.Р. лекарственным препаратом «Бетагистин» 24 РјРі в„–30 РІ количестве 4 упаковок РїРѕ выписанным рецептам РѕС‚ 01.02.2019 Рё 22.03.2019, лекарственным препаратом «Периндоприл» 8 РјРі в„–30 РІ количестве 4 упаковок РїРѕ выписанным рецептам РѕС‚ 01.02.2019 Рё 22.03.2019.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.