дело №2-130/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2019 года пгт.Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Калининой О.П.,
с участием истца Коробок Л.П., представителя ответчика Одинцова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску председателя совета многоквартирного дома Коробок Л.П., действующей в защиту прав и законных интересов жильцов многоквартирного дома к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» о возложении обязанности принять на баланс земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому,
установил:
Председатель совета многоквартирного дома Коробок Л.П. (далее истец), действуя в защиту прав и законных интересов жильцов многоквартирного дома №9 кв.Южный пгт.Троицко-Печорск, обратилась в суд с иском к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» (далее ответчик, администрация) о возложении обязанности принять на баланс земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому. Требования мотивировала тем, что в 2004 администрацией МР «Троицко-Печорский» было проведено межевание многоквартирных домов квартала Южный для участия в программе капитального ремонта РК. Для обслуживания жилого дома №9 была отмежевана площадь 579 кв.м. (кадастровый №, дата внесения в ЕГРН 17.03.2004). В 2015 администрация ГП «Троицко-Печорск» провела межевание и к уже имеющемуся отмежеванному участку под МКД добавила участок размером 3151 кв.м. (кадастровый №, дата внесения в ЕГРН 17.12.2015) в который вошли половина проезда к ул.Зеленая (с бетонным покрытием), значительная часть болота, половина грунтового проезда к объездной дороге квартала Южный, который ранее принадлежал улично-дорожной сети пгт.Троицко-Печорск и являлся проездом общего пользования. Тем самым, по мнению истца, администрация ставила целью уменьшить затраты бюджета на содержание дорожного полотна в летний период и расчистки снега в зимний, перенеся эти расходы на собственников МКД. Межевание проводилось администрацией без уведомления заинтересованных лиц – собственников помещений в МКД. В период проведения межевания дома №9, 10 кв.Южный находились в составе ТСЖ. Уведомлений о том, что на территориях, смежных с домами, межевыми и зарегистрированными участками будут производиться кадастровые работы в правление ТСЖ, не поступало. Председатель ТСЖ был поставлен перед фактом о том, что участки домов отмежеваны, однако, получать документацию по межеванию отказался. Согласования границ земельных участков с заинтересованными лицами произведено не было. Отмежевана излишняя территория для обслуживания дома, чем будут затронуты интересы собственников жилых помещений в виде финансовой нагрузки при уплате земельных налогов.
С учетом возникшего спорного правоотношения определением суда от 31.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика привлечен председатель совета многоквартирного дома №10 кв.Южный пгт.Троицко-Печорск Аникина Л.А.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Одинцов А.В., действующий на основании Устава, против удовлетворения заявленных истцом требований не возражал.
В судебное заседание представитель третьего лица Аникина Л.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, о причинах своей неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявила.
В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля ФИО5, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании протокола общего собрания собственников помещений жилого дома №9 кв.Южный пгт.Троицко-Печорск № от 25.03.2016 выбран способ управления многоквартирным домом – непосредственное управление собственниками помещений, на должность председателя совета многоквартирного дома избрана Коробок Л.П.
Согласно выписке из ЕГРП земельный участок с кадастровым номером № поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, местоположение установлено на основании ориентира, расположенного в границах участка (ориентир жилой дом), адрес ориентира: РК, пгт.Троицко-Печорск, кв.Южный, 7, площадь 579 +/-8 кв.м. для обслуживания жилого дома.
29.11.2015 ООО «Стройземкомплект» по заказу администрации ГП «Троицко-Печорск» выполнены кадастровые работы, по результатам которых составлен межевой план. В заключении кадастрового инженера указано, что земельный участок образуется дополнительно для обслуживания многоквартирного пятиэтажного дома по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, кв.Южный, 9, кадастровый №. Участок расположен в территориальной зоне Ж-3А (зона существующей многоквартирной средне-этажной застройки (3-5 этажей) в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 27.04.2010 №. Предельные размеры земельных участков в данной зоне не установлены, площадь земельного участка составила 3151 кв.м.
Постановлением ответчика от 24.11.2015 № в соответствии со ст.45, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также заключения о результатах публичных слушаний от 19.11.2015, утверждена проектная документация по межеванию территории, застроенной многоквартирными домами №1-10 кв.Южный пгт.Троицко-Печорск для обслуживания многоквартирных домов.
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 №12-П, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно п.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса РФ, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в ч.8.1 ст.45 настоящего Кодекса. Указанное в ч.1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения. Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев. Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний. Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 27.04.2010 № утверждены Правила землепользования и застройки МО ГО «Троицко-Печорск».
Согласно данным Правилам предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, устанавливаются Правилами (ст.31) в соответствии с нормативами и стандартами, установленными уполномоченными органами в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья людей, надежности и пожарной безопасности зданий и сооружений, охраны окружающей среды, объектов культурного наследия, иными обязательными требованиями и могут включать в себя в т.ч. минимальную площадь земельного участка (п.19 ст.5).
Публичные слушания проводятся в соответствии с Конституцией РФ, Градостроительным кодексом РФ, иными Федеральными законами, Уставом МО ГП «Троицко-Печорск», Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний МО ГП «Троицко-Печорск», утвержденными решением Совета МО ГП «Троицко-Печорск» от 29.06.2009 № и данными Правилами. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся в т.ч. проекты планировки территорий и проекты межевания территорий. Назначение, подготовка и проведение публичных слушаний, а также итоги публичных слушаний осуществляются в соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний МО ГП «Троицко-Печорск», утвержденными решением Совета МО ГП «Троицко-Печорск» от 29.06.2009 № и данными Правилами (ст.10).
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектом планировки территорий. Подготовка межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные на основании решения руководителя администрации городского поселения, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется ст.10 Правил с учетом положений ст.15 Правил. Руководитель администрации городского поселения с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации на доработку. Решение руководителя администрации публикуется в печати. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение 7 дней со дня утверждения указанной документации и может размещаться на официальном сайте городского поселения в сети «Интернет».
В соответствии со ст.31 Правил к территориальной зоне Ж-3А относится зона существующей многоквартирной среднеэтажной жилой застройки (3-5 этажа). Коэффициент использования земельного участка для 5-этажных жилых домов составляет 0,76, а на 1 кв.м. общей площади жилых помещений 1,32. Нормативный размер земельного участка жилых домов определяется путем умножения удельного показателя земельной доли, приходящейся на 1 кв.м. общей площади жилых помещений на общую площадь дома. Применительно к территориальной зоне Ж-3А минимальная площадь земельного участка среднеэтажного многоквартирного жилого дома определяется из расчета 17,5 кв.м. на 1 человека.
Решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 29.06.2009 № утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в МО ГП «Троицко-Печорск». Согласно Порядку на публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься проекты планировки территорий и проекты межевания территорий (п.1.5.5). Решение о назначении публичных слушаний по проектам правых актов, указанным в п.1.5.5 Положения, принимается главой МО ГП «Троицко-Печорск». Решение о назначении публичных слушаний принимается в виде нормативно-правового акта, в котором указываются: тема, сроки, форма проведения публичных слушаний, состав комиссии по организации и проведению публичных слушаний. Применительно к проведению публичных слушаний по проектам планировки территорий и проектам межевания территорий круг заинтересованных лиц, участвующих в публичных слушаниях определяется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Информация о проведении публичных слушаний должна быть доведена до сведения заинтересованных лиц путем размещения на стендах, в иных местах свободного доступа, которые удобны для посещения заинтересованных лиц. Указанные места свободного доступа должны располагаться таким образом, чтобы заинтересованные лица могла ознакомиться с размещенной информацией. Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей МО ГП «Троицко-Печорск» о времени и месте их проведения до дня опубликования (обнародования) заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее одного и более трех месяцев. Итоговые документы по результатам слушаний подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Из материалов дела следует, что 14.10.2015 распоряжением главы городского поселения «Троицко-Печорск» №7 назначено проведение 19.11.2015 в 17 часов в актовом зале администрации ГП «Троицко-Печорск» публичных слушаний по проекту межевания территории, застроенной многоквартирными домами №1-10 кв.Южный пгт.Троицко-Печорск. Создана комиссия по организации и проведению публичных слушаний, в которую вошли руководитель администрации ГП «Троицко-Печорск», заместитель руководителя, главный специалист администрации, специалист администрации, главный архитектор района. Администрации ГП «Троицко-Печорск» поручено обеспечить оповещение и доступ к материалам для ознакомления гражданам, проживающим на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией данного проекта.
Информация о проведении публичных слушаний опубликована на официальном сайте администрации ГП «Троицко-Печорск» в сети Интернет и находится в свободном доступе. Указано, что с документами можно ознакомиться по адресу: ул.Мира, 26, кабинет 12, администрации ГП «Троицко-Печорск».
Согласно документации по проекту межевания территории под многоквартирными домами, выполненной ООО «Стройземкомплект» по заказу администрации ГП «Троицко-Печорск» на основании договора № от 22.06.2015 она разработана на основании генерального плана «Троицко-Печорск», Правил землепользования и застройки ГП «Троицко-Печорск», технических регламентов и иных обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством к использованию и застройке территории, с учетом республиканских и местных нормативов градостроительного проектирования и иных нормативно-технических документов, действующих на территории ГП «Троицко-Печорск». Целью разработки проекта межевания является установление границ земельных участков и постановка на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами на территории ГП «Троицко-Печорск», при этом площадь земельного участка для обслуживания многоквартирного жилого дома №9 кв.Южный пгт.Троицко-Печорск по результатам проведенных работ составила 3151 кв.м.
Согласно пп.4 п.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
На основании ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, совокупность вышеуказанных норм права позволяет суду прийти к выводу о том, что именно на органе местного самоуправления, в рассматриваемом случае – администрации ГП «Троицко-Печорск», поскольку земельный участок расположен на территории, подведомственной муниципалитету, лежит обязанность формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом.
При этом, процедура формирования земельного участка вопреки доводам истца администрацией соблюдена, поскольку межевание земельных участков на территории, на которой расположен многоквартирный дом, проведено по результатам публичных слушаний, с соблюдением сроков их проведения. Доводы истца о неосведомленности жильцов многоквартирного жилого дома о проведении кадастровых работ по межеванию земельный участков полностью опровергаются представленными в дела доказательствами, из которых следует, что информация, связанная с проведением публичных слушаний по проекту межевания была размещена на официальном сайте администрации в сети Интернет, до настоящего времени она находится в свободном доступе, что в свою очередь не лишало собственников жилых помещений в многоквартирном доме принять участие в обсуждении проекта в рамках публичных слушаний.
Кроме того, суд отмечает, что до настоящего времени результаты публичных слушаний никем не оспорены, нормативно-правовые акты, принятые администрацией по вопросу межевания земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в квартале Южный, 1-10, не законными не признаны и не отменены.
Размер отмежеванного для обслуживания многоквартирного дома земельного участка соответствует требованиям, установленным ст.31 Правил землепользования и застройки МО ГО «Троицко-Печорск».
Относительно доводов истца о том, что ранее администрацией МР «Троицко-Печорский» в 2004 году проводилось межевание, площадь земельного участка составила 579 кв.м., суд отмечает, что согласно выписке из ЕГРП координаты земельного участка, поставленного на кадастровый учет 17.03.2004, не определены, следовательно, площадь 579 кв.м. носит декларативный характер, вследствие чего, не может свидетельствовать о незаконности действий администрации, которая в 2015 году путем межевания земельных участков для МКД кв.Южный уточнила их границы. Кроме того, из плана земельного участка, поставленного на учет в 2004 году, следует, что была определена площадь только под многоквартирным домом, без дворовой территории, необходимой для обслуживания дома.
Доводы истца о том, что администрацией собственникам «навязаны» подъездные дороги к многоквартирному дому, содержание которых должно осуществляться ответчиком, основаны на неверном толковании норм права, поскольку в перечне дорог общего пользования местного значения пгт.Троицко-Печорск они не указаны, предназначены исключительно для проезда и прохода жильцов многоквартирного дома. Помимо этого, поскольку на территории домов №9, 10 кв.Южный пгт.Троицко-Печорск отсутствуют социально значимые объекты, а также организации и учреждения, предназначенные к посещению неопределенным кругом лиц, следовательно, обслуживание и содержание дорог, ведущих к многоквартирному дому должно осуществляться собственниками жилых помещений.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск председателя совета многоквартирного дома Коробок Л.П., действующей в защиту прав и законных интересов жильцов многоквартирного дома к администрации городского поселения «Троицко-Печорск» о возложении обязанности принять на баланс земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому оставить без удовлетворения.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 01 августа 2019.
Судья Р.В.Чулков