Дело № 2-437/2021
УИД 75RS0010-01-2021-000950-65
Решение
именем Российской Федерации
пгт. Забайкальск 28 июля 2021 года
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Васендина С.Ф., при секретаре Мустафиной Т.Ф., с участием помощника прокурора Забайкальского района Бадмажаповой Б.З., представителя ГУЗ «Забайкальская ЦРБ» Хлуднева А.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Забайкальского района в защиту интересов Корешковой Марии Ивановны к Государственному учреждению здравоохранения «Забайкальская центральная районная больница» (далее ГУЗ "Забайкальская ЦРБ") о взыскании суммы задолженности по выплатам стимулирующего характера с учетом районного коэффициента, к Министерству здравоохранения Забайкальского края об обязании профинансировать государственное учреждение здравоохранения «Забайкальская центральная районная больница» для производства выплат,
Установил:
Прокурор Забайкальского района обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах Корешковой М.И. о взыскании задолженности по выплатам стимулирующего характера за период с апреля по октябрь 2020 года с учетом районного коэффициента в сумме <данные изъяты>. В обоснование иска указал, что начисление и выплата медицинским работникам стимулирующих выплат за оказание медицинской помощи пациентам с COVID-19 осуществляется в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 (ред. от 29.05.2020).
В соответствии с Законом Забайкальского края от 14.10.2008 N 39-ЗЗК
"О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений" районный коэффициент составляет 1,4.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что за период с апреля по октябрь 2020 года работникам Государственного учреждения здравоохранения «Забайкальская центральная районная больница» (далее ГУЗ "Забайкальская ЦРБ") выплата стимулирующего характера в соответствии с Постановлениями Правительства №№ 415 и 484 производилась с учетом начисления районного коэффициента в размере 20% за счет федерального бюджета, то есть не в полном объёме.
При проверке установлено, что работник ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" Корешкова М.И. за период работы с апреля по октябрь 2020 года получила стимулирующие выплаты без учета районного коэффициента (1,4) предусмотренного Законом Забайкальского края от 14.10.2008 N 39-ЗЗК, сумма задолженности доначисленного на вышеуказанную выплату районного коэффициента составляет <данные изъяты>, до настоящего времени задолженность перед работником не погашена по причине отсутствия финансирования со стороны Министерства здравоохранения Забайкальского края.
Согласно пунктам 1.3 - 1.6 Устава, государственное учреждение здравоохранения "Забайкальская центральная районная больница" является бюджетным учреждением, созданным в целях обеспечения осуществления Министерством здравоохранения Забайкальского края функций по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, учредителем и собственником имущества которого является Министерства здравоохранения Забайкальского края.
Ссылаясь на ст.123.21-123.23 ГК РФ, ч.1 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" прокурор полагает, что обязанность финансирования ГУЗ "Забайкальская ЦРБ", в том числе и предусмотренным законодательством выплат стимулирующего характера возложена на Министерство здравоохранения Забайкальского края, которое данную обязанность не выполняет, поэтому просит суд возложить на ответчика обязанность профинансировать данные расходы ГУЗ "Забайкальская ЦРБ".
В отзыве на исковое заявление, представитель ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" Хлуднев А.Б., действующий на основании доверенности, иск не признал, указав, что 17.11.2020 года экономистами ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" на основании предписания было произведено начисление районного коэффициента работникам больницы на указанную выплату. В связи с тем, что финансирование выплаты районного коэффициента, в соответствии с законом Забайкальского края от 14.10.2008 N 39-ЗЗК производится из средств краевого бюджета администрацией в адрес планового отдела Министерства здравоохранения Забайкальского края направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о выделении дополнительных денежных средств на указанные расходы.
ДД.ММ.ГГГГ из Министерства здравоохранения Забайкальского края за № поступил ответ о том, что п.2 Постановления №145 определено, что размеры стимулирующих выплат включают в себя районный коэффициент и процентную надбавку. Выплата стимулирующего характера не является гарантированной выплатой обязательного характера для всех работников, не предусмотрена системой оплаты труда, осуществляется в порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года №415 и рассчитана на основе среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Забайкальском крае за 9 месяцев по данным Федеральной службы государственной статистики, сформированного с учётом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ экономистами ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" было направлено повторное письмо о выделении дополнительных денежных средств.
ДД.ММ.ГГГГ за № из Министерства здравоохранения Забайкальского края получен ответ аналогичного содержания, с указанием, что необходимость дополнительного начисления на выплату стимулирующего характера районного коэффициента согласно закону Забайкальского края от 14.10.2008 N 39-ЗЗК будет определяться по мере возникновения правовых оснований.
В судебном заседании помощник прокурора Бадмажапова Б.З. исковые требования прокурора поддержала в полном объёме по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Истец Корешкова М.И. исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что работает палатной медсестрой терапевтического отделения ГУЗ "Забайкальская ЦРБ". В процессе работы она осуществляла работу с больными, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция, за что ей начислялась стимулирующая выплата за оказание медицинской помощи пациентам с COVID-19. Просит взыскать в её пользу задолженность по указанной выплате в размере <данные изъяты>
Представитель ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" Хлуднев не оспаривая суммы подлежащей к взысканию, иск не признал по основанием изложенным в отзыве, указав, что ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" при отсутствии финансирования со стороны Министерства здравоохранения Забайкальского края, самостоятельных финансовых средств на выплату данной надбавке не имеет.
Представитель министерства здравоохранения Забайкальского края в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно ст.56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу ст.132 ТК РФ, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частями 5 и 6 ст.135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере (ч.2 ст.146 ТК РФ).
В соответствии со ст. 148 ТК РФ порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее по тексту - Правила).
В пункте 10 Правил указаны размеры выплат в отношении каждой категории получателей таких выплат в процентном отношении к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 09.05.2020 N 145 "О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" установлены размеры выплат стимулирующего характера в зависимости от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Забайкальском крае за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Согласно письму Минздрава России от 06.05.2020 N 16-3/И/2-5951 "Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам в условиях коронавируса" выплаты стимулирующего характера следует начислять с применением районных коэффициентов к заработной плате, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
С учетом вышеизложенного, спорная стимулирующая выплата является частью фактического заработка, который медицинский работник получает за исполнение своих должностных обязанностей, за особые условия труда и дополнительную нагрузку за работу в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденному постановлением данного министерства от 11 сентября 1995 г. N 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет.
В соответствии с разъяснениями содержащимися в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
Конституционные принципы равенства и справедливости возлагают на государство обязанность установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Статьёй 1 Закона Забайкальского края от 14.10.2008 N 39-ЗЗК "О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений" установлены следующие размеры районных коэффициентов к заработной плате для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края, и предельные размеры повышения районных коэффициентов, устанавливаемых муниципальными образованиями, входящими в состав Забайкальского края: Каларский муниципальный округ Забайкальского края - 1,7; муниципальные районы "Могочинский район" Забайкальского края, "Тунгиро-Олекминский район" Забайкальского края, "Тунгокоченский район" Забайкальского края, "Чернышевский район" Забайкальского края - 1,5; другие муниципальные районы, муниципальные и городские округа - 1,4.
Судом установлено, что Корешкова М.И. с ДД.ММ.ГГГГ года работает в терапевтическом отделении ГУЗ "Забайкальская ЦРБ", расположенной в пгт. <адрес> <данные изъяты> на основании трудового договора № и дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, с должностным окладом <данные изъяты> рублей, с правом на доплаты и выплаты стимулирующего и компенсационного характера, районного коэффициента 40%, процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 30%.
Согласно информации представленной и.о. главного врача Цеденовой В.И. в расчете по невыплаченным денежным суммам доначисленного районного коэффициента на выплаты стимулирующего характера в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. №415 <данные изъяты> ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" Корешковой М.И. фактически оказывалась медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция в 2020 году в мае 7,8 часов, в октябре 171,6 часов.
Региональная доля районного коэффициента для выплаты предусмотренной стимулирующей надбавки составляет 20%.
Общая задолженность по стимулирующей выплате составляет в мае 2020 года <данные изъяты> в октябре 2020 года <данные изъяты>. Итого <данные изъяты>
В силу ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Расчет задолженности сторонами не оспаривается. Предстаитель
Руководствуясь ст.ст. 98,194-198 ГПК РФ,
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>