Решение по делу № 33а-3987/2018 от 10.10.2018


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Кудряшова М.В.

дело № 33а-3987 пост. ...

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ 21 ноября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Булгытовой С.В.

судей коллегии Казанцевой Т.Б.,Назимовой П.С.

при секретаре Черепановой О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административноедело по административному иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, Федеральному агентству водных ресурсов об обязании совершить определенные действия по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов Республики Бурятия на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 августа 2018 года, которым административный иск удовлетворен и постановлено:

1. Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до 1 октября 2020 года обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии водного объекта – реки Селенга (на протяжении от границ Российской Федерации и Монголии до места впадения в озеро Байкал, включая дельту реки Селенга) с целью последующего внесения сведений о местоположении береговой линии реки Селенга в государственный реестр недвижимости в соответствии с Правилами определения местоположения береговой линии (границ водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377.

2. Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и Федеральное агентство водных ресурсов в срок до 1 октября 2020 года при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по определению местоположения береговой линии реки Селенга, в том числе ее дельты, в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета.

Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, просил:

обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до 1 октября 2019 года обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии водного объекта – реки Селенга в соответствии с Правилами определения местоположения береговой линии (границ водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377;

обязать Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления в срок до 1 марта 2020 года внести сведения о местоположении береговой линии реки Селенга в государственный водный реестр и представить документы для внесения сведений о местоположении береговой линии реки Селенга в государственный реестр недвижимости;

обязать Федеральное агентство водных ресурсов организовать финансовое обеспечение выполнения работ по внесению сведений о местоположении береговой линии реки Селенга в государственный водный реестр и государственный реестр недвижимости.

Требования основаны на том, что нарушение природоохранного законодательства, непринятие мер по определению местоположения береговой линии (границ водного объекта) реки Селенга и непринятие мер по внесению таких сведений в государственный кадастр недвижимости влечет угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь неправомерное занятие и использование территорий, находящихся в границах реки Селенга, причинение ущерба экологический системе озера Байкал.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца Качина Е.Г. уточнила заявленные требования и просила:

обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до 1 октября 2020 года обеспечить предоставление документов в Федеральное агентство водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового водного управления для внесения в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии водного объекта – реки Селенга (на протяжении от границ Российской Федерации и Монголии до места впадения в озеро Байкал, включая дельту реки Селенга) с целью последующего внесения сведений о местоположении береговой линии реки Селенга в государственный реестр недвижимости в соответствии с Правилами определения местоположения береговой линии (границ водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377;

обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и Федеральное агентство водных ресурсов в срок до 1 октября 2020 года при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по определению местоположения береговой линии реки Селенга, в том числе ее дельты, в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Андреев А.И. возражал против удовлетворения административного иска.

Представитель Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в суд не явился.

Представитель Федерального агентства водных ресурсов Воинов И.В. в суд не явился, направив письменные возражения на заявленные к данному ответчику требования.

Районный суд вынес приведенное выше решение об удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе и.о. министра природных ресурсов Республики Бурятия Капустина М.В. указывает о несогласии с принятым судом решением, в том числе в части выводов о том, что работы по определению местоположения береговой линии реки Селенга Министерством не проводятся. Также просит решение суда изменить, исключив из его резолютивной части указание о возложении на Министерство обязанности по выполнению работ по определению местоположения береговой линии реки Селенга в районе дельты.

В судебном заседании представители Министерства природных отношений Республики Бурятия Андреев А.И. и Осодоева Е.А. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представитель Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Качина Е.Г. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Представитель Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и представитель Федерального агентства водных ресурсов в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс РФ) водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия - осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 26 Водного кодекса РФ).

Установлено, что уполномоченным органом, обязанным совершать охранные меры в отношении водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Республики Бурятия, является Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, что следует из Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 9 марта 2007 года № 65.

В рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, являющихся приложением к приказу Минприроды России от 29 сентября 2010 года № 425.

Порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования определен Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 года № 629.

В соответствии с указанными Правилами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 61 (далее – Примерный перечень мероприятий).

В подпункте 3 пункта 1 Примерного перечня указано на осуществление таких мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, как мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов).

В соответствии с частью 4.1 статьи 5 Водного кодекса РФ порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377 утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения (далее - Правила

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2016 года № 164 «Об утверждении требований к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта)» в результате выполнения работ по описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) обеспечивается подготовка: перечня координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта); картографической основы с нанесенной береговой линией (границей водного объекта); пояснительной записки.

Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что обязательным условием осуществления Министерством природных ресурсов Республики Бурятия мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры исполнения требований водного законодательства установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия до настоящего времени не выполнены в полном объеме меры по охране водного объекта (реки Селенга) в части определения местоположения ее береговой линии (границы водного объекта).

Материалами дела подтверждается, что данные мероприятия по определению местоположения береговой линии водного объекта не включались в соответствующий Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, в конце 2016 года на очередной финансовый год (2017 год), также на 2018 год, а потому на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали.

Данных о том, что значения прогнозных показателей и перечень мероприятий, включающих указанные меры по охране водного объекта, не прошли процедуру согласования с Федеральным агентством водных ресурсов по каким-либо не зависящим от Министерства причинам, в дело не представлено.

Таким образом, Минприроды Республики Бурятия мероприятия, направленные на определение местоположении береговой линии водного объекта, не проводились, соответствующие мероприятия с уполномоченным органом не согласовывались, что исключает возможность получения субвенций на указанные мероприятия.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Водного кодекса РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

28 апреля 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации № 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра, пунктом 5 которого установлено, что ведение данного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о береговых линиях (границах водных объектов): 1) тип (в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации) и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта; 2) описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Таким образом, федеральным законодателем предусмотрено определение местоположения береговой линии реки Селенга путем внесения соответствующих сведений в водный реестр с последующим внесением таких сведений в реестр недвижимости.

В силу закона на Министерство природных ресурсов Республики Бурятия возложены обязанности по предоставлению в Росводресурсы документов для внесения сведений в водный реестр с последующим направлением сведений для внесения в Единый реестр недвижимости.

Удовлетворяя административное исковое заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по организации мероприятий, направленных на определение местоположения береговой линии реки Селенга, уполномоченным органом в полном объеме не выполнена, данные мероприятия не включены в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субвенций из федерального бюджета. Сведения о местоположении береговой линии реки Селенга в Федеральное агентство водных ресурсов до настоящего времени не представлены.

Установив нарушение природоохранного законодательства, суд возложил на ответчиков обязанность по исполнению требований закона. Оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований у суда не имелось. Данные требования обусловлены, прежде всего, необходимостью защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, и направлены на недопущение нарушений порядка образования земельных участков, предоставления их в аренду, собственность в береговых полосах водного объекта, на соблюдение основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы жалобы о том, что Министерством природных ресурсов Республики Бурятия проводились работы по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной полосы реки Селенга, и что на момент проведения данных работ требования к определению местоположения береговой линии отсутствовали, подлежат отклонению. Как указано выше, обязанности органов государственной власти по установлению границ береговой линии водного объекта определены действующим федеральным законодательством. Проведение же работ по установлению водоохраной зоны и прибрежной полосы реки Селенга не свидетельствует о выполнении работ по установлению границ береговой линии.

Доводы заявителя о том, что определить границы береговой линии реки Селенга в ее дельте не представляется возможным, являются несостоятельными. Перечисленные выше нормативные требования предусматривают обязательность определения местоположения береговой линии водного объекта вне зависимости от его гидрографического рисунка, от особенностей распределения водного стока по секторам, от изменения водным объектом своих очертаний.

Кроме того, из представленных в дело ответов ООО «<...>» и ООО «<...>» следует, что имеется техническая возможность определения местоположения береговой линии реки Селенга в районе ее дельты и постановки данной береговой линии на кадастровый учет.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного решения, постановленного при правильном применении норм материального права и без нарушений требований процессуального закона.

Руководствуясь ст.ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: С.В. Булгытова

Судьи: Т.Б. Казанцева

П.С. Назимова

33а-3987/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов РБ
Федеральное агентство водных ресурсов
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Назимова Полина Савельевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
07.11.2018[Адм.] Судебное заседание
21.11.2018[Адм.] Судебное заседание
05.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее