№ 24RS0033-01-2022-002554-78
РЕШЕНИЕ (заочное)
Именем Российской Федерации
07 декабря 2021 года город Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Коростелевой Е.В., при секретаре Вороновой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2209/2022 по иску Каштановой О.В. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю о взыскании денежной суммы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Каштанова обратилась в суд с иском о взыскании денежной суммы и компенсации морального вреда.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ. представителем нанимателя, в лице руководителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю ФИО3, и государственным гражданским служащим Российской Федерации Каштановой О.В. заключен служебный контракт № 2.
ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя, в лице и.о. руководителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю ФИО4 и государственным гражданским служащим Российской Федерации Каштановой О.В. подписано дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №37/С к вышеуказанному контракту.
Приказом №СШ-2.1-04/54 от ДД.ММ.ГГГГ О.В. Каштанова назначена на должность <данные изъяты>, в связи с чем, с и.о. начальника Инспекции ФИО7 и Каштановой О.В. заключен служебный контракт №20 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ., Каштанова уволена с государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении выплатили денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 79,8 дней, что отражено в приказе №СП-2.1-04/47 от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта.
При выплате отпускных и компенсации за неиспользованные дни отпуска, в расчет среднедневного заработка не включены средства дополнительного материального стимулирования, что является ошибочным, учитывая разъяснения в письме Минфина России от 15.07.2014г. № 14-04-05/34482.
Уточнив свои требования, просит взыскать с ответчика недоначисленные отпускные и компенсацию за неиспользованные дни отпуска в общей сумме 382466,50 руб., а также компенсацию за нарушение сроков выплаты, применив расчетную ставку 1/150 на дату вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.
Истец просит рассмотреть дело без своего участия.
Представитель ответчика надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика с вынесением заочного решения. В представленном отзыве на иск, требования не признал, указав, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 140 ТК РФ определяет, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
В части 10 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Выплата материального стимулирования гражданским служащим территориальных органов ФНС России осуществляется в виде премий за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, а также поощрения для дальнейшего улучшения его работы.
Согласно ч.Ю ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, пунктом 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 (далее-Правил), денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым не относятся средства материального стимулирования.
Согласно пункту 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (в редакции, действующей на период спорных правоотношений).
На основании статьи 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Статья 236 ТК РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
На основании статья 392 ТК, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В судебном заседании бесспорно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. представителем нанимателя, в лице руководителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю ФИО3, и государственным гражданским служащим Российской Федерации Каштановой О.В. заключен служебный контракт № 2.
ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя, в лице и.о. руководителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю ФИО4 и государственным гражданским служащим Российской Федерации Каштановой О.В. подписано дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №37/С к вышеуказанному контракту.
Приказом №СШ-2.1-04/54 от ДД.ММ.ГГГГ О.В. Каштанова назначена на должность <данные изъяты>, в связи с чем, с и.о. начальника Инспекции ФИО8 и Каштановой О.В. заключен служебный контракт №20 от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 9 раздела IV гражданскому служащему установлено денежное содержание.
Как следует из выписки приказов истец находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске:
выписка из приказа №СП-2.1-05/182 от ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 33 дня
выписка из приказа №СП-2.1-05/230 от ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 дней
выписка из приказа №СП-2.1-05/264 от ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 дня
выписка из приказа №СП-2.1-05/284 от ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 день
приказ №СП-2.1-05/3 от ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-4 дня
выписка из приказа №СП-2.1-05/15 от ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 9 дней.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ., Каштанова уволена с государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении выплатили денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 79,8 дней, что отражено в приказе №СП-2.1-04/47 от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта.
При выплате отпускных и компенсации за неиспользованные дни отпуска, в расчет среднедневного заработка не включены средства дополнительного материального стимулирования, что сторонами также не оспаривается.
При этом, согласно письма Минфина России от 15.07.2014г. № 14-04-05/34482 даны следующие разъяснения для исчисления денежного содержания:
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие). Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7 (далее - постановление N 238-7), предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона N 79-ФЗ, Минфин России полагает, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением N 238-7.
Принимая во внимание изложенное, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
Исходя из положения пункта 4 Правил, начисление районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах, а также процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, установленных нормативными актами Российской Федерации, на суммы средств материального стимулирования не должно производиться.
Разрешая спор по существу, суд руководствуясь положениями пункта 4 части 1 статьи 14, частей 1, 2, 5, 10 статьи 50, частей 1, 3, 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктов 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", абзаца 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", разъяснениями, содержащимися в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, исходит из того, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н. В этой связи, суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно быть учтено при расчете компенсационных выплат при увольнении, а также при оплате ежегодных отпусков.
Согласно представленных расчетных листков, сведений о выплате средств материального стимулирования, выплаты, произведенные истцу в спорный период времени и включаемые в размере 1/12 в расчет отпускных составили:
ДД.ММ.ГГГГ. – 44692,00 руб., ДД.ММ.ГГГГ. -56491,42 руб., ДД.ММ.ГГГГ. – 56491,42 руб.,ДД.ММ.ГГГГ. -53117,04 руб., ДД.ММ.ГГГГ. – 69323,03 руб., ДД.ММ.ГГГГ. – 69323,03 руб., ДД.ММ.ГГГГ. – 57921,01 руб.
Сумма ежемесячного денежного содержания на дату отпуска истца составила 38160,00 руб.
Количество дней отпуска Июль 2021г. – 33д., октябрь 2021г. – 5д., ноябрь 2021г. – 4д.,декабрь 2021г. – 1д., январь 2022г. – 4д., январь 2022г. – 9д., март 2022г. – 79,8д.
В этой связи, истцу должны быть начислены отпускные в сумме:
ДД.ММ.ГГГГ. – 93314,43 руб. (44692,00+38160,00/29,3х33)
ДД.ММ.ГГГГ. –16152,10 руб. (56491,42+38160,00/29,3х5)
ДД.ММ.ГГГГ. – 12921,68 руб. (56491,42+38160,00/29,3х4)
ДД.ММ.ГГГГ. –3115,26 руб. (53117,04 +38160,00/29,3х1)
ДД.ММ.ГГГГ. – 14673,55 руб. (69323,03 +38160,00/29,3х4)
ДД.ММ.ГГГГ. – 33015,26 руб. (69323,03 +38160,00/29,3х9)
ДД.ММ.ГГГГ. –261681,38 руб. (57921,01 +38160,00/29,3х79,8)
Всего должно быть начислено 434873,66 руб., фактически начислено истцу 231917,65 руб., недоначислено 202956,01 руб.
Установив, что расчет отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск произведен ответчиком в меньшем размере, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца недополученной денежной компенсации при увольнении в размере 202956,01 руб. При этом, установленный годичный срок для обращения в суд, истицей в данном случае не пропущен.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, также считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, определив его размер с учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости в сумме 3 000 руб.
Принимая решение по требованию о взыскании денежной компенсации, установленной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд исходит из того, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законе размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору. Сроки выплат при увольнении ответчиком нарушены не были, выплаты были произведены в день увольнения, при этом между сторонами возник спор относительно размера данных выплат, связанный с учетом при их расчете материального стимулирования и фактически разрешенный путем вынесения судебного акта, в связи с чем основания для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каштановой О.В. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю о взыскании денежной суммы и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю в пользу Каштановой О.В. 202956,01 руб., компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., всего 205956,01 руб.
В удовлетворении оставшейся части иска Каштановой О.В. отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.В. Коростелева