Дело № 2а-1312/2021
11RS0004-01-2021-002314-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре Макаровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 13 октября 2021 года дело по административному иску Ждановой Г.Ф., Можаевой Е.А., Давыдова К.В., Будеева А.В., Захарчишена П.М., Бабиковой А.О., Малай Г.Н., Сидорова С.В., Сидоровой Л.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей: ****, **** ****, **** к Администрации муниципального образования муниципального района «Печора» об оспаривании распоряжения главы администрации МР «Печора» №... от 10.11.2017г., об обязании принять решение, об изъятии жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы обратились в суд с административным иском к администрации муниципального района «Печора» о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений законодательства. В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: **********. Актом межведомственной комиссии №... от 28.08.2014г. ********** признана непригодной для проживания, подлежащей ремонту или реконструкции. 08.11.2016г. по заявлению собственника **********, межведомственная комиссия произвела обследование **********, о чем составила акт №... от 08.11.2016г. и заключение №... к нему. Согласно указанного заключения, было установлено, что данная квартира не пригодна для проживания. В июле2017г. жильцы дома направили заявку АО «РТИ –Федеральное БТИ» филиала по РК в целях обследования многоквартирного жилого дома. Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации МР «Печора» от 24.11.2016г. №... на основании представленной жильцами дома экспертизы, проведенной филиалом АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» провела обследование дома, о чем был составлен акт №... от 20.09.2017г. По результатам обследования было установлено, что домовладение числится 1958года постройки, имеет 71% износ по состоянию на 20.09.2017г. Проведение капитального ремонта или реконструкции здания технически и экономически нецелесообразно. Межведомственная комиссия по результатам обследования приняла заключение о выявлении оснований для признания ********** аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации МР «Печора» №...-р от 10.11.2017г. многоквартирный ********** признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок сноса дома до 01 мая 2021года. Снос дома собственниками по состоянию на 01.01.2019г. не произведен, однако дальнейшие действия по осуществлению процедуры изъятия жилых помещений не проводятся, а состояние жилого дома ухудшается, происходит частичное обрушение кровли, осыпание стен, что усугубляет угрозу жизни проживающих в доме граждан. Столь длительное ожидание, установленное ответчиком в распоряжении, в течение 3 лет ничем не оправдано, учитывая крайне ветхое состояние жилого дома и имущественное, социальное положение проживающих в нем граждан, которые не могут обеспечить себя другим жильем. Жилой дом, распложенный по адресу: ********** признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с актом межведомственной комиссии №... от 20.09.2017г., то есть после даты, установленной законом. Следовательно, включение данного дома в муниципальную и республиканскую адресные программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025годы невозможно. Какой-либо подготовки к сносу дома администрацией МР «Печора» не предпринимается. Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.
Административные истцы просят признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования муниципального района «Печора» по не направлению собственникам жилых помещений ********** Республики Коми: Ждановой Г.Ф., Можаевой Е.А., Давыдову К.В., Будееву А.В., Захарчишену П.М., Бабиковой А.О., Малай Г.Н., Сидорову С.В., Сидоровой Л.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей: **** соглашений об изъятии земельных участков и жилых помещений.
Обязать Администрацию муниципального образования муниципального района в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу направить собственникам жилых помещений, расположенных по адресу: **********: Ждановой Г.Ф. (**********), Можаевой Е.А. (**********), Давыдову К.В. (**********), Будееву А.В. (**********), Захарчишену П.М. (**********), Бабиковой А.О. (**********), Малай Г.Н. (**********), Сидорову С.В., Сидоровой Л.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей: **** (**********) соглашения о выкупе жилых помещений для муниципальных нужд с определением цены, сроков и иных условий выкупа.
Административные истцы Можаева Е.А., Малай Г.Н., Захарчишен П.М., Бабикова А.О., представитель административного истца Захарчишена П.М. – Принцев А.В., действующий на основании доверенности и диплома (л.д.143-144), на административном иске настаивали.
Административные истцы Жданова Г.Ф., Будеев А.В. Давыдов К.В., Сидоров С.В., Сидорова Л.А. действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей: Каневой **** в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие неявившихся административных истцов, представивших в суд заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.165,181-182,184,186). Административные истцы Сидоров С.В., Сидорова Л.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей: ****, в судебном заседании 14.09.2021г. на административном иске также настаивали.
Представитель административного ответчика Саратов Е.В., действующий на основании доверенности и диплома (л.д.113-114) в судебном заседании с требованиями административных истцов не согласился, указав в обоснование возражений, что жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу только 20.09.2017г., поэтому, он не был включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2024гг. Таким образом, включение многоквартирных домов, признанных с 01.01.2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации невозможно. В бюджете МР «Печора» денежные средства отсутствуют, а софинансирование за счет средств фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства и средств республиканского бюджета направлено только на изъятие жилых помещений, находящихся в аварийных домах, включенных в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025гг. Кроме того, указал, что в соответствии с п.13 ст.56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня его принятия, таким образом, земельным законодательством предусмотрен срок для проведения подготовки и направления в адрес собственников проектов соглашений об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд - 3 года.
Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица КУМС МР «Печора», представивших отзыв на административный иск, в котором требования истцов не поддерживают. Указали, что по состоянию на 27.09.2021г. земельный участок не изымался. Соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд собственникам жилых помещений находящихся в указанном доме не направлялись (л.д.167-168).
Заслушав административных истцов Можаеву Е.А., Малай Г.Н., Захарчишена П.М., Бабикова А.О., представителя административного истца Захарчишена П.М. – Принцева А.В., представителя административного ответчика Саратова Е.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Жданова Г.Ф. является собственником ********** в ********** РК, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.16,17).
Можаева Е.А. является собственником ********** в ********** РК, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.20).
Давыдов К.В. является собственником ********** в ********** РК, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д.24-25).
Будеев А.В. является собственником ********** в ********** РК, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.30).
Захарчишен П.М. является собственником ********** в ********** РК, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 22.11.2016г.
Бабикова А.О. является собственником ********** в ********** РК, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.40).
Малай Г.Н. является собственником ********** в ********** РК, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав не недвижимое имущество от 01.12.2016г. (л.д.45).
Истцы Сидоров С.В. и Сидорова Л.А., а также их несовершеннолетние дети **** имеют по ? доли в праве собственности каждый на **********, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ( л.д.51-54).
Актом межведомственной комиссии №... от 28.08.2014г. ********** признана непригодной для проживания, подлежащей ремонту или реконструкции (л.д.67-68).
08.11.2016г. по заявлению собственника **********, межведомственная комиссия произвела обследование **********, о чем составила акт №... от 08.11.2016г. и заключение №... к нему. Согласно указанного заключения было установлено, что данная квартира не пригодна для проживания (л.д.71-72).
Как установлено в судебном заседании, в июле 2017г. жильцы дома направили заявку АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» филиала по РК в целях обследования многоквартирного жилого дома.
21.08.2017г. АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» был составлен отчет по обследованию указанного выше многоквартирного жилого дома. В ходе обследования многоквартирного жилого дома было установлено, что общее состояние здания в целом, согласно ГОСТ 31937-2011 оценивается как –аварийное техническое состояние (л.д.73-99).
Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации МР «Печора» от 24.11.2016г. №... на основании представленной жильцами дома экспертизы, проведенной филиалом АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ», провела обследование дома, о чем был составлен акт №... от 20.09.2017г. (л.д.100).
По результатам обследования было установлено, что домовладение числится 1958года постройки,IV группы капитальности, 2-этажное, имеет 71% износ по состоянию на 20.09.2017г. Проведение капитального ремонта или реконструкции здания технически и экономически нецелесообразно.
Межведомственная комиссия по результатам обследования приняла заключение о выявлении оснований для признания ********** аварийным и подлежащим сносу (л.д.101).
Распоряжением администрации МР «Печора» №... от 10.11.2017г. многоквартирный ********** признан аварийным и подлежащим сносу. Определен срок сноса дома и срок отселения физических лиц в доме, признанном аварийным, до 01 мая 2021года. Отделу жилищно-коммунального хозяйства предъявить к собственникам помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении к распоряжению, требования о сносе многоквартирных домов в срок до 01.05.2018г. (л.д.102).
В судебном заседании установлено, что снос дома собственниками не произведен, однако дальнейшие действия по осуществлению процедуры изъятия жилых помещений не проводятся, а состояние жилого дома ухудшается, происходит частичное обрушение кровли, осыпание стен, что усугубляет угрозу жизни проживающих в доме граждан. Столь длительное ожидание, установленное ответчиком в распоряжении, в течение 3 лет ничем не оправдано, учитывая крайне ветхое состояние жилого дома и имущественное, социальное положение проживающих в нем граждан, которые не могут обеспечить себя другим жильем.
Переселение граждан из аварийного жилья на территории МО МР «Печора» осуществляется в рамках ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007г. № 185-ФЗ на условиях софинансирования бюджетов трех уровней (федерального, регионального и местного). В соответствии с п.1 ч.2 ст.16 указанного закона в региональную и, следовательно, муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могут быть включены только многоквартирные дома, признанные до 01 января 2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Жилой дом, расположенный по адресу: ********** признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с актом межведомственной комиссии №... от 20.09.2017г., то есть после даты, установленной законом.
Указанный жилой дом в муниципальную и региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025годы не включен.
Какой-либо подготовки к сносу дома администрацией МР «Печора» не предпринимается.
В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 предусмотрено, что к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии со ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу пп.3 п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно пп.4 п.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Как следует из п.4 указанной нормы, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.
В соответствии с требованиями ст.56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с положениями п.3,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.
Обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение, а также уведомить о нем собственника жилых помещений в разумный срок непосредственно после признания дома аварийным и подлежащим сносу усматривается из системного толкования ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Из п.5 ст.56.7 Земельного кодекса РФ следует также обязанность органа местного самоуправления определить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.
Из представленного в материалы дела акта обследования многоквартирного жилого ********** межведомственной комиссией от 20.09.2017г. следует, что износ дома составляет 71 по состоянию на 20.09.2017г. Здание не может считаться пригодным для проживания исходя из следующих факторов: имеется искривление горизонтальных линий стен, осадка отдельных участков стен, частичное разрешение цоколя, перекосы оконных и дверных заполнений, техническое состояние фундаментов под наружными и внутренними стенами аварийное; стены брусчатые имеют деформацию, повреждение гнилью, трещины, повсеместное повреждение грибком, сдвижка стен относительно друг друга, потеря устойчивости стен, техническое состояние наружных стен аварийное; имеется проседание балок, на которые устанавливаются перегородки, которое привело к деформации перегородок и полов, провисание междуэтажных и чердачных балок, сквозные продольные и диагональные трещины, выпучивания, отслоение штукатурки; балки чердачного и междуэтажного перекрытия не обеспечивают необходимую жесткость перекрытий – это грозит обрушением перекрытий, состояние несущих конструкций перекрытий аварийное; асбестоцементные листы на кровле имеют трещины, просветы, кровля протекает, поражение гнилью деревянных элементов стропильной системы, имеются протечки в местах выхода печных труб; электропроводка находится в аварийном состоянии; имеется массовое проржавение трубопровода; имеются нарушения пожарной безопасности. Ухудшение технических характеристик ограждающих конструкций здания привело к изменению параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, а именно: внутренняя температура ниже допустимой, повышенная влажность, наличие плесени, грибка, что создает угрозу жизни и здоровья человека.
Проведение капитального ремонта, включая замену инженерных сетей и выполнения мероприятий по повышению тепловой эффективности ограждающих конструкций –стен, чердачного перекрытия, экономически нецелесообразно. (л.д.100).
Из объяснений административных истцов в судебном заседании от 14,09.2021г. и 13.11.2020г., следует, что они фактически вместе с членами своих семей, в т.ч. несовершеннолетними детьми проживают в спорном жилом доме, поскольку иного недвижимого имущества, находящегося в их владении, не имеется. Проживание в указанном жилом доме создает угрозу для их жизни, поскольку состояние дома аварийное, трескаются стены, течет крыша, отсутствует фундамент, в связи, с чем не соблюдается температурный режим.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требование о понуждении администрации МР «Печора» направить в адрес административных истцов проекты соглашений об изъятии принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, расположенных по адресу: **********, для муниципальных нужд подлежит удовлетворению.
Ссылка на действие решения об изъятии в течение трех лет не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Доказательств проведения оценки объекта, заключения договора на проведение оценочных работ и пр. в суд не представлено. Указание на трехлетний срок, в течение которого будут осуществлены все необходимые действия, нельзя признать обоснованным, поскольку имеется реальная угроза жизни и здоровью истцам и членам их семей, в связи с чем, указанный срок, очевидно, не является разумным и нарушает права граждан-собственников жилых помещений в аварийном доме.
По правилам ст. 178 КАС РФ суд вправе устанавливать срок исполнения судебного решения.
С учетом конкретных обстоятельств дела, сроков проведения процедур, связанных с согласованием проекта соответствующего соглашения, но вместе с тем, учитывая, что административным ответчиком своевременных мер к принятию такого решения не принято, суд находит, что разумным сроком для устранения допущенных нарушений является срок - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ждановой Г.Ф., Можаевой Е.А., Давыдова К.В., Будеева А.В., Захарчишена П.М. Бабиковой А.О., Малай Г.Н., Сидорова С.В., Сидоровой Л.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей: **** к Администрации муниципального образования муниципального района «Печора» об оспаривании распоряжения главы администрации МР «Печора» №...-р от 10.11.2017г., об обязании принять решение, об изъятии жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования муниципального района «Печора» по не направлению собственникам жилых помещений ********** Ждановой Г.Ф., Можаевой Е.А., Давыдову К.В., Будееву А.В., Захарчишену П.М., Бабиковой А.О., Малай Г.Н., Сидорову С.В., Сидоровой Л.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей**** соглашений об изъятии земельных участков и жилых помещений.
Обязать Администрацию муниципального образования муниципального района в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу направить собственникам жилых помещений, расположенных по адресу: **********: Ждановой Г.Ф. (**********), Можаевой Е.А. (**********), Давыдову К.В. (**********), Будееву А.В. (**********), Захарчишену П.М. (**********), Бабиковой А.О. (**********), Малай Г.Н. (**********), Сидорову С.В., Сидоровой Л.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей: **** (**********) соглашения о выкупе жилых помещений для муниципальных нужд с определением цены, сроков и иных условий выкупа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: судья С.К. Литвиненко
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2021 года.