Дело № 2-996/2024
УИД 75RS0025-01-2024-001103-23
Категория 2.134
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2024 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Мигуновой С.Б.,
при секретаре Поповой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джафарова Р. М. к ПАО «Россети Сибирь» об устранении препятствий по пользованию земельным участком,
установил:
Джафаров Р.М. обратился в суд с иском, указывая, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 488 кв.м с видом разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. После приобретения земельного участка он обнаружил, что на нем появилась новая железобетонная опора, согласие на установку которой не давалось. Наличие данной опоры и прохождение через участок линии электропередач не позволяет использовать участком по его целевому назначении, а именно для строительства жилого дома, так как линии электропередач проходит почти по середине земельного участка и при строительства одноэтажного дома будет лежать на его крыше. Строительство дома более одного этажа вообще не возможно. В связи с этим 19 марта 2024 года истец обратился в филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» с заявлением о выносе опоры ЛЭП за пределы земельного участка, но что получил ответ, что реконструкция данного объекта возможна, но на возмездной основе за его счет. С данным ответом истец не согласен, так как земельный участок не обременен какими-либо сооружениями или охранными зонами линий электропередач, а нахождение опоры на участке и прохождение линии электропередач 0,4 кВ через участок ущемляет права истца по использованию земельного участка. По этим основаниям истец просит возложить на филиал ПАО «Россети Сибирь» «Читаэнерго» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу вынести объекты электросетевого хозяйства (опору и линию электропередач 0,4 кВ) ПАО «Россети Сибирь» за пределы земельного участка.
В судебное заседания истец Джафаров Р.М. не явился, его интересы по доверенности представлял Степанов А.П., который исковые требования поддержал, уточнив, что они заявлены к юридическому лицу ПАО «Россети Сибирь».
Представитель ответчика ПАО «Россети Сибирь» Кузнецова Е.С. в суде против удовлетворения иска возражала. В обоснование своей позиции ссылалась на то, что на момент приобретения права собственности на земельный участок истцу было известно о наличии опоры и линии электропередач, строительство которых было осуществлено в 2010 году. С тех пор изменений конфигурации не производилось. Полагала, что в связи с этим последствия получения истцом участка с расположенным электросетевым оборудованием не могут быть преодолены посредством негаторного иска.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев дело в отсутствие истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец Джафаров Р.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 488 кв.м с видом разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Его право собственности возникло с 03 ноября 2023 года на основании договора купли-продажи земельного участка от 02 ноября 2023 года, заключенного между продавцом Бекетовым А.И. и покупателем Джафаровым Р.М., от имени которого по доверенности выступала Семенова Е.В. Как следует из представленного истцом заключения кадастрового инженера Козьминой Л.А. в результате проведенных ею 27 февраля 2024 года работ, было установлено, что по принадлежащему истцу земельному участку проходит линия электропередач, а непосредственно на земельном участке расположена одна бетонная опора, определены ее координаты. В отношении данной опоры и лини электропередач установлено, что они находятся на балансе ПАО «Россети Сибирь». Линия электропередач ВЛИ-0,4 кВ и опора ЛЭП были построены и введены в эксплуатацию в 2010 году, что подтверждается копией акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, копией акта о приемке-передаче объекта основных средств, копией паспорта ВЛМ – 0,4 кВ от ТП № 24353 ф.3.
Как видно из дела 09 марта 2024 года истец Джафаров Р.М. обращался в филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» с заявлением о выносе опоры ЛЭП с принадлежащего ему земельного участка. В ответе на такое обращение ему было сообщено об отсутствии нормативно закрепленной обязанности сетевой организации осуществить переустройство объектов электросетевого хозяйства с разъяснением возможности реконструкции таких объектов на возмездной основе за счет заявителя. Аналогичный ответ был дан филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» на обращение истца от 01 сентября 2024 года с указанием на ориентировочный размер компенсации за переустройство объекта в сумме 333 768,24 рублей и предложением направить подтверждение о намерении заключить соглашение на переустройство. Как видно из обстоятельств дела, истец не согласен на проведение работ по переустройству объектов электроэнергетики за его счет, заявляет требования о понуждении ответчика выполнить ответствующие работы в судебном порядке.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 340 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Вместе с тем лицо, обратившееся в суд с иском об устранении препятствия в пользовании имуществом, по правилам ч. 1 ст. 56 ГПК РФ должно обосновать принадлежность ему этого имущества, а также совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем (собственником) прав в отношении имущества. Условием удовлетворения негаторного требования является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник претерпевает нарушения своего права. Такое требование может быть удовлетворенно при доказанности следующих обстоятельств: наличие права собственности с истца; наличие препятствий в осуществлении прав собственности или владения; подтверждение того, что именно ответчиком чинятся препятствия в пользовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения.
В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Это права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных ном и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЗК РФ земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, признаются землями энергетики.
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; 2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики (ч. 2 ст. 89 ЗК РФ).
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору(ч. 2 ст. 89 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 89 ЗК РФ правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В данном деле через земельный участок, принадлежащий истцу, проходит воздушная линия электропередачи, которая наряду с опорой ЛЭП, находящейся на участке истца, в силу ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» является объектом электроэнергетики. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков, независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участи.
Порядок установления таких охранных зон для отдельных категорий объектов и использования соответствующих земельных участков определен Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Согласно п. 2 Порядка в охранных зонах в целях обеспечения безопасности условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередач и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам охранных зон согласно приложению (п. 5 Правил).
Для линий электропередач напряжением 1-20 кВ установлены границы охранной зоны в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних поводов при неотклоненном их положении на расстоянии - 10 метров (5 метров - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов), для линий электропередач напряжением до 1 кВ такие границы охранной зоны установлены на расстоянии 2 м.
В силу пункта 6 Порядка границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании. В соответствии с положениями п. 4 Порядка земельные участки в охранных зонах у их собственников не изымаются. Последствием установления границ охранной зоны является ряд ограничений, которые должны соблюдать собственники полученных в охранной зоне земельных участков (п. п. 8, 9, 10 Порядка).
По делу установлено, что спорные объекты электросетевого хозяйства были построены и введены в эксплуатацию значительно раньше, чем у истца возникло право собственности на земельный участок. Таким образом, на момент возникновения у истца права собственности на земельный участок ограничение в его пользовании в связи с пересечением участка воздушной линией электропередач и наличием опоры ЛЭП уже существовало, о чем истцу не могло быть неизвестно.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводом истца о том, что возведением линии электропередачи ответчиком допущено нарушение прав истца, так как ее строительство предшествовало приобретению истцом в собственность земельного участка и истец не мог не осознавать последствий расположения опоры и линии электропередач для использования земельного участка. Как видно из реестрового дела на земельный участок, еще в 1998 году он был предоставлен в собственности Липавскому В.В., с 2008 года состоит на кадастровом учете. После предоставления участка в собственность он неоднократно, начиная с 2022 года, перепродавался, при этом сведения о наличии возражений прежних собственников относительно расположения на земельном участке спорной опоры и линии электропередачи отсутствуют, что фактически свидетельствует об их согласии с нахождением на данном участке данных объектов электроэнергетики. На момент приобретения земельного участка истцом ему должны были быть известны объем и возможные пределы осуществления прав на земельный участок.
Истцом суду не представлено достоверных доказательств, которые свидетельствовали бы о возведении линии электропередачи и опоры ЛЭП, введении их в эксплуатацию с нарушением установленных норм и правил или незаконности действий ответчика, влекущих обязанность по устранению допущенных нарушений. Напротив, суд приходит к выводу о том, что данные объекты электросетевого хозяйства возведены на законных основаниях, являются социально значимым объектов, сама по себе возможность переноса данных объектов не означает возникновение у ответчика обязанности по реконструкции данных объектов с выносом их за пределы принадлежащего истцу земельного участка.
Доводы истца о том, что на момент приобретения им земельного участка охранная зона ЛЭП не была зарегистрирована, противоположных выводов суда не порождают, поскольку это обстоятельство не свидетельствует о фактическом отсутствии такой охранной зоны и само по себе не может свидетельствовать о наличии оснований для демонтажа спорных объектов электроэнергетики. Кроме того, согласно п. 8 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2024 года.
Судья Мигунова С.Б.