Судья: Раймер К.Е. Дело №33-8370/2021 (2-457/2021)
Докладчик: Макарова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 ноября 2021 года г.Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Хомутовой И.В.,
судей Макаровой Е.В., Лемзы А.А.
при секретаре Некрасовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи
Макаровой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Александрова В.Н.
на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2021 года по иску Александрова Владимира Николаевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Александров В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении пенсии.
Требования Александрова В.Н. мотивированы тем, что в феврале 2020 года он обратился в УПФР в г.Осинники Кемеровской области по вопросу проверки документов на право назначения досрочной пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера. Им были предоставлены паспорт, трудовая книжка серии AT-II № от ДД.ММ.ГГГГ, военный билет серии НЧ № от ДД.ММ.ГГГГ, справка о заработной плате №/а/ от ДД.ММ.ГГГГ, архивная справка о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ.
Специалистом-экспертом отдела назначения, пересчёта и оценки пенсионных прав застрахованных лиц а была проведена камеральная проверка первичных документов и выдан акт № от ДД.ММ.ГГГГ о предполагаемой дате выхода на пенсию – ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Александров В.Н. обратился в УПФР в г.Осинники Кемеровской области, предоставив необходимые документы, с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Решением № от 24.09.2020 ответчик отказал в установлении пенсии за работу в районах Крайнего Севера, не включив в специальный стаж период с 11.05.1980 по 13.05.1982 (2 года 3 дня) службы по призыву.
Просил признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) № от 24.09.2020 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним. местностям по причине не включения в специальный стаж времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, с 11.05.1980 по 13.05.1982, включить в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, время действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, с 11.05.1980 по 13.05.1982, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с момента возникновения у него права на досрочное назначение пенсии – с 06.04.2020.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 24.05.2021 в удовлетворении исковых требований Александрова В.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного
фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области- Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении пенсии отказано в полном объёме.
В апелляционной жалобе Александров В.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Ссылаясь на положения пункта 6 части 1 статьи 32, статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П, Постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, указывает, что лицам, поименованным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, период их действительной военной службы засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Он непрерывно проходил действительную срочную военную службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 11.05.1980 по 13.05.1982 (запись в военном билете стр.2, 3), что составило 2 года 3 дня. На основании Постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 указанное время непрерывной действительной срочной военной службы подлежит включению в непрерывный стаж работы для получения льгот по Указам Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, при условии поступления на работу не позднее трёх месяцев после увольнения в запас.
Пройдя действительную срочную военную службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, прибыв к прежнему месту работы на предприятие в районы Крайнего Севера не позднее трёх месяцев после увольнения со службы, на основании Постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 №1908-VII, время действительной срочной военной службы (2 года 3 дня) должно быть засчитано в льготный (специальный) стаж работы.
В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, подлежат включению следующие периоды: с 27.09.1979 по 22.04.1980 – 6 месяцев 26 дней, с 11.05.1980 по 13.05.1982 – 2 года 3 дня, с 12.08.1982 по 22.07.1987 – 4 года 11 месяцев 11 дней, итого: 7 лет 6 месяцев 10 дней. Полагает, что приобретает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (по состоянию на 31.12.2018) в 2019 году, а не в 2020 году, как указывал ответчик.
Считает, что с учётом переходных положений в 2019 году право на досрочную страховую пенсию по старости у него возникло в возрасте 58 лет 2 месяцев (57 лет 8 месяцев + 12 месяцев – 6 месяцев), следовательно, дата выхода на пенсию – ДД.ММ.ГГГГ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы приняв и исследовав дополнительные доказательства, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали: не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно статье 33 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьёй 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ Александров В.Н. обратился в УПФР г.Осинники Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР г.Осинники Кемеровской области (межрайонное) от 24.09.2020 № Александрову В.Н. отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В специальный стаж истца не включён период с 11.05.1980 по 13.05.1982 (2/0/03) – служба по призыву. Дата регистрации в системе государственного пенсионного страхования Александрова В.Н. – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно записи в трудовой книжке Александров В.Н. был принят на работу в аэропорт Маган Якутского управления гражданской авиации 27.09.1979. Уволен 22.04.1980 в связи с призывом в ряды Советской Армии. 12.08.1982 прибыл из рядов Советской Армии. Принят плотником 4 разряда ремонтно-строительного участка аэропорта Маган Якутского управления гражданской авиации.
Истец проходил срочную военную службу по призыву в рядах Советской Армии в период с 11.05.1980 по 13.05.1982, что подтверждается копией военного билета.
Отказывая в удовлетворении иска Александрову В.Н., суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для включения спорного периода с 11.05.1980 по 13.05.1982 в специальный страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а поскольку без включения спорного периода продолжительности имеющегося у истца специального стажа недостаточно для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию, суд пришёл к выводу о законности решения УПФР г.Осинники Кемеровской области (межрайонное) от 24.09.2020 №.
Судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы Александрова В.Н. не находит оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачёте солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трёх месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним.
Постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 предусматривало зачёт солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях, в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет, пенсии но старости мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет.
Президиумом Верховного Совета СССР 10.02.1960 был принят Указ «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», которым были предусмотрены льготы и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и распространении этих льгот на всех рабочих и служащих указанных районов, в том числе исчисление одного года работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Во изменение и дополнение к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ от 26.09.1967 №1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», пунктом 2 которого предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет.
Судом установлено, что Александров В.Н. проходил срочную военную службу в рядах Советской Армии в период с 11.05.1980 по 13.05.1982. После демобилизации он 12.08.1982 был принят на работу плотником 4 разряда ремонтно-строительного участка аэропорта Маган Якутского управления гражданской авиации.
При таких обстоятельствах, в случае установления, что срочная военная служба истца проходила в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на основании Постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, а также разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», истец вправе претендовать на зачёт периода его действительной срочной военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, так как после окончания военной службы он поступил на работу в районе Крайнего Севера не позднее трёх месяцев.
Вместе с тем, утверждения истца о том, что его военная служба по призыву проходила в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не основаны на доказательствах.
Из представленного в материалы дела военного билета следует лишь то, что Александров В.Н. проходил военную службу по призыву в войсковой части 1170 ВСО, однако доказательств, что данная воинская часть располагалась в районе Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, истцом не представлено.
В соответствии с ответом, полученным из ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» на запрос судебной коллегии, документы 1170 военно-строительного отряда за 1980-1982 годы (в том числе историческая справка и ликвидационный акт) на архивное хранение в ЦА МО (<адрес>) не поступали, и сведений об их местонахождении не имеется.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25.01.2012 №19-О-О, от 23.12.2014 №2781-О, от 16.07.2015 №1640-О, от 28.01.2016 №48-О, от 24.04.2018 №946-О).
При таком положении, учитывая, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», оснований для включения спорного периода в специальный страховой стаж ни у ответчика, ни у суда первой инстанции не имелось, и доводы апелляционной жалобы Александрова В.Н. о наличии оснований для включения в специальный стаж периода прохождения им военной службы в районах Крайнего Севера не могут быть признаны состоятельными.
Доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
На основании изложенного, оспариваемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку, разрешая заявленные исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Александрова Владимира Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Хомутова
Судьи: Е.В. Макарова
А.А. Лемза