2-244/18 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
13 марта 2018 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова А. А. к администрации городского поселения "Микунь" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
Мельников А.А. обратился в суд с иском к администрации ГП "Микунь" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен квартиры <Адрес>, являющейся непригодной для проживания.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал, что истец не признан в соответствии с действующим законодательством малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, отсутствуют основания для предоставления ему жилья во внеочередном порядке.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Жилищным кодексом Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1 ст.1 и п.3 ст.2 ЖК РФ).
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ).
По заключению межведомственной комиссии по вопросам использования жилых помещений муниципального жилищного фонда городского поселения "Микунь" от 24.12.2013 <Номер> дом <Адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из материалов дела, квартира <Адрес> на основании договора купли-продажи от <Дата> принадлежит на праве собственности Мельникову А.А., о чем в ЕГРН <Дата> внесена запись регистрации <Номер>. Кроме истца по указанному адресу никто по месту жительства не зарегистрирован.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В силу п.3 ст.2 и ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Поскольку многоквартирный жилой дом <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2012, он не был включен в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" на 2013 - 2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от 12.04.2013 № 121.
Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения собственнику Мельникову А.А. взамен признанного непригодным для проживания не имеется, поскольку обеспечение его жилищных прав должно осуществляться в порядке, предусмотренном ч.10 ст.32 ЖК РФ, то есть путем направления собственнику требования о сносе дома или его реконструкции в разумный срок с последующим изъятием земельного участка, на котором расположен указанный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 2, 5 - 9 данной статьи.
Направление администрацией ГП "Микунь" сведений о многоквартирных домах, признанных после 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, без включения многоквартирного дома в соответствующую региональную программу не является основанием для удовлетворения иска.
Также суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить Мельникову А.А. жилое помещение в соответствии с положениями ч.2 ст.57 ЖК РФ в связи со следующим.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с ч.3 ст.40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение. Таким образом, нуждающимся по смыслу приведенной нормы может быть не только наниматель жилого помещения, но и его собственник.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.55 ЖК РФ).
Согласно представленной администрацией ГП "Микунь" информации Мельников А.А. на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма не состоит, статус малоимущего органом местного самоуправления в соответствии с Законом Республики Коми от 10.11.2005 №119-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми" ему не присваивался, доказательств обратного истцом не представлено и судом не добыто.
Таким образом, наличие одного лишь факта признания дома, в котором находится принадлежащее Мельникову А.А. жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения его жилым помещением по договору социального найма по правилам п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, в связи с чем, суд приходит к выводу об оставлении иска Мельникова А.А. к администрации ГП "Микунь" по заявленному основанию без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Мельникова Александра Анатольевича к администрации городского поселения "Микунь" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
А.Е. Ермаков |
Мотивированное решение составлено 18 марта 2018 года.
|
|
|
|
|
|
|