Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2024 года | пос. Кавказский, КЧР |
Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего – судьи Абазалиева А.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шунгаровой А.Ю., с участием: прокурора – помощника прокурора Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики Зобовой А.В., представителя ответчика – администрации Прикубанского муниципального района КЧР – Мельниковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прикубанского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прикубанского муниципального района КЧР о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствии с требованиями закона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит: обязать администрацию Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу, привести автомобильную дорогу по Адрес муниципального района с 0 км + 342 м по 0 км + 727 м в соответствие с требованиями п.п. 5.2, 5.2.6, 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), п. 5 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст).
Иск обоснован тем, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Положениями пп. 5 п. 1, п.п. 3, 4 ст. 13 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25.10.2004 № 30-РЗ «О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике» закреплено, что на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что в Адрес муниципального района по Адрес с 0 км + 342 по 0 км + 727 м имеются дефекты покрытия проезжей части, отсутствуют дорожные знаки, на люках смотровых колодцев отсутствуют крышки люков, отсутствует светофор возле детского учреждения. В нарушение требований п. 5.2.6 «Люки смотровых колодцев и дождеприёмники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634-2019», п. 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017 «не допускается разрушение крыши люков и решеток дождеприемников» на участках дороги: 0 км + 344 м слева по ходу движения отсутствуют две крышки люков смотровых колодцев; 0 км + 727 м справа отсутствует крышка люка смотрового колодца. В нарушение требований п. 5 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на участке дороги 0 км + 712 м справа выявлено отсутствие дорожных знаков 2.2 «конец главной дороги» и 2.4 «уступите дорогу». При обследовании автомобильной дороги по Адрес на предмет соответствия требованиям п. 5.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Покрытие проезжей части» выявлено следующее: на участке 0 км + 342 м отсутствие асфальтобетонного покрытия проезжей части; на участке дороги с 0 км + 350 м по 0 км + 377 м разрушение края асфальтобетонного покрытия проезжей части шириной до 90см, длиной до 17м, глубиной выбоины до 9см; на участке дороги с 0 км + 377 м отсутствие, разрушение асфальтобетонного покрытия, длиной повреждения до 50м по всей ширине проезжей части с выбоинами и просадками глубиной до 12 см; на участке дороги с 0 км + 430 м по 0 км + 465 м отсутствие, разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части с выбоинами и просадками глубиной до 9 см; на участке дороги с 0 км + 465 м по 0 км + 535 м отсутствие, разрушение асфальтобетонного покрытия, по всей ширине проезжей части с выбоинами и просадками глубиной до 12 см; на участке дороги с 0 км + 535 м по 0 км + 600 м отсутствие, разрушение асфальтобетонного покрытия, по всей ширине проезжей части с выбоинами и просадками глубиной до 12 см; на участке дороги с 0 км + 605 м по 0 км + 655 м отсутствие, разрушение асфальтобетонного покрытия, по всей ширине проезжей части с выбоинами и просадками глубиной до 14 см; на участке дороги с 0 км + 655 м по 0 км + 727 м отсутствие, разрушение асфальтобетонного покрытия, по всей ширине проезжей части с выбоинами и просадками глубиной до 16 см. Указанные нарушения допущены вследствие бездействия должностных лиц администрации Прикубанского муниципального района в виде непринятия необходимых мер по созданию условий обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья граждан, предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В судебном заседании прокурор Зобова А.В. просила удовлетворить исковые требования, поддержав доводы искового заявления.
Представитель ответчика – администрации Прикубанского МР КЧР – Мельникова Т.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Октябрьского СП Прикубанского МР КЧР, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил.
Гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, прокуратурой Прикубанского района совместно со специалистами Управления Госавтоинспекции МВД по КЧР проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения – это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Частью 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 10 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Требования к покрытию проезжей части определены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст.
Положениями пп. 5 п. 1, п.п. 3, 4 ст. 13 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25.10.2004 года № 30-РЗ «О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике» закреплено, что на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что в Адрес муниципального района по Адрес с 0 км + 342 по 0 км + 727 м имеются дефекты покрытия проезжей части, отсутствуют дорожные знаки, на люках смотровых колодцев отсутствуют крышки люков, отсутствует светофор возле детского учреждения.
Так, выявлены следующие нарушения по Адрес КЧР:
В нарушение требований п. 5.2.6 «Люки смотровых колодцев и дождеприёмники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634-2019», п. 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017 «не допускается разрушение крыши люков и решеток дождеприемников» на участках дороги: 0 км + 344 м слева по ходу движения отсутствуют две крышки люков смотровых колодцев; 0 км + 727 м справа отсутствует крышка люка смотрового колодца.
В нарушение требований п. 5 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на участке дороги 0 км + 712 м справа выявлено отсутствие дорожных знаков 2.2 «конец главной дороги» и 2.4 «уступите дорогу».
При обследовании автомобильной дороги по Адрес на предмет соответствия требованиям п. 5.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Покрытие проезжей части» выявлено следующее:
на участке 0 км + 342 м отсутствие асфальтобетонного покрытия проезжей части;
на участке дороги с 0 км + 350 м по 0 км + 377 м разрушение края асфальтобетонного покрытия проезжей части шириной до 90см, длиной до 17м, глубиной выбоины до 9см;
на участке дороги с 0 км + 377 м отсутствие, разрушение асфальтобетонного покрытия, длиной повреждения до 50 м по всей ширине проезжей части с выбоинами и просадками глубиной до 12 см;
на участке дороги с 0 км + 430 м по 0 км + 465 м отсутствие, разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части с выбоинами и просадками глубиной до 9 см;
на участке дороги с 0 км + 465 м по 0 км + 535 м отсутствие, разрушение асфальтобетонного покрытия, по всей ширине проезжей части с выбоинами и просадками глубиной до 12 см;
на участке дороги с 0 км + 535 м по 0 км + 600 м отсутствие, разрушение асфальтобетонного покрытия, по всей ширине проезжей части с выбоинами и просадками глубиной до 12 см;
на участке дороги с 0 км + 605 м по 0 км + 655 м отсутствие, разрушение асфальтобетонного покрытия, по всей ширине проезжей части с выбоинами и просадками глубиной до 14 см;
на участке дороги с 0 км + 655 м по 0 км + 727 м отсутствие, разрушение асфальтобетонного покрытия, по всей ширине проезжей части с выбоинами и просадками глубиной до 16 см.
Наличие выявленных в ходе проведенной проверки дефектов дорожного покрытия на проезжей части Адрес КЧР, отсутствие дорожных знаков, отсутствие крышек люков смотровых колодцев нарушает нормы действующего законодательства и влечет за собой нарушение прав граждан на безопасное передвижение, в том числе несовершеннолетних, которые являются участниками дорожного движения в качестве пешеходов, и, вследствие возрастных особенностей, подвергаются наибольшему риску причинения вреда жизни и здоровью в результате ненадлежащего соблюдения требований закона в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, что в свою очередь влечет нарушение положений ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», гарантирующих каждому ребенку неотъемлемое право на жизнь.
Наличие перечисленных нарушений в судебном заседании не оспаривалось представителем ответчика.
Указанные нарушения допущены вследствие бездействия должностных лиц администрации Прикубанского муниципального района КЧР в виде непринятия необходимых мер по созданию условий обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья граждан, предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований иска прокурора, в связи с чем, исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые заявление прокурора Прикубанского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прикубанского муниципального района КЧР о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствии с требованиями закона удовлетворить.
Обязать администрацию Прикубанского муниципального района КЧР, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, привести автомобильную дорогу по Адрес муниципального района с 0 км+342м по 0км+727м в соответствие с требованиями п.п. 5.2, 5.2.6, 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), п. 5 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2024 года.
Судья А.К. Абазалиев