Решение по делу № 2-606/2024 от 14.03.2024

Дело № 2-606/2024

УИД 21RS0006-01-2024-000596-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 сентября 2024 года                     г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Камушкиной Е.Н.,

с участием представителя истца Сладковой С.Н.,

при секретаре судебного заседания Викторовой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Канаш Чувашской Республики к Александрову В.А., Александрову А.В. об обязании привести жилое помещение в первоначальное состояние,

у с т а н о в и л:

Администрация г. Канаш Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Александрову В.А. и Александрову А.В. об обязании привести в первоначальное состояние систему отопления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с существующей в данном многоквартирном доме схемой централизованного отопления путем отключения приборов отопления от газового котла «<данные изъяты>» и подключения приборов отопления к стоякам централизованной системы теплоснабжения многоквартирного дома в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (<данные изъяты>).

В обоснование требований истцом указано, что ответчики являются собственниками вышеуказанной квартиры. В ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки состояния квартиры установлен факт переустройства помещения в виде демонтажа центральной системы теплоснабжения в связи с установлением индивидуального источника теплоснабжения квартиры, а именно в целях отопления и горячего водоснабжения в квартире используется газовое оборудование фирмы «<данные изъяты>». Переустройство помещения с уполномоченным органом не согласовывалось. Разрешение на переустройство помещения администрацией не выдавалось. Согласие собственников помещений многоквартирного дома на переустройство помещения также не получено. В связи с нарушением ответчиками процедуры согласования переустройства помещения в многоквартирном жилом доме ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков направлено уведомление об устранении такого переустройства путем приведения жилого помещения в прежнее состояние, которое до настоящего времени ответчиками не исполнено.

Протокольным определением Канашского районного суда Чувашской Республики от 28 мая 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Газпром распределение Чебоксары» (<данные изъяты>).

Представитель истца – администрации г. Канаш Чувашской Республики Сладкова С.Н. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и вновь привела их суду.

Ответчики Александров В.А. и Александров А.В. в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (<данные изъяты>).

Представители третьих лиц - ООО «УК «Альтернатива», Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены (<данные изъяты>).

Представитель третьего лица - МП «УК ЖКХ» МО «г.Канаш ЧР» в судебное заседание не явился, о рассмотрения дела извещен, в письменном отзыве просил иск удовлетворить, ссылаясь на то, что многоквартирный жилой дом по ул. <адрес> подключен к системе центрального отопления. Тепловая энергия в многоквартирный дом поставляется по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. Техническая возможность привести жилое помещение в прежнее состояние имеется (<данные изъяты>).

Представитель третьего лица - АО «Газпром газораспределение Чебоксары», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в письменном отзыве на иск просил в удовлетворении иска отказать на том основании, что работы по установке газоснабжения квартиры ответчиков выполнены в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии законодательством и нормативно-технической документацией по проектированию. Принятая в эксплуатацию система газоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ находится в исправном состоянии и отвечает всем установленным техническими санитарным требованиям, прав и интересов истца не нарушает и не создает угрозы нарушения прав и интересов третьих лиц. В отношении газового оборудования ответчиков специализированной организацией осуществляется регулярное ежегодное техническое обслуживание, что свидетельствует о его безопасности. С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени претензий относительно перехода на индивидуальный источник отопления квартиры истцом не предъявлялось, что свидетельствует об истечении срока исковой давности (<данные изъяты>).

Суд, выслушав доводы представителя истца, изучив письменные доказательства по данному гражданскому делу, суд приходит к следующему.

В силу ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Применительно к жилищным правоотношениям, связанным с осуществлением прав в отношении жилых помещений, данное конституционное предписание конкретизировано в ч.4 ст.17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), из которой следует, что жилое помещение должно использоваться для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.25 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, являются переустройством жилого помещения.

Из Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 октября 2014 года № 22588-ОД/04 также следует, что переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения.

Согласно п.7 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование среди прочего переустройства жилых помещений.

Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.

В соответствии со ст.26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч.1). Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения представляет в орган, осуществляющий согласование, документы (ч.2).

Согласно ст.29 ЖК РФ самовольным является переустройство помещения в многоквартирном доме, осуществленное при отсутствии согласования проведения переустройства помещения в многоквартирном доме уполномоченным органом или с нарушением согласованного таким органом проекта переустройства (ч.1).

Последствием самовольного переустройства помещения является приведение такого помещения в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч.3).

Постановлением администрации г. Канаш Чувашской Республики от 24 ноября 2023 года № 1282 утвержден Порядок приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние (<данные изъяты>), согласно которому работы по приведению помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние осуществляются собственником (п.1.6). Собственнику помещения направляется заказным письмом или вручается уведомление о приведении самовольно переустроенного помещения в прежнее состояние (п.2.3). Собственник помещения в многоквартирном доме в течение 10 календарных дней в письменной форме уведомляет уполномоченный орган о приведении помещения в прежнее состояние либо направляет решение суда о сохранении помещения в переустроенном виде (п.2.7). В течение 30 дней с даты окончания срока для приведения самовольно переустроенного помещения в прежнее состояние направляется уведомление с указанием даты и времени проведения осмотра помещения, по результатам которого составляется акт (п.2.8).

Согласно п.5 и п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Внутридомовая система теплоснабжения представляет собой совокупность трубопроводов, устройств, аппаратуры и оборудования, технологически соединенных между собой и с тепловой сетью, и обеспечивающих прием коммунального ресурса, его учет, регулировку, трансформацию при необходимости, передачу в места непосредственного потребления в системе отопления, горячего водоснабжения, а также возврат использованного коммунального ресурса (пункт 3.8 «ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2015 года № 823-ст).

Обустройство индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в многоквартирном доме предполагает отключение стояков, обогревающих элементов и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, такие действия приводят к изменению внутридомовой системы теплоснабжения в целом, что требует изменение проектной документации многоквартирного дома в части внутридомовой системы теплоснабжения.

Согласно подпункту «в» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией.

В силу пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.С 1 марта 2022 года действуют Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 года № 2115, согласно подпункту «д» пункта 64 которых перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, дополнен также требованием о запрете использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии в случаях, если с использованием таких источников осуществляется отопление менее 50 процентов общей площади помещений в многоквартирном доме.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что содержащаяся в части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17 ноября 2011 года № 1514-О-О, от 25 января 2012 года № 199-О-О, от 21 марта 2013 года № 457-О, от 17 июля 2014 года № 1681-О и другие).

Данные запреты установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

По смыслу положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Актуализация схемы теплоснабжения подразумевает внесение в нее изменений, произошедших в функциональной структуре теплоснабжения населенного пункта за предшествующий период.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» схемы теплоснабжения должны содержать среди прочего описание случаев и условий применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Актуализированная схема теплоснабжения должна содержать описание изменений тепловых нагрузок потребителей тепловой энергии, в том числе подключенных к тепловым сетям каждой системы теплоснабжения, зафиксированных за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения.

Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального источника отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, относящейся к общему имуществу многоквартирного дома, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40, ст. 44 ЖК РФ).

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при переустройстве данной системы в целом, при наличии такой возможности согласно схеме теплоснабжения муниципального образования, а также при соблюдении требований о безопасности производимых работ, соблюдении гидравлического режима во внутридомовой системе теплоснабжения, согласии собственников на распоряжение общим имуществом многоквартирного дома.

Судом установлено, что Александров В.А. и Александров А.В. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (по <данные изъяты> доле в праве общей долевой собственности каждый) (<данные изъяты>).

По сведениям МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира ответчиков, подключен к системе центрального отопления. Тепловая энергия в указанный многоквартирный дом поставляется по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» (<данные изъяты>).

В ДД.ММ.ГГГГ Госжилинспекцией Чувашии в составе комиссии проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что в целях отопления и горячего водоснабжения в квартире установлено газовое оборудование фирмы «<данные изъяты>». На стояках централизованного отопления изоляция отсутствует. Полотенцесушитель подключен к централизованной системе ГВС. На кухне отключение от системы ГВС дома произведено при помощи запорного устройства, пломба имеется (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков направлено уведомление об устранении переустройства помещения в многоквартирном доме путем приведения жилого помещения в прежнее состояние (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Александрова В.А. и Александрова А.В. направлено уведомление о запланированном ДД.ММ.ГГГГ осмотре жилого посещения с целью проверки приведения самовольно переустроенного помещения в прежнее состояние (<данные изъяты>).

В ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ установлено, что система центрального отопления в квартире дома по ул. <адрес> в прежнее состояние не приведена, котел находится в рабочем состоянии, радиатор отопления не подключен к централизованной системе отопления, изоляция стояков отопления отсутствует, визуализируется система дымоудаления (коаксиальный дымоход), запорная арматура отсутствует (<данные изъяты>).

Как следует из сообщения администрации г. Канаш Чувашской Республики, на обращение Александрова В.А. о согласовании переустройства системы отопления квартиры по адресу: <адрес>, последнему было выдано уведомление об отказе в выдаче разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>). Изменения в схему теплоснабжения многоквартирного дома по ул. <адрес> в связи с переходом жилого помещения названного дома с централизованного на индивидуальное отопление не вносились (<данные изъяты>).

Актуализированной схемой теплоснабжения муниципального образования г. Канаш на период 2013-2028 годы, утвержденной Постановлением администрации г. Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, возможность использования индивидуальных источников теплоснабжения в помещениях многоквартирного дома по ул. <адрес> не предусмотрена (<данные изъяты>).

Доказательств получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на отключение квартиры от центральной системы отопления ответчиками не представлено.

Тем самым судом установлено, что переустройство жилого помещения ответчиков произведено без согласования с органом местного самоуправления и принятия последним решения по данному вопросу, в отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома на переустройство жилого помещения и в отсутствие схемы теплоснабжения, предусматривающей возможность перехода с центральной системы теплоснабжения на индивидуальный источник теплоснабжения квартиры.

Имеющийся в материалах дела проект газоснабжения квартиры (<данные изъяты>) не опровергает выводы суда, поскольку данный проект не содержит предусмотренных ЖК РФ согласований, разработан без учета схемы теплоснабжения. Проект лишь предусматривает выполнение работ по разъединению системы внутриквартирного отопления от центральной системы отопления.

Изложенный в ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) довод ответчика Александрова В.А. о том, что он и Александров А.В. не являются надлежащими ответчиками по делу, судом отклоняется, поскольку в силу п.3 ст. 29 ЖК РФ обязанность по приведению самовольно переустроенного помещения в прежнее состояние возлагается на собственника, ввиду чего указанные истцом в иске ответчики Александров В.А. и Александров А.В. – собственники квартиры в доме по ул. <адрес> являются надлежащими ответчиками по настоящему спору.

Поскольку доказательства приведения системы отопления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в первоначальное состояние не представлены, суд с учетом установленных обстоятельств и приведенных положений закона полагает, что иск является обоснованным, соответственно, подлежащим удовлетворению.

Судом не принимается во внимание довод АО «Газпром газораспределение Чебоксары» о применении последствий пропуска срока исковой давности.

Заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков, что не усматривается из спорных правоотношений.

Более того, в силу требований ст. 208 ГК РФ на заявленные требования исковая давность не распространяется.

Поскольку решение суда должно быть исполнимым, суд в соответствии с требованиями ч.2 ст. 206 ГПК РФ с учетом фактического объема работ, необходимых для устранения установленных нарушений, полагает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения суда о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня со дня вступления в законную силу судебного акта.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на дату подачи иска) с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

При этом, суд отмечает, что наличие у ответчика Александрова В.А. инвалидности <данные изъяты> группы не освобождают его от оплаты государственной пошлины, так как в силу п.п.2 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются лишь истцы - инвалиды первой и второй группы.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования администрации города Канаш Чувашской Республики (ИНН <данные изъяты>) удовлетворить.

Обязать Александрова В.А. (паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты> <данные изъяты>), Александрова А.В. (паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты> <данные изъяты>) привести в первоначальное состояние систему отопления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с существующей в данном многоквартирном доме схемой централизованного отопления путем отключения приборов отопления от газового котла «<данные изъяты>» и подключения приборов отопления к стоякам централизованной системы теплоснабжения многоквартирного дома в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Александрова В.А. (паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты> <данные изъяты>) и Александрова А.В. (паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты> <данные изъяты>) солидарно государственную пошлину в доход бюджета в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                         Е.Н. Камушкина

Мотивированное решение составлено 25 сентября 2024 года.

2-606/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Канаш Чувашской Республики
Ответчики
Александров Алексей Владиславович
Александров Владислав Алексеевич
Другие
АО "Газпром распределение Чебоксары"
Васильев Юрий Михайлович
МП "УК ЖКХ" МО "г. Канаш Чувашской Республики"
ООО "УК "Альтернатива"
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Судья
Камушкина Екатерина Николаевна
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
14.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2024Передача материалов судье
19.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.04.2024Предварительное судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
28.06.2024Судебное заседание
22.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.09.2024Судебное заседание
25.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее