Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 14 июня 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Князькиной А.С.,
с участием прокурора Атяскиной О.А.,
представителя административного ответчика Муртазина Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-542/2019 по административному исковому заявлению Демьяновой Т.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Демьянова Т.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими со дня принятия:
пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907,
пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647.
В обоснование заявленных требований указано, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 279, 5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Полагает, что объект недвижимости не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как помещение не является административным, офисным объектом, объектом общественного питания или бытового обслуживания. Считает свои права нарушенными, поскольку включение нежилого помещения в Перечни неправомерно возлагает на неё обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебное заседание административный истец и её представитель не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р. возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемые в части приказы соответствуют требованиям действующего законодательства (п.п. 2 п. 1 и п. 5 ст. 378.2 НК РФ), поскольку в спорные периоды принадлежащее административному истцу нежилое помещение сдавалось в аренду АО «Тандер» и использовалось под торговый объект – магазин, что подтверждено и актом осмотра помещения от 19.03.2019г.
Представители заинтересованных лиц администрации городского округа Жигулевск Самарской области, Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр размещения рекламы» (далее ГБУ СО «ЦРР»), АО «Тандер» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Администрацией г.о. Жигулевск представлены письменные возражения, просят в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Атяскиной О.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Демьяновой Т.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 279, 5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.01.2001 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.03.2019г.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г. «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области приняты приказы:
- от 14 ноября 2016 года № 1907 Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год;
- от 18 октября 2017 года № 1647 Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Названные нормативные правовые акты изданы уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в день принятия, а также: Перечень на 2017 год - в газете «Волжская коммуна» N 313(29859) 24.11.2016, N 316(29862) 29.11.2016, N 318(29864) 30.11.2016; Перечень на 2018 год - в газете «Волжская коммуна», N 281(30176), 31.10.2017; N 283(30178), 01.11.2017, N 285(30180), 02.11.2017; N 297(30192), 16.11.2017г. и вступили в силу с 01.01.2017 и 01.01.2018 г., соответственно.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, процедуре и порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2017 год под пунктом № и на 2018 год под пунктом № включено принадлежащее административному истцу нежилое помещение.
Несмотря на истечение срока действия, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.
В обоснование требований Демьянова Т.В. ссылается на то, что нежилое помещение не соответствует критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 27.03.2019г. нежилое помещение с кадастровым номером № имеет наименование и назначение: «нежилое помещение», данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Техническая документация на объект недвижимости суду в ходе судебного разбирательства не представлена.
Нежилое помещение расположено на 1 этаже здания с кадастровым номером №, имеющем назначение и наименование: «многоквартирный дом», год завершения строительства 1966, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.04.2019г., сведения о земельном участке, в пределах которого расположен жилой дом, в выписке отсутствуют. Согласно выписке из ЕГРН от 31.05.2019 г. по почтовому адресу ориентира: <адрес> расположен земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «под магазин», однако кадастровый номер здания № в пределах данного участка в выписке не указан.
По смыслу пунктов 1 и 5 ст. 378.2 НК РФ для признания нежилого помещения объектом налогообложения в целях применения ст. 378.2 НК РФ и включения его в Перечень достаточно соответствия такого объекта одному из условий, указанных в данной норме.
При этом, в случае, если отсутствуют иные условия, принимается во внимание фактическое использование объекта.
Материалами дела подтверждается, что 15.12.2011 года между Демьяновым А.Ф., ИП Демьяновой Т.В. (Арендодатель) и ЗАО «Тандер» (Арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества № ТлФ/1017/11.
По условиям договора (п. 1.1) Арендодатель предоставил Арендатору за плату во временное пользование объекты недвижимости, в том числе: нежилые помещения №№ 13, 13А, 14-17, 17А, 19, 20, 21, общей площадью 279, 5 кв.м, в том числе торговая площадь 205, 3 кв.м, расположенные на 1 этаже здания лит.А, находящегося по адресу: <адрес>. Объект предоставлен Арендатору для организации розничной торговли смешанными группами товаров, не составляющими конкуренцию Арендодателю (п. 1.2 договора).
15.12.2011 г. сторонами подписан акт приема-передачи.
Договор прошел государственную регистрацию 20.03.2012 года № 63-63-02/009/2012-266, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27.03.2019 года и копией договора аренды от 15.12.2011 года № ТлФ/1017/11.
Договор аренды заключен сроком на 5 лет с 15.12.2011 года по 14.12.2016 года включительно (п.1.6 договора аренды).
В соответствии с дополнительным соглашением № 6 к договору аренды недвижимого имущества от 15.12.2011 года № ТлФ/1017/11 от 13.10.2017 года, договор аренды действует по 31.05.2023 года.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 19.03.2019 года, подготовленному ГБУ СО «ЦРР», нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 279, 5 кв.м, фактически используется под торговый объект – магазин «Магнит». На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно.
Факт нахождения торгового объекта в рассматриваемом нежилом помещении подтверждается фототаблицей, приложенной к акту осмотра.
Таким образом, сведения о нежилом помещении, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, однозначно не предусматривают размещение в спорном объекте офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем, исследованными доказательствами подтверждено, что часть нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 205, 3 кв.м сдается собственником в аренду АО «Тандер» и в период с 15.12.2011 г. по настоящее время, соответственно в налоговые периоды 2017 и 2018 г.г., использовалось под размещение торгового объекта.
Фактическое использование нежилых помещений для размещения торговых объектов, в силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ, служит самостоятельным основанием для включения их в Перечень.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что нежилое помещение с кадастровым номером № на момент принятия министерством имущественных отношений оспариваемых в части приказов и в течение налоговых периодов 2017 и 2018 г.г. в полной мере соответствовало критериям объектов налогообложения, поименованным в ст. 378.2 НК РФ, поскольку более 20% его общей площади фактически использовалось под торговый объект.
При таких обстоятельствах заявленный Демьяновой Т.В. административный иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления Демьяновой Т.В. о признании недействующими со дня принятия пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 1907 от 14.11.2016 года, пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 1647 от 18.10.2017 года – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.06.2019 г.