УИД 74RS0031-01-2023-001168-04 Судья Дмитриева П.А.
Дело №2-1917/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело №11-497/2024
26 февраля 2024 года г.Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой В.Е.,
судей Бас И.В., Турковой Г.Л.,
при секретаре Нестеровой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Орджоникидзевского района города Магнитогорска на решение Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска от 25 августа 2023 года по иску прокурора Орджоникидзевского района города Магнитогорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Алмаз» о запрете деятельности до устранения нарушений федерального законодательства.
Заслушав доклад судьи Бас И.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения прокурора Рыскиной О.Я., поддержавшей доводы представления, пояснения представителя ООО «Алмаз» Жарковой К.И., возражавшей против удовлетворения представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Магнитогорска обратился в суд с иском с учетом уточнений к ООО «Алмаз» о запрете осуществления хозяйственной деятельности по <адрес>, до устранения нарушений:
- исключить из государственного реестра опасные производственные объекты «Цех литейный (алюминий)» А56-72396-0002, III класс опасности и «Сеть газопотребления ООО «Алмаз» А56-72396-0001, III класс опасности;
- ликвидировать свалку с северной стороны земельного участка с кадастровым №, отходы производства (шлак), которые складированы на почву, общая площадь приблизительно составляет 400 кв.м. высота навалов составляет около 2 м., также по периметру земельного участка № вдоль забора на открытой почве с северной стороны, и восточной стороны от цеха имеются отвалы отходов производства высотой около 3 м, общей площадью примерно около 550 кв.м.;
- получить паспорта на газоочистные установки и установленные п. 33 Правил эксплуатации установок очистки газа, утверждённых приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 года № 498 к нему документы;
- исполнить обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год;
- провести инвентаризацию источников выбросов в соответствии с требованиями Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций и корректировки, утверждёнными приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871, Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года № 581, приказа Минприроды России от 06 июня 2017 года №273;
- согласовать с Министерством экологии Челябинской области план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- разработать журнал записи прогнозов о НМУ с перечнем проведенных мероприятий по уменьшению выбросов в соответствующий период НМУ;
- согласовать с Министерством экологии по Челябинской области мероприятия в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);
- произвести производственно-экологический контроль в полном объёме в соответствии с утверждённой программой производственного экологического контроля;
- обеспечить осуществление производственного экологического контроля в полном объёме в соответствии с утверждённой программой производственного экологического контроля;
- произвести расчеты нормативов допустимых выбросов, которые должны быть разработаны в соответствии с требованиями Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года № 581;
- сделать отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2021 год;
- получить техническую документацию на техническое оборудование, необходимое осуществления лицензируемого вида деятельности;
- разработать инструкции о порядке проведения радиационного контроля, о порядке действий при обнаружении радиационных отходов, о порядке проверки лома металлов и отходов на взрывобезопасность, о прядке действий при обнаружении взрывоопасных объектов;
- обеспечить наличие на производственной площадке контролера лома и отходов металла с квалификацией второго разряда; лицо, ответственное за проведение радиационного контроля лома и отходов металлов; лицо, ответственное за проведение контроля лома и отходов металлов на взрывобезопасность, средства измерения для проведения радиационного контроля (дозиметр), весовые средства измерений, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, и которые поверены в порядке установленном законодательство РФ, оборудование для идентификации и сортировки лома и отходом цветных металлов, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, и которые поверены в порядке установленном законодательство РФ, оборудование, а именно пресс для пакетирования или брикетирования лома черных металлов; пресс-ножниц; установка для дробления и сортировки легковесного лома; оборудование для сортировки или измельчения стружки, оборудование, а именно пресс для пакетирования или брикетирования лома цветных металлов; пресс-ножниц; установка для дробления лома и отходов цветных металлов; установка для разделки кабеля, ответственное лицо, назначенное руководителем юридического лица, ответственное за прием лома и отходов металлов, журнал отгруженного лома;
- поставить на учет пять роторные металлургические печи, установленные в производственном помещении;
- обеспечить ведение учёта отходов производства и потребления, возникающих в процессе деятельности;
- получить соответствующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ Меди (0,046+-0,014)г/с, Цинка (0,047+-0,014)г/с, Свинца (0,0301+-0,0090)г/с в атмосферный воздух.
В обоснование заявленных требований указал на то, что прокуратурой района была проведена проверка по материалам Орджоникидзевского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области по расследованию уголовного дела в отношении ООО «Алмаз», а также на основании материалов Уральского межрегионального управления Росприроднадзора о многочисленных и систематических не устраняемых нарушениях природоохранного законодательства в отношении данного юридического лица. В соответствии с решениями №1336-РШ от 07 декабря 2022 года, № 1405-РШ от 21 декабря 2022 года Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 09 декабря 2022 года по 28 декабря 2022 года проведена внеплановая выездная проверка ООО «Алмаз». По результатам проверки выявлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления. В связи с тем, что указанные действия (бездействие) образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственным инспектором ФИО16 составлены протоколы №3-2023, №4-2023 от 11 января 2023 года об административных правонарушениях. В отчете ООО «Алмаз» по форме 2-ТП Отходы за 2021 год сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления, отнесенных к I и II классу опасности, не содержится.
Также в рамках проведения внеплановой выездной проверки, обобщенные данные учета в области обращения с отходами (журнал учета отходов), который необходимо вести в соответствии с порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1028 не представлены. Указанные действия (бездействие) образуют состав административного правонарушения, предусмотренного части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем государственным инспектором ФИО17 составлен протокол №5-2023 от 11 января 2023 года об административном правонарушении.
Поскольку производственная площадка ООО «Алмаз» является объектом II категории негативного воздействия на окружающую среду, включенным в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (код объекта 75-0274-001990-П), на территории предприятия имеется 7 источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из которых 2 источника – организованные, 5 источников – неорганизованные. При проведении внеплановой выездной проверки в соответствии с направленным требованием о представлении документов от 13 декабря 2022 №1336-рш у ООО «Алмаз» истребованы паспорта на газоочистные установки с актами осмотра установок для оценки их технического состояния за 2021 год и истекший период 2022 года. Согласно пункта 3 ответа ООО «Алмаз» на требование о предоставлении документов паспорт на газоочистные установки будет разработан в срок 01 июля 2023 (в настоящее время отсутствует), таким образом, на момент проведения внеплановой выездной проверки паспорт на газоочистные установки и документы, которые должны к нему прилагаться, не представлены. Таким образом, юридическим лицом ООО «Алмаз» допущено нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружения, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры. Государственным инспектором ФИО18 составлен протокол №6-2023 от 11 января 2023 года по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Кроме того, согласно служебной записки от 15 декабря 2022 года консультанта межрегионального администрирования платежей ФИО19, хозяйствующий субъект ООО «Алмаз» не внес плату за негативное воздействие на окружающую среду до 01 марта 2022 года, отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Данное нарушение образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем государственным инспектором ФИО20 составлен протокол №7-2023 от 11 января 2023 год об административном правонарушении.
Согласно акту внеплановой выездной проверки №1336-рш от 28 декабря 2022 года выявлены нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды, а именно: при проведении инвентаризации источников выбросов допущены нарушения Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; осуществление хозяйственной деятельности в отсутствии согласованных с Министерством экологии по Челябинской области мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ); разработан и утвержден план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, но не согласован в установленном законом порядке с Министерством экологии по Челябинской области; не представлен журнал записи прогнозов о НМУ с перечнем проведенных мероприятий по уменьшению выбросов в соответствующий период НМУ.
Кроме того, договор на осуществление инструментальных замеров, а так же результаты контроля юридическим лицом ООО «Алмаз» не представлены, таким образом, в нарушение п. п. 1, 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридическим лицом ООО «Алмаз» не обеспечено соблюдение экологических требований, а именно осуществление производственного экологического контроля в полном объёме в соответствии с утверждённой программой производственного экологического контроля. Указанные действия (бездействие) образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственным инспектором ФИО21 составлен протокол №8-2023 от 11 января 2023 года об административном правонарушении.
Также в нарушение части 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-Ф3 «Об охране окружающей среды» при подаче декларации о воздействии на окружающую среду юридическим лицом представлена неполная (недостоверная) информация, а именно не представлены расчеты нормативов допустимых выбросов.
По информации, имеющейся в Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2021 год представлен юридическим лицом ООО «Алмаз» в адрес Управления на бумажном носителе 29 марта 2022 года. Таким образом, в нарушение п. 7 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. п. 1, 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утверждённого приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109, ООО «Алмаз» в установленный законом срок до 25 марта 2022 года не обеспечило представление в уполномоченный государственный орган отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2021 год по объекту НВОС «Производственная площадка» II категории, код объекта НВОС – 75-0274-001990-П. Указанные действия (бездействие) образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. 19 января 2023 года старший государственный инспектор Росприроднадзора ФИО22 руководствуясь частями 2, 3, 6 статьи 4.4 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, при подготовке к рассмотрению дел об административном правонарушении, вынес определение №5-2023 об объединении дел об административных правонарушениях, а именно составленных протоколов об административных правонарушениях в отношении юридического лица – ООО «Алмаз». Информации в Росприроднадзор от должностных лиц ООО «Алмаз» об устранении вышеизложенных нарушений не поступало.
Кроме того, 14 февраля 2023 года в ходе осмотра места происшествия на территории ООО «Алмаз» в рамках расследования уголовного дела № специалистом Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области выявлены нарушения положений Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 года №980. Технической судебной экспертизой №, проведенной 09 марта 2023 ООО«СитиБиз», установлено, что роторные металлургические печи наклонного типа в количестве 5 шт. установлены в производственном помещении ООО«Алмаз» и предназначены для обеспечения процесса плавки цветных и черных металлов с последующим разливом расплава в формы. Согласно предоставленным для проведения технической судебной экспертизы документам и материалам, ООО «Алмаз» является владельцем опасных производственных объектов: «Сеть газопотребления ООО «Алмаз» А56-72З96-0001, III класс опасности; «Цех литейный (алюминий)» А56-72З96-0002, III класс опасности. Информация о роторных металлургических печах в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Цех литейный (алюминий)» отсутствует. В 2019 году по результатам проверки органом государственного контроля (надзора) ООО «Алмаз» выдано предписание МЧ-411 от 13 февраля 2019 на исключение из государственного реестра вышеуказанных опасных производственных объектов. По состоянию на 14 марта 2023 года информация о выполнении общества требований предписания отсутствует.
Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора 18 октября 2021 года ООО «Алмаз» вынесено предписание №241-рш об устранении нарушений: ч.ч.1,2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нарушения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а именно сброс отходов производства на почву; п. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», не обеспечено ведение учёта отходов производства и потребления, возникающих в процессе деятельности. Срок устранения указанных нарушений установлен до 18 апреля 2022 года.
10 июня 2021 года указанным управлением в адрес руководства ООО «Алмаз» внесено предписание №206-ч об устранении нарушений природоохранного законодательства: части 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 г. №96-ФЗ, выброс вредных (загрязняющих) веществ Меди (0,046+-0,014)г/с, Цинка (0,047+-0,014)г/с, Свинца (0,0301+-0,0090)г/с в атмосферный воздух допускается в отсутствии соответствующего разрешения, выданного в установленном законом порядке; пункт 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ООО «Алмаз» допущено неисполнение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду; ч.ч. 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нарушения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработки, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления за исключением случаев, а именно сброс отходов производства на почву; п. статья 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», не обеспечено ведение учета отходов производства и потребления, возникающих в процессе деятельности. Срок исполнения предписания до 10 сентября 2021 года.
Таким образом, хозяйственная деятельность ООО «Алмаз» осуществляется с грубыми нарушениями природоохранного законодательства, неисполнение требований законодательства об охране окружающей среды и об охране атмосферного воздуха нарушает права неопределенного круга лиц.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 25 августа 2023 года в удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска к ООО «Алмаз» отказано.
В апелляционном представлении прокурор Орджоникидзевского района г. Магнитогорска просит отменить решение суда.
В обоснование доводов представления указывает на то, что в ходе судебного разбирательства систематические, не устраняемые нарушения природоохранного законодательства ответчиком нашли свое подтверждение. В обоснование отказа в удовлетворении заявленных требований прокурора, судом указано на то, что истцом не представлено доказательств того, что им были приняты исчерпывающие меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Однако прокуратурой района суду представлены доказательства того, что уполномоченным органом, в чью компетенцию входит надзор за исполнением природоохранного законодательства - Уральским межрегиональным управлением Росрироднадзора приняты исчерпывающие меры по устранению нарушений природоохранного законодательства от деятельности ООО «Алмаз». Суд ошибочно пришел к выводу о том, что имеющиеся в пользовании ООО «Алмаз» печи в настоящее время находятся в нерабочем состоянии, поскольку сотрудниками Орджоникидзевского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета России по Челябинской области уже после вынесения судебного решения в ходе производства выемки в рамках расследования уголовного дела на производственной площадке ООО «Алмаз» установлен факт работы роторных печей, что подтверждается протоколами выемки от 22 сентября 2023 года и от 18 октября 2023 года. Также полагает, что суд с нарушением норм материального права установил, что поскольку имеющиеся во владении ООО «Алмаз» печи в настоящее время находятся в нерабочем состоянии, сведений о превышении предельной массы сливаемого металла материалы дела не содержат, в связи с чем прийти к выводу о том, что указанные печи относятся к опасным производственным объектам и подлежат постановке на учет в Ростехнадзоре прийти нельзя. Вместе с тем, технической судебной экспертизой №, проведенной 09 марта 2023 года ООО«СитиБиз», установлено, что роторные металлургические печи наклонного типа в количестве 5 штук установлены в производственном помещении ООО «Алмаз» и предназначены для обеспечения процесса плавки цветных и черных металлов с последующим разливом расплава в формы. Вывод суда о том, что отвалы шлака вывозятся с производственной территории ООО «Алмаз», не учитывает факт того, что в случае возобновления деятельности будут образовываться новые отвалы шлака с последующим размещением их на открытом грунте и, как следствие, приносить значительный ущерб окружающей среде. Также вывод суда о том, что недопустимо однозначно утверждать, что превышение предельно-допустимых концентраций оксида Азота (II) в 2 раза в момент отбора проб атмосферного воздуха на границе ближайшей жилой постройки возникло в результате деятельности ООО «Алмаз» является несостоятельным, так как в период с 09 декабря 2022 года по 28 декабря 2022 года Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении хозяйственной деятельности ООО «Алмаз» на производственной площадке, имеющей код объекта негативного воздействия на окружающую среду 75-0274-001990-П, объект II-категории проведена выездная проверка, по результатам которой не обеспечено осуществление производственного экологического контроля в полном объёме в соответствии с утверждённой программой производственного экологического контроля. Вывод суда о том, что инвентаризация ООО «Алмаз» источников выбросов в атмосферный воздух не может быть выполнена, как и требования о получении паспорта на газоочистные установки, поскольку стационарные источники выбросов находятся в нерабочем состоянии опровергается протоколами выемки следственного комитета от 22 сентября 2023 года и от 18 октября 2023 года, которыми подтверждено, что оборудование (стационарные источники выбросов) находится в рабочем состоянии. Причинение вреда окружающей среде ООО «Алмаз» изъятым оборудованием, которое использовалось в производственном процессе, в рамках возбужденного уголовного дела доказано материалами проверок Росприроднадзора. Также суд не принял во внимание тот факт, что само по себе прекращение деятельности предприятия ООО «Алмаз» без устранения нарушений природоохранного законодательства не является исполнением статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается материалами прокурорской проверки и протоколами выемки Орджоникидзевского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета России по Челябинской области от 22 сентября 2023 года и от 18 октября 2023 года, которыми зафиксирован факт осуществления производственной деятельности ООО «Алмаз» уже после вынесения решения Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от 25 августа 2023 года по делу №
В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Алмаз» указывает на то, что в нарушение ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре в РФ» суду не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, нарушения прав и свобод значительного числа граждан, доказательств наличия вреда окружающей среде либо вреда жизни и здоровью граждан от деятельности ответчика ООО «Алмаз», прокурором не предпринимались меры какого-либо прокурорского досудебного реагирования, не проводились проверочные мероприятия, не предъявлялось каких-либо предписаний в адрес ответчика ООО «Алмаз», не затребовались у ответчика документы, в том числе технического характера, отсутствуют потерпевшие от действий ответчика, не установлены источники загрязнения и причинители вреда, если таковые имеются. Более того, полагает, что практически все требования прокурора, содержащиеся в иске, на момент его обращения в суд с иском и на момент вынесения решения были выполнены, природоохранное законодательство ответчиком не нарушено, все нарушения являются легко устранимыми. Отсутствует предмет рассмотрения, так как в период с февраля 2023 года ответчик ООО «Алмаз» вынужденно не ведет производственную деятельность по причине шести выемок многочисленного дорогостоящего оборудования и самих плавильных печей сотрудниками Следственного комитета по Челябинской области. Таким образом, иск неактуален, ничьи права не нарушены, все возможные требования по иску выполнены ответчиком. В нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств причинения предпринимательской деятельностью ООО «Алмаз» вреда или угрозы причинения вреда.
Остальные лица, участвующие в деле, на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, оснований для отмены решения суда не усматривает.
В качестве способа защиты гражданского права статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Алмаз» по <адрес> осуществляет деятельность по торговле оптовой цветными металлами в первичных формах, кроме драгоценных, а также по производству алюминия, свинца, цинка и олова, меди, строительных металлических конструкций, изделий и их частей, торговле прочими машинами и оборудованием, торговле оптовой черными металлами в первичных формах, торговле оптовой неспециализированной, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуг по перевозкам, деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
Общество поставлено на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объект II категории.
16 октября 2013 года ООО «Алмаз» выдана лицензия №105 без указания срока действия на осуществление заготовки, хранения, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов, включающую виду работ по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных; заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных металлов. 21 октября 2016 года выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, включающая виды работ по сбору отходов III класса опасности, транспортировании отходов III класса опасности, утилизации отходов III класса опасности. Срок действия лицензии установлен бессрочно. 29 января 2014 года выдана лицензия на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Срок действия лицензии – бессрочно.
Также ООО «Алмаз» имелот разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) на период с 04 апреля 2018 года по 07 июня 2022 года.
В ходе выездной проверки производственной деятельности ООО «Алмаз» установлены следующие нарушения: в области охраны атмосферного воздуха: в нарушение ч.4 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не представлены расчеты нормативов допустимых выбросов при подаче декларации о воздействии на окружающую среду; в нарушение п. 4 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» проведена инвентаризация источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с нарушением установленного порядка проведения инвентаризации; в нарушение абз. 1 п. 4 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 25 августа 2005 года № 343 осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствии согласованных с Министерством экологии по Челябинской области мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий, не представлен журнал записи прогнозов НМУ с перечнем проведенных мероприятий по уменьшению выбросов в соответствующий период НМУ; в нарушение п. п. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не обеспечено осуществление производственного экологического контроля в полном объеме в соответствии с утвержденной программой производственного экологического контроля; в нарушение п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не разработан паспорт ГОУ, не обеспечивается проверка показателей работы ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, включая проведение лабораторных измерений; в нарушение п.п. 1, 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не выполнена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном законом порядке за 2021 год; в нарушение п. 1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утверждённого приказом Минприроды России от 18.02.2022 №109 не обеспечено представление в уполномоченный государственный орган отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2021 год в установленный законом срок; в области обращения с отходами: в нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при осуществлении хозяйственной деятельности не исполняются обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления; в нарушение п. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при осуществлении хозяйственной деятельности допускается размещение отходов производства и потребления на почву.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования ООО «Алмаз» и директор ООО «Алмаз» привлечены к административной ответственности.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что имеющиеся в настоящее время во владении ООО «Алмаз» печи находятся в нерабочем состоянии, сведений о превышении предельной массы сливаемого металла материалы дела не содержат, в связи с чем прийти к выводу о том, что указанные печи относят к опасным производственным объектам прийти нельзя, допустимых и достоверных доказательств причинения предпринимательской деятельностью ООО «Алмаз» вреда или угрозы причинения вреда истцом не представлено.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами, изложенными в апелляционном представлении, которые не свидетельствуют о неправильном применении или толковании судом норм материального и процессуального права, неверном определении объема подлежащих выявлению обстоятельств и бремени их доказывания.
Так, из представленных в суд апелляционной инстанции документов, которые приняты в качестве дополнительных доказательств по делу, следует, что 22 сентября 2023 года следователем Орджоникидзевского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области в рамках возбужденного уголовного дела № на территории ООО «Алмаз» произведена выемка составных частей роторных печей, а 17 октября 2023 года произведена выемка пяти роторных печей, а также их основных составных частей.
Согласно акту от 21 февраля 2024 года, составленному помощником прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска, старшим следователем Орджоникидзевского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области, государственным инспектором Российской Федерации в Челябинской области охраны окружающей среды Росприроднадзора и представителя ООО «Алмаз», в производственном помещении печи отсутствуют, предприятие не работает, работающих печей нет.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что деятельность ООО «Алмаз», оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, связана именно с работой роторных печей, которые изъяты в рамках расследования уголовного дела №, доказательств, подтверждающих, что в отсутствие печей предприятие осуществляет оказывающую негативное воздействие на окружающую среду деятельность, истцом не представлено, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для запрета деятельности ООО «Алмаз».
Ссылки прокурора в представлении на не устраненные ответчиком нарушения действующего законодательства, выявленные при проверке, предметом настоящего спора не являются, поскольку исковые требования заявлены прокурором о запрете деятельности до устранения нарушений, а не об устранении выявленных у ООО «Алмаз» нарушений.
Надлежащих доказательств причинения предпринимательской деятельностью ООО «Алмаз» вреда или угрозы причинения вреда в настоящее время истцом не представлено.
Доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска от 25 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Орджоникидзевского района города Магнитогорска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи