Судья Сайфуллин М. Ш. УИД 16RS0046-01-2022-014475-07
дело № 33 - 8674/2023
дело № 2 – 526/2023
учёт № 027г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 мая 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р. Р.,
судей Никулиной О. В. и Тазиева Н. Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономарёвым К. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиНикулиной О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика – Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллина Рустема Рушановича на решение Вахитовского районного суда города Казани от 19 января 2023 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан (ИНН 1654002248) обязанность предоставить ФИО2 (паспорт серии .... ....) специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ и постановлением Кабинета министров Республики Татарстан № 312 от 4 мая 2013 года.
Взыскать с Министерства образования и науки Республики Татарстан за счёт казны Республики Татарстан в пользу Симаковой К. А. судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме 1 000 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Симакова К. А. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование своего требования истица указала, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан от 15 июля 2019 года № 7 истица была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с 21 октября 2015 года. До настоящего времени истица жилым помещением не обеспечена, ответчик имеющиеся перед ней обязательства не исполнил, нарушает её права. Обеспечение жильём детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от наличия свободного жилого фонда.
При рассмотрении дела судом первой инстанции стороны участия не принимали, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом.
Суд иск удовлетворил и постановил решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда и направить дело в суд первой инстанции для его рассмотрения в порядке административного производства, указывая на то, что иск Симаковой К. А. изначально подлежал рассмотрению в таком порядке, и обращает внимание на отсутствие в законе положений о незамедлительном предоставлении жилого помещения, без учёта очерёдности. Апеллянт также указывает на возможность предоставления жилого помещения для временного проживания. Кроме того, подателем жалобы отмечается, что с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в Министерство образования и науки Республики Татарстан истица не обращалась, в то время как законом на неё возложена такая обязанность.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом, что подтверждается отчётами об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.
Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
По делу установлено, что истица обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, этот статус ответчиком не оспаривался. Решением ответчика от 15 июля 2019 года № 7 она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Республики Татарстан с 21 октября 2015 года, однако до настоящего времени жильё ей не предоставлено. В связи с этим обстоятельством истица обратилась в суд.
Удовлетворяя требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия у истицы соответствующего статуса и права на меры социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда, неисполнения ответчиком обязанности предоставить такое помещение с момента включения её в список. Суд указал, что действующее законодательство не содержит императивного требования о предоставлении жилых помещений только в порядке очерёдности постановки на учёт детей-сирот в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, отметил актуальность сведений о нуждаемости истицы в жилье, поскольку на момент вынесения судом решения иных сведений ответчиком предоставлено не было.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам закона не противоречат и сделаны по результатам надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что иск подлежал рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судебной коллегией отклоняется как основанный на неверном и субъективном толковании положений действующего законодательства и разъяснений высшей судебной инстанции по указанному процессуальному вопросу.
Довод жалобы о том, что истица не обращалась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, не принимается. Действительно, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются таким лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, однако соответствующие изменения в эту статью были внесены Федеральным законом № 267-ФЗ 29 июля 2018 года, вступили в действие с 1 января 2019 года, а обязанность по обеспечению истицы жильём возникла у ответчика ещё в 2015 году, поскольку именно с этой даты она была поставлена им на учёт.
Довод жалобы о возможности предоставления истице жилого помещения для временного проживания правового значения не имеет, поскольку и такое жильё ей на момент принятия решения предоставлено в установленном порядке не было.
Довод жалобы об отсутствии в законе нормы о незамедлительном предоставлении жилого помещения после включения лица, обладающего статусом сироты, в список судебной коллегией отклоняется по мотивам, изложенным выше, поскольку повторяет выраженную в письменном отзыве позицию стороны в суде первой инстанции, который дал правильную и обоснованную оценку этому доводу в своём решении. Оснований для иной оценки довода ответчика судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 19 января 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - Министерства образования и науки Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: