Дело № 2а-1674/2021
УИД 35RS0010-01-2020-017458-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 08 февраля 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гарыкиной О.А.,
с участием представителя административного ответчика Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Моховой А.Л.,
при секретаре Ивановой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Вологды к Межрайонному отделению судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области (далее – МОСП по ОВИП УФССП России по Вологодской области), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области (далее – УФССП России по Вологодской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация города Вологды обратилась в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование которого указала следующее. Постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области от 23.11.2020 Администрация города Вологды обязана перечислить исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение судебного решения от 14.08.2017 о предоставлении предоставить ФИО1 на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления. Администрация города Вологды направляла в соответствии с порядком и сроками составления проекта бюджета города предложение о выделении бюджетных ассигнований на исполнение решений суда о предоставлении гражданам жилья. Бюджетных ассигнований в достаточном количестве для исполнения судебных решений не выделено. В настоящее время у Администрации города Вологды не имеется возможности исполнить решение суда полностью, но принимаются меры к его исполнению. Администрация просит суд освободить ее от взыскания исполнительского сбора либо уменьшить его размер.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2, ФИО1, в качестве административного ответчика – УФССП России по Вологодской области.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации города Вологды не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика МОСП по ОВИП УФССП России по Вологодской области судебный пристав-исполнитель Мохова А.Л. поддержала доводы, изложенные в отзыве, согласно которому в удовлетворении заявленных требований просила отказать, поскольку доказательства наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения исполнительного документа отсутствуют.
В судебное заседание представитель административного ответчика УФССП России по Вологодской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица ФИО2, ФИО1 в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Вологодского городского суда от 14.08.2017 на Администрацию города Вологды была возложена обязанность предоставить ФИО1 на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления.
Данное решение было обжаловано, оставлено без изменения, 25.10.2017 вступило в законную силу, взыскателю был выдан исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство №
23.11.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Вологодской области Моховой А.Л. было вынесено постановление о взыскании с Администрации города Вологды исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Непреодолимая сила как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в положениях подпункта 1 пункта 1 статьи 202 и пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих соответственно основания приостановления течения срока исковой давности и основания ответственности за нарушение обязательства. Причём, пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств наличия чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств, повлиявших на неисполнение решения суда, истцом не представлено.
Вместе с тем Администрацией города в адрес Главы города Вологды направлено письмо от 28.11.2019 № о включении в расходы бюджета города Вологды на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы средств в объеме 1,87 млрд. рублей для расселения аварийных домов, в том числе для обеспечения жилыми помещениями граждан во исполнение судебных актов.
Письмом от 10.12.2019 № глава города Вологды проинформировал Администрацию о том, что Вологодская городская Дума готова рассмотреть и поддержать данные предложения Администрации г. Вологды при условии поступления дополнительных доходов в бюджет города Вологды или при сокращении соответствующих расходных обязательств.
Решением Вологодской городской Думы от 19.12.2019 № «О бюджете города Вологды на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 гг.» на приобретение жилых помещений в целях исполнения решений Вологодского городского суда об обеспечении граждан жильем, утверждены средства в размере 1 556,5 тыс. руб.
В адрес Губернатора Вологодской области О.А. Кувшинникова направлено письмо Администрации г. Вологды от 16.03.2020 № с просьбой рассмотреть возможность предоставления финансовой поддержки на исполнение вынесенных решений Вологодского городского суда о внеочередном обеспечении горожан благоустроенным жильем.
Письмом от 10.04.2020 № заместитель Губернатора Вологодской области ФИО3 проинформировал Мэра г. Вологды о том, что реализация мероприятий, не вошедших в областную адресную программу № «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019 – 2025 годы, на сегодняшний день возможна только за счет средств местного бюджета.
При этом суд также учитывает, что в настоящее время в Администрации города Вологды на исполнении находится 224 решения по искам о внеочередном обеспечении граждан благоустроенным жильем.
Поскольку должник в установленный срок не исполнил в добровольном порядке требования исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства № правомерно, в соответствии с требованиями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынес постановление о взыскании с него исполнительского сбора.
Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя от 23.11.2020 о взыскании исполнительского сбора не противоречит требованиям части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку принято по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа и в отсутствие доказательств невозможности исполнения решения вследствие непреодолимой силы.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Судом установлено, что в настоящее время решение суда Администрацией в полном объеме не исполнено, но в рамках предоставленных ей полномочий и возможностей предпринимаются меры к исполнению решения суда.
С учётом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела, и степени вины истца, суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора до 37 500 рублей. Оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 175-180, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Администрации города Вологды удовлетворить частично.
Размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации города Вологды постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Моховой А.Л. от 23 ноября 2020 года, вынесенным в рамках исполнительного производства №, снизить на одну четверть, до 37 500 (тридцати семи тысячи пятьсот) рублей.
В удовлетворении требований об освобождении от взысканий исполнительского сбора Администрации города Вологды отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15.02.2021.
Судья О.А. Гарыкина