Судья Губка Н.Б.
дело № 2-1161/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-9889/2023
12 сентября 2024 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Кутырева П.Е.
судей Никитенко Н.В., Чертовиковой Н.Я.
при помощнике судьи Дмитриевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе филиала «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 18 апреля 2024 года по иску Дорофеева Алексея Владимировича к федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными решений, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дорофеев А.В. обратился в суд с иском к филиалу «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу «Челябинский» филиала «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения от 26 сентября 2022 года №347 в части определения норматива общей площади жилого помещения в размере 27,47 кв. м. и размера жилищной субсидии в сумме 6 301 755,35 рублей, решения от 03 октября 2022 года №56 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания»; возложении обязанности выплатить субсидию для приобретения (строительства) жилого помещения в части недостающей жилой площади в размере 14,53 кв. м. исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на момент производства выплаты, а также взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обоснование исковых требований указал, что с 05 августа 1984 года по 30 июня 2013 года являлся военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходил военную службу по контракту. С 22 июня 2010 года состоял в Едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 2 человека (включая супругу Дорофееву П.П.). По заявлению истца решением от 10 февраля 2022 года №15 была изменена форма обеспечения военнослужащего на «жилищную субсидию». Решением от 26 сентября 2022 года №347 истцу была выплачена жилищная субсидия в размере 6 301 755,35 рублей исходя из норматива общей площади жилого помещения 27,47 кв. м. (за минусом 14,53 кв.м. общей площади на которую истец и его семья реализовали свое право) в связи, с чем решением от 03 октября 2022 года №56 был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Считает незаконным и нарушающим его права уменьшение общей площади полагающегося ему с членами семьи жилого помещения и, как следствие этого снижения размера жилищной субсидии.
Истец Дорофеев А.В., его представитель, при надлежащем извещении не принимали участия в суде первой инстанции.
Представители ответчиков филиала «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, территориального отдела «Челябинский» филиала «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации, при надлежащем извещении не принимали участия в суде первой инстанции.
Третье лицо Дорофеева П.П., при надлежащем извещении не принимала участия в суде первой инстанции.
Суд постановил решение, которым в исковые требования Дорофеева А.В. удовлетворил частично.
Признал незаконным решение филиала «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от 26 сентября 2022 года №347 «О предоставлении военнослужащему – гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (гражданину, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений)» в части определения норматива общей площади жилого помещения в размере 27,47 кв.м. и размера жилищной субсидии в сумме 6 301 755,35 рублей.
Возложил обязанность на филиал «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации выплатить Дорофееву А.В. сумму жилищной субсидии, рассчитанную согласно нормативу стоимости квадратного метра, действующему на дату выплаты.
Признал незаконным решение территориального отделения г. Челябинск территориального отдела «Челябинский» филиал «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Росжилкомлекс» от 03 октября 2022 года №56 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания».
Взыскал с филиала «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Дорофеева А.В. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Дорофеева А.В. отказал.
В апелляционной жалобе территориальный отдел «Челябинский» филиала «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части определения норматива общей площади жилого помещения в размере 27,47 кв.м и размера жилищной субсидии в сумме 6 301 755,35 рублей, признании незаконным решения от 03 октября 2022 года №56 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; возложении обязанности выплатить субсидию для приобретения (строительства) жилого помещения в части недостающей жилой площади в размере 14,53 кв.м. исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на момент производства выплаты, а также компенсации морального вреда. В обоснование указывает, что обязательства Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению жилым помещением Дорофеева А.В. и членов его семьи выполнены в полном объеме. При расчете жилищной субсидии Дорофеева А.В. была учтена общая площадь жилых помещений, на которую военнослужащий и члены его семьи реализовали право в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998 года №79-ФЗ « О статусе военнослужащих», Законом Российской Федерации от 22 января 1993 года №4338-I «О статусе военнослужащих», в размере 14,53 кв.м. Выражает несогласие с взысканной компенсацией морального вреда, полагая, что истцом не доказано наличие физических и нравственных страданий, причиненных ответчиком, поскольку не указано, какие личные нематериальные блага, предусмотренные статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, были нарушены, не доказан факт нарушения таких личных нематериальных благ истца.
На основании частей 4 и 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, привлекла к участию в деле в качестве Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Истец Дорофеев А.В., его представитель, представители ответчиков Лица, участвующие в деле, не явились в суд апелляционной инстанции, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Разрешая спор по правилам суда первой инстанции, исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Дорофеев А.В. в период с 05 августа 1984 года по 30 июня 2013 года проходил военную службу в Вооруженных силах РФ по контракту.
С 22 июня 2010 года состоял в Едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 2 человека (включая супругу Дорофееву П.П.).
Данное право истца подтверждено решением Трехгорного городского суда Челябинской области от 05 августа 2020 года, вступившим в законную силу 21 декабря 2020 года, которым установлено, что Дорофеев А.В. в предусмотренном на период постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении порядке и в установленный срок заявил о своем намерении получить жилое помещение в постоянное пользование.
Апелляционным определением Челябинского областного суда от 21 декабря 2020 года также было установлено, что жилищной комиссией войсковой части не допущено таких нарушений жилищного законодательства, которые явились бы основанием для снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных Дорофеевым А.В. соблюдены все требования, указанные в статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также сторонами не оспаривалось, что истец действительно являлся нуждающимся в жилье, поскольку проживал в служебной квартире, и ни он, ни члены его семьи не имели на праве собственности жилых помещений, общая продолжительность военной службы истца составила более 20 лет.
01 сентября 2021 года ФГАУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ было принято решение № о снятии Дорофеева А.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Решением Трехгорного городского суда Челябинской области от 15 июля 2021 года, вступившим в законную силу 26 октября 2021 года, вышеуказанное решение № от 01 сентября 2021 года признано незаконным. На ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ возложена обязанность восстановить Дорофеева А.В. в составе семьи из 2 человек в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, со сроком постановки на учет 22 июня 2010 года и условием предоставления жилья по избранному месту жительства в г. Казань.
Во исполнении вышеуказанного решения суда территориальным отделом «Челябинский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» принято решение № от 22 ноября 2021 года об отмене ранее вынесенного решения №23 от 01 сентября 2020 года и восстановлении Дорофеева А.В. в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания.
18 декабря 2021 года Дорофеевым А.В. было подано заявление об изменении формы обеспечения жилым помещением с получения жилья в натуре на обеспечение в форме «жилищной субсидии» с предоставлением запрошенных территориальным отделом «Челябинский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ документов.
Решением от 10 февраля 2022 года № Дорофееву А.В. была изменена форма обеспечения военнослужащего, состоявшего в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях на «жилищную субсидию».
В марте 2022 года истец обратился в филиал «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ г. Екатеринбург с заявлением о порядке и сроках обеспечения жилым помещением (жилищной субсидией), также копия заявления была направлена в территориальный отдел «Челябинский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ.
В ответ на вышеуказанное заявление истцом был получен ответ о предоставлении дополнительных документов, необходимых для предоставления жилищной субсидии от 14 апреля 2022 года №№, а также уведомление о предоставлении документов от 14 апреля 2022 года № с приложенным решением от 14 апреля 2022 года №11 «Об исправлении технической ошибки в решении от 22 ноября 2021 года №8 об отмене ранее вынесенного решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания от 01 сентября 2020 года №23 и восстановлении в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания».
С учетом исправления технической ошибки пунктом 2 решения от 22 ноября 2021 года № Дорофеев А.В. был восстановлен в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания с 22 июня 2010 года, составом семьи 2 человека, с избранным местом жительства г. Казань, с учетом общей площади жилого помещения (квартиры) на которую военнослужащий и члены его семьи реализовали свое право в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76 «О статусе военнослужащих» в размере – 14,53 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 12 марта 2024 года решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 12 апреля 2023 года отставлено без изменения. Признано незаконным решение № от 14 апреля 2022 года, принятое территориальным отделом «Челябинский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ «О внесении изменений в решение от 22 ноября 2021 года №8 об отмене ранее вынесенного решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания от 01 сентября 2020 года №23 и восстановлении в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания».
По обращению истца в ходе проверки военной прокуратурой Челябинского гарнизона в адрес начальника филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ было вынесено представление об устранении нарушений закона от 31 августа 2022 года, согласно которому требовалось принять меры к реализации права истца на жилье, обеспечив жилищной субсидией в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также принять меры к реальному исполнению судебных решений в отношении Дорофеева А.В.
Решением филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 26 сентября 2022 года №347 «О предоставлении военнослужащему – гражданину РФ, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ (гражданину, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения», согласно которому истцу Дорофееву А.В. была выплачена субсидия в размере 6 301 755,35 рублей исходя из норматива общей площади жилого помещения 27,47 кв.м. (за минусом 14,53 кв.м. общей площади).
В связи с чем, решением от 03 октября 2022 года №56 истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены в Федеральном законе от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих»).
В силу статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, к которым отнесено и право на жилище, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах РФ и членам их семей.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Содержание названной нормы закона в ее истолковании Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 13 января 2022 г. № 3-0 указывает на то, что предоставление гарантий в жилищной сфере на специальных условиях, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", гражданам, ранее обеспеченным соответствующими гарантиями в качестве членов семьи других военнослужащих или иных граждан, обусловлено тем, что право членов семьи военнослужащих на жилище является производным от права на жилище, принадлежащего самому военнослужащему, а, значит, они не могут быть отнесены к самостоятельным субъектам жилищных правоотношений с государственными органами, ответственными за обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.
Военнослужащие-граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с указанным федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (часть 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Пунктом 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном названным федеральным законом для военнослужащих.
Аналогичные перечисленным выше предписаниям Жилищного кодекса Российской Федерации положения содержатся в Правилах расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года №76.
Так, пункт 4 названных Правил содержит исчерпывающий перечень случаев, когда норматив общей площади жилого помещения, устанавливаемый для расчета субсидии, уменьшается:
- на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
- на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
- на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение пяти лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы уменьшение устанавливаемого для расчета субсидии норматива общей площади жилого помещения допускается на общую площадь жилых помещений, которые на момент такого расчета принадлежат на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи или находятся в пользовании названных лиц по договору социального найма.
Что касается жилых помещений, в отношении которых совершены действия и гражданско-правовые сделки, повлекшие предусмотренные в пункте 4 приведенных Правил последствия, то они учитываются в течение пяти лет со дня совершения.
Как следует из материалов дела, жилое помещение в г. Северске Томской области, общей площадью 43,6 кв.м. не принадлежит к специализированному жилому фонду Минобороны России в связи с чем, предоставлялось семье Дорофеева А.В. не в соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Так же при предоставлении указанного жилого помещения договор социального найма с истцом не заключался, размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи Дорофеева А.В., состоящей на 2002 год из 4 человек, составлял менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании, что установлено Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 12 марта 2024 года, в связи с чем отклоняются доводы апелляционное жалобы, что обязательства Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению жилым помещением Дорофеева А.В. и членов его семьи выполнены в полном объеме.
Судебная коллегия полагает, что требования Дорофеева А.В. о признании незаконным решения филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 26 сентября 2022 года №№ в части определения норматива общей площади жилого помещения в размере 27,47 кв.м. и размера жилищной субсидии в сумме 6 301 755,35 рублей являются доказанными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным возложить обязанность выплатить Дорофееву А.В. сумму жилищной субсидии рассчитанную на недостающую жилую площадь в размере 14,53 кв.м., рассчитанную согласно нормативу стоимости квадратного метра, действующему на дату выплаты.
Разрешая требования истца о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела было установлено, что решение филиала «Центральный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от 26 сентября 2022 года № о предоставлении военно-служащему - гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) было признано незаконным ввиду необоснованного уменьшения норматива общей площади жилого помещения.
С учетом вышеперечисленных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что на настоящий момент основания для снятия Дорофеева А.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания отсутствуют ввиду того, что истец на данный момент не обеспечен жилищной субсидией в той мере, в которой должен по законодательству Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требования истца о признании незаконным решения территориального отделения г. Челябинск территориального отдела «Челябинский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 03 октября 2022 года № 56 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания».
Довод апелляционной жалобы о том, что не подлежат удовлетворению исковые требования о компенсации морального вреда, поскольку истцом не доказано наличие физических и нравственных страданий, причиненных ответчиком, не указано, какие личные нематериальные блага, предусмотренные статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, были нарушены, не доказан факт нарушения таких личных нематериальных благ истца, являются необоснованными, поскольку законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет конкретный размер компенсации, а предоставляет определение компенсации суду. Компенсация морального вреда должна возместить потерпевшему понесенные им физические и нравственные страдания.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указано в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Как указано в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В указанных случаях компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пенсий), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на социальное обеспечение нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.
Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи с неправомерными действиями ответчика по невыплате в полном объеме субсидии на приобретение жилья, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия), применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного пенсионным органом.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, судебная коллегия полагает возможным уменьшить размер компенсации морального вреда в пользу истца до 5 000 рублей, при этом в соответствии с правилами статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной коллегией учтены требования разумности и справедливости, приняты во внимание степень и характер нравственных страданий потребителей.
Руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 18 апреля 2024 года отменить.
Исковые требования Дорофеева Алексея Владимировича к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными решений, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным решение филиала «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от 26 сентября 2022 года № 347 «О предоставлении военнослужащему - гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (гражданину, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений)» в части определения норматива общей площади жилого помещения в размере 27,47 кв.м. и размера жилищной субсидии в сумме 6 301 755,35 рублей.
Возложить обязанность на Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации выплатить Дорофееву Алексею Владимировичу (ИНН №) сумму жилищной субсидии, рассчитанную на недостающую жилую площадь в размере 14,53 кв.м., рассчитанную согласно нормативу стоимости квадратного метра, действующему на дату выплаты.
Признать незаконным решение территориального отделения г. Челябинск территориального отдела «Челябинский» филиала «Центральный» федерального государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс» от 03 октября 2022 года № 56 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания».
Взыскать с Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Дорофеева Алексея Владимировича (ИНН №) компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Дорофеева Алексея Владимировича отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 сентября 2024 года.