Решение по делу № 33а-869/2019 от 30.12.2018

Дело № 33а-869/2019 (33а-15427/2018)

Судья Туношенская И.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 04 февраля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.,

судей Копылова-Прилипко Д.А., Коротаевой О.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Пермскому краю на решение Чусовского городского суда Пермского края от 22 октября 2018 года, которым, с учётом определения от 12 декабря 2018 года об устранении описки, постановлено:

«Заявленные главой администрации Чусовского городского поселения требования удовлетворить.

Признать предписание № 66/1/2 от 25.06.2018 начальника 19 ОНПР УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю Д. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, вынесенное главе администрации Чусовского городского поселения Тацию Владимиру Леонидовичу, незаконным».

Заслушав доклад судьи Копылова-Прилипко Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Глава Администрации Чусовского городского поселения Таций В.Л. (далее по тексту – Заявитель, Глава поселения) обратился суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания от 25.06.2018 г. № 66/1/2 19-го Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее по тексту 19-ОНД).

Требования обоснованы тем, что по результатам проведённой 19-ОНД проверки, указанным предписанием на Главу поселения возложена обязанность в срок до 01.06.2019 г. устранить 94 нарушения требований пожарной безопасности. Данное предписание, по мнению Заявителя, является незаконным, поскольку полномочия по решению вопросов местного значения в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения с 01.01.2017 г. переданы на основании Решения Думы Чусовского городского поселения от 31.08.2016 г. № 284 и Соглашения от 30.12.2016 г. Администрации Чусовского муниципального района Пермского края. Таким образом, Заявитель не является должностным лицом, на которое непосредственно возложена обязанность по осуществлению мер первичной пожарной безопасности.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит 19-й ОНД. Указывает, что Глава поселения является надлежащим должностным, ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Решение Думы Чусовского городского поселения от 31.08.2016 г. № 284 и Соглашение от 30.12.2016 г. данные обстоятельства не опровергают. Собственником пожарных гидрантов является, расположенных на территории Чусовского городского поселения, является Администрация Чусовского городского поселения. В информационных письмах МКУ «Управление гражданской защиты» от 18.07.2017 г., от 08.06.2018 г. предложено Администрации Чусовского городского поселения предусмотреть соответствующее финансирование в бюджете на 2018 г.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителей не направили) о времени и месте рассмотрения дела извещены посредством получения почтовых судебных извещений. Глава Администрации Чусовского городского поселения Таций В.Л. представил письменные возражения на апелляционную жалобу. Администрация Чусовского городского поселения Пермского края просила рассмотреть дело в отсутствии её представителя.

На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника 19-ОНД от 18.05.2018 г. № 66, в отношении МУ «Администрация Чусовского городского поселения» Пермского края проведена внеплановая проверка требований пожарной безопасности на объектах защиты.

По результатам проверки 19-ОНД Главе поселения – Таций В.Л. выдано предписание от 25.06.2018 г. № 66/1/2 об устранении требований пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы пожара.

Указанным предписанием Заявителю предложено в срок до 01.06.2019 г. устранить 94 нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- по ряду улиц поселения в границах с лесничествами создать противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня от природных пожаров (на основании пункта 78, пункта 489 подпункта «а» Правил противопожарного режима в РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г.);

- исправить пожарный водоём по адресу: г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ - у клуба «Ермак», обеспечить доступ к водоёму (на основании пункта 55 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г.);

- по ряду адресов поселения обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара, образовать дорогу к жилым домам (на основании статьи 63 подпункта 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – Закон № 123-ФЗ);

- заполнить пожарный водоём по ул. Лысьвенской, 74 (на основании пункта 55 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г., пункта 6.4 СП 8.13130.2009, утверждённого приказом МЧС России от 25.03.2009 г. № 178);

- ряд территорий поселения обеспечить наружным противопожарным водоснабжением (на основании статей 62, 63 Закона № 123-ФЗ);

- по 88 адресам поселения исправить пожарные гидранты (на основании пункта 55 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г.).

Разрешая заявленные требования по существу, и, признавая незаконным предписание, суд исходил из того, что оно выдано ненадлежащему лицу, ввиду передачи Администрацией Чусовского городского поселения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности Администрации Чусовского муниципального района Пермского края.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом, к которому суд пришёл с учётом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, согласно которой, общие положения закона, определяющие круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, и т.д. (Определение от 23.12.2014 г. № 2906-О).

Как установлено пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – Закон № 69-ФЗ) приведены основные понятия, согласно которым: пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; первичные меры пожарной безопасности – это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Из положений статьи 19 Закона № 69-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно статье 63 Закона № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Постановлением Администрации Чусовского городского поселения от 23.11.2010 N 772 утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории МО "Чусовское городское поселение», в разделах 2 и 3 которого отражены полномочия и функции Администрации Чусовского городского поселения в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии со статьёй 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления.

Таким образом, исходя из приведённых выше положений закона, Глава Чусовского городского поселения Таций В.П. является лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности на территории поселения.

Вместе с тем, Чусовское городское поселение входит в состав Чусовского муниципального района (часть 3 статьи 2 Устава муниципального образования "Чусовской муниципальный район Пермского края" в новой редакции, утверждённого Решением Земского Собрания Чусовского муниципального района от 29.01.2015 N 468).

Статья 15 Закона № 131-ФЗ определяет вопросы местного значения муниципального района, в число которых не входит обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

При этом, законодатель в части 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ предусмотрел, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Из материалов дела следует, что 31.08.2016 г. Думой Чусовского городского поселения Пермского края принято Решение № 284, из которого следует, что: с 01.01.2017 г. сроком на пять лет Администрации Чусовского муниципального района передано осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения (пункты 1, 1.5); бюджету Чусовского муниципального района предоставлены межбюджетные трансферты в размерах, предусмотренных решением о бюджете на 2017 г., плановый период 2018-2019 г., далее в размерах, предусмотренных решением о бюджете на соответствующий период (пункт 2).

30.12.2016 г. между Администрацией Чусовского муниципального района Пермского края и Администрацией Чусовского городского поселения Пермского края заключено Соглашение № 256, которое: закрепило приём Администрацией района от Администрации поселения осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе полномочия об обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населения пунктов поселения (пункт 1.2.4); определило уполномоченным органом по исполнению этого полномочия Администрацию Чусовского муниципального района (пункт 1.3). Согласно пункту 3.2.1 Администрация района в лице уполномоченных органов осуществляет переданные Администрацией поселения полномочия за счёт и в пределах выделенных на эти цели иных межбюджетных трансфертов.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что выданное 19-ОНД Главе Администрации Чусовского городского поселения Таций В.Л. предписание от 25.06.2018 г. № 66/1/2 является незаконным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и отмену судебного акта не влекут. Основания, по которым суд пришёл к указанному выводу, подробно изложены в решении суда. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Чусовского городского суда Пермского края от 22 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Пермскому краю – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-869/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Чусовского городского поселения
Ответчики
Главное Управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезывачайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ПЕрмскому краю
19 отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Копылов-Прилипко Денис Андреевич
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
04.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее