Решение по делу № 33-2982/2024 от 19.08.2024

Дело №2-248/2024                                                           Дело №33-2982/2024

УИД 14RS0026-01-2024-000390-45

Судья Федорова А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск                                       23 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи        Матвеевой М.К.,

судей                                                     Кузьминой М.А., Смирниковой В.Г.

при секретаре                                       Семеновой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомина С.П., Фоминой Н.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б., А., Н., С., Ф. к администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия), государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности Алексеевой А.И. на решение Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2024 года.

Заслушав доклад судьи Матвеевой М.К., судебная коллегия

установила:

Фомин С.П. и Фомина Н.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних Б., А., Н., С., Ф., обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия), государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указано, что 05 мая 2023 года семья истца Фоминой Н.В. распоряжением администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» № ... принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истцу Фомину С.П. на основании распоряжения администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» от 07 ноября 2023 года № ... «О предоставлении жилья по договору социального найма» предоставлено в безвозмездное временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: ...........

07 ноября 2023 года между администрацией муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» и Фоминым С.П. заключен договор социального найма. На основании заключения межведомственной комиссии от 11 апреля 2014 года № ..., распоряжением администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» от 11 апреля 2014 года № ... вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». 07 февраля 2024 года истцами получено уведомление администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» об отказе в предоставлении жилого помещения взамен аварийного жилого помещения в связи с тем, что договор социального найма был заключен после признания дома аварийным.

Указывая, что данные обстоятельства и действия администрации нарушают жилищные права истцов, просят признать за Фоминым С.П., Фоминой Н.В. и их несовершеннолетними детьми Б., А., Н., С., Ф. право на предоставление другого жилого помещения в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» взамен аварийного жилого помещения.

Решением Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2024 года исковые требования удовлетворены, на администрацию муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия), государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» возложена обязанность предоставить Фомину С.П. и Фоминой Н.В. жилое помещение по договору социального найма в рамках реализации республиканской адресной программы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года №50 «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», площадью не менее 41,8 кв.м.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» по доверенности Алексеева А.И. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указано, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, поскольку многоквартирный дом признан аварийным в 2014 году, а жилое помещение, расположенное в данном аварийном многоквартирном доме, предоставлено истцам 07 ноября 2023 года, договор социального найма заключен также 07 ноября 2023 года, то есть после признания жилого дома аварийным и включения в республиканскую адресную программу. Заключение договора социального найма после признания дома аварийным и подлежащим сносу не допускается в силу прямого запрета закона.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

Истцы Фомин С.П., Фомина Н.В. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, выразили свое согласие на рассмотрение апелляционной жалобы без их участия.

Представители ответчиков администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия), государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства» надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщено, ходатайств не заявлено.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно в установленном статьями 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке размещена на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции не были допущены при рассмотрении дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно справке администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Фомин С.П. имеет состав семьи: супруга Фомина Н.В., пасынки Б., А., Н., дочери С. и Ф.

Распоряжением администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 05 мая 2023 года № ... «О постановке на учет» принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Фоминой Н.В.

Согласно справке государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Управление (комплексный центр) социальной защиты населения и труда Республики Саха (Якутия) при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)» от 30 сентября 2023 года, выданной Фоминой Н.В., следует, что ее семья признана малоимущей со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в среднем на душу населения по зонам Республики Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», о чем внесена запись в реестр № ....

07 ноября 2023 года распоряжением администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) № ... «О предоставлении жилья по договору соцнайма» Фомину С.П. с 07 ноября 2023 года в безвозмездное временное пользование двухкомнатная комнатная квартира, находящаяся по адресу: ...........

07 ноября 2023 года заключен договор социального найма между администрацией муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) и Фоминым С.П., по условиям которого Фомину С.П. передана в безвозмездное временное пользование двухкомнатная квартира, по адресу: ...........

Согласно выписке из реестра муниципального имущества администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2024 года № ..., данная квартира общей площадью 41,8 кв.м числится в реестре муниципального имущества администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханкий наслег».

Согласно копии выписки из технического паспорта общая площадь данной квартиры составляет 41,8 кв.м.

На основании акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2014 года № ... двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: .........., в связи с физическим износом в процессе эксплуатации признан аварийным и подлежащим сносу. Все несущие и ограждающие конструкции дома деформированы, имеются неравномерные усадки фундамента, отклонения уровня полов от горизонтали, несущих стен и перегородок от вертикали. Общий физический износ составляет 75% и техническое состояние жилого дома по совокупности обнаруженных дефектов конструкций относится к категории «аварийное состояние».

Также распоряжением администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2014 года «О признании двухквартирного дома аварийным» двухквартирный дом, находящийся по адресу: .........., признан аварийным.

Согласно справке администрации муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2024 года № ... вышеуказанный многоквартирный дом в соответствии с соглашением от 10 февраля 2020 года № ..., подписанным между министерством строительства Республики Саха (Якутия), государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» и муниципальным образованием «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия), включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 2019-2025 годы».

07 февраля 2024 года Фомину С.П. администрацией муниципального образования «Тюбяй-Жарханский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) направлено уведомление об отказе в предоставлении жилого помещения взамен аварийного жилого помещения в связи с тем, что договор социального найма жилого помещения заключен после признания многоквартирного дома аварийным.

Органом опеки и попечительства муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) 24 июня 2024 года дано заключение об обоснованности и соответствия интересам несовершеннолетних о признании за истцом права на предоставление другого жилого помещения в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 2019-2025 годы».

Согласно отзыву на исковое заявление представителя ответчика государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: .........., признан аварийным в 2014 году и включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 2019-2025 годы». Истец проживает в данном многоквартирном доме на основании распоряжения администрации от 07 ноября 2023 года и договора социального найма от 07 ноября 2023 года. В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не допускается заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания», по мнению фонда недопустимо использование средств финансовой поддержки на переселение граждан, с которыми договор социального найма жилого помещения заключен в нарушение законодательства после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, дав оценку обстоятельствам дела в совокупности с представленными доказательствами, учитывая, что истцы проживают в признанном аварийном и подлежащем сносу жилом помещении, данный дом включен в республиканскую адресную программу, техническое состояние указанного дома создает угрозу жизни и здоровью истцов, истцы признаны малоимущими, нуждающимся в улучшении жилищных условий, иное жилое помещения для постоянного проживания у истцов отсутствует, пришел к выводу о наличии оснований для предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма, площадью не менее 41,8 кв.м, исходя из общей площади помещения, занимаемого семьей истцов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, на основании представленных сторонами доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом оценки суда первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции нет оснований.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу положений статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения на основании договора социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Согласно положениям статей 57, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке закреплена в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 части 2 которой в редакции на дату возникновения спорных отношений устанавливал, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 апреля 2023 года №20-П признал части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они – в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями – не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения.

При этом в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Возможность же обеспечения лица во внеочередном порядке поставлена в зависимость от наличия угрозы для жизни и здоровья проживающих в аварийном жилом помещении.

При установленных обстоятельствах с учетом аварийности многоквартирного дома, в котором проживают по договору социального найма истцы, нахождение в которой опасно для жизни и здоровья, следует установить является ли данное жилое помещение единственным для проживания у истцов, являются ли они объективно нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

Из представленных филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Саха (Якутия) сведений от 30 августа 2024 года следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Фомина С.П., Фоминой Н.В., Б., А., Н., С. и Ф. на объекты недвижимости.

Кроме того, справкой государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Управление (комплексный центр) социальной защиты населения и труда Республики Саха (Якутия) при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)» от 30 сентября 2023 года подтверждается, что Фомина Н.В. и ее семья признана малоимущей.

Факт наличия опасности для жизни и здоровья граждан жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, установлен актом обследования от 11 апреля 2014 года № ..., из которого следует поражение окладных венцов гнилью, коробление, отставание досок, поражение гнилью нижних венцов, нарушение жесткости сруба, техническое состояние цокольного перекрытия и полов оценивается как «ограниченно работоспособное», выпучивание перегородок в вертикальной плоскости, щели между досками наката, прогибы балок, многочисленные трещины и поломки шифера привели к полной потере гидроизолирующих свойств кровли, шифер полностью потерял прочность, ослабление креплений, усадочные трещины в некоторых приборах, отливы и откосы отсутствуют, местами сопряжения дверных проемов нарушены, стирание досок в ходовых местах, трубы системы отопления и регистры изъедены ржавчиной, отопительные приборы не по ГОСТу для жилых зданий. Все несущие стены и ограждающие конструкции дома деформированы, имеются неравномерные усадки фундамента, отклонения уровня полов от горизонтали, несущих стен и перегородок по вертикали. Общий физический износ составляет 75% и техническое состояние жилого дома по совокупности обнаруженных дефектов конструкций относится к категории «аварийное состояние».

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для предоставления истцам жилого помещения, поскольку договор социального найма заключен после признания жилья аварийным, не влекут отмену обжалуемого решения, поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма непригодным для проживания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан жилого дома, а также постановки семьи истца на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма и признания в установленном законом порядке семьи истцов малоимущей.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Иных правовых оснований, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Определение изготовлено 25 сентября 2024 года.

33-2982/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Фомина Ньургуйаана Владиславовна
Информация скрыта
Фомин Сергей Петрович
Ответчики
ГКУ РС(Я) Дирекция жилищного строительства РС(Я)
администрация МО Тюбяй-Жарханскийнаслег МР Сунтарский улус(район)
Другие
Пахомов Иннокентий Афанасьевич
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
19.08.2024Передача дела судье
23.09.2024Судебное заседание
08.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2024Передано в экспедицию
23.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее