Заочное РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2020 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,
при секретаре Шенбергер Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело №2-1237/20 по исковому заявлению Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к Калининой Наталье Дмитриевне о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени,
установил:
Истец Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Калининой Наталье Дмитриевне о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени.
Требования мотивированы тем, что Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домой является региональным оператором в г.Ханты-Мансийске. Ответчик является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Ямская, д.10, кв.41, кадастровый номер 86:12:0301001:812. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2013 года №569 утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 09 июля 2014 года №596 утверждён перечень многоквартирных домов города Ханты-Мансийска, формирование фонда капитального ремонта которых осуществляется на счёте регионального оператора - некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов». Указанный многоквартирный дом включён в окружную программу. Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домой ежемесячно ответчику осуществлял начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и осуществлял направление платёжных поручений. Ответчик обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт исполнил ненадлежащим образом. Размер задолженности по взносам на капитальный ремонт составляет 60 541 рубль 06 копеек за период с 01.09.2014 года по 31.12.2019 год, размер пени составляет за период с 10.10.2014 года по 20.01.2020 год 13 081 рубль 11 копеек. В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика задолженность по взносам на капитальный ремонт с 01 сентября 2014 года по 31 декабря 2019 года 60 541 рубль 06 копеек; пени за период с 10 октября 2014 года по 20 января 2020 года в размере 13 081 рубль 11 копеек; пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки, начисленные на сумму долга в размере 60 541 рубль 06 за период с момента вступления в законную силу решения суда по день фактической оплаты задолженности; сумму уплаченной государственной пошлины в размере 2 409 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, при обращении с настоящим исковым заявлением в суд ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Ответчик Калинина Н.Д. в судебное заседание не явилась. По информации, предоставленной МОМВД России «Ханты-Мансийский» от 24.03.2020 года, по адресно-Справочной картотеке отдела Калинина Н.Д. зарегистрирована по месту жительства по адресу : г.Ханты-Мансийск, ул. Ямская, д. 10 кв.41 с 12.02.2010 года по настоящее время. Телеграмма, направленная в адрес ответчика не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.
В порядке статьи 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уведомлен о месте и времени судебного заседания.
Как разъяснено судам в пунктах 63-68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» «по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по вышеуказанным адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации)». Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В том числе сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное. С учетом вышеизложенных разъяснений, судом были выполнены все действия по направлению ответчику извещений по указанным им при заключении договора адресам, то есть ответчик извещен надлежащим образом, а также принимая во внимание наличие информации о дате рассмотрения данного гражданского дела в Ханты- Мансийском районном суде на сайте данного суда. В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии сторон.
В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Суд, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 декабря 2013 года №632-рп «О создании некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» создана некоммерческая организация «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» путем учреждения, с местом нахождения в городе Ханты-Мансийске.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 июля 2013 года №54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Указанный закон устанавливает порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядок подготовки и утверждения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и требований к ней.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2013 года №568-п «О программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 09 июля 2014 года №596 «О перечне многоквартирных домов города Ханты-Мансийска, формирование Фонда капитального ремонта которых осуществляется на счете регионального оператора - Некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» утвержден перечень многоквартирных домов города Ханты-Мансийска, формирование фонда капитального ремонта которых осуществляется на счете регионального оператора - некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», согласно приложению к настоящему постановлению (ст.1).
Согласно указанному Приложению многоквартирный жилой дом №10 по улице Ямская в г.Ханты-Мансийске включен в окружную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Ответчик Калинина Наталья Дмитриевна является собственником объекта недвижимости (квартира), расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Ямская, д.10, кв.41 право зарегистрировано на объект недвижимости с площадью 91,40 кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе права на объект недвижимости.
Согласно п.1 ст.169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (ч.3 ст.169 Жилищного кодекса РФ).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ст.154 Жилищного кодекса РФ).
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Статьей 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по оплате за коммунальные услуги в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях, что предусмотрено ст.153 ЖК РФ.
В силу ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно выписки по лицевому счету №1462713, открытого на имя Калининой Натальи Дмитриевны, по адресу г.Ханты-Мансийск, ул.Ямская, д.10, кв.41, помещение, площадь 91,40 кв.м., тариф 12,35 рублей, начисления за капитальный ремонт производились с сентября 2014 года по декабрь 2019 года.
Как следует из представленных документов, Калининой Н.Д. принадлежит нежилое помещение площадью 91,40 кв.м., тариф составляет 12 рублей 35 копеек, в связи с чем, ежемесячная оплата по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляет 1 128 рублей 79 копеек.
Задолженность ответчика с 01 сентября 2014 года по 31 декабря 2019 года составляет 60 541 рубль 06 копеек.
В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с Калининой Н.Д. в пользу истца задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 60 541 рубль 06 копеек.
В судебном заседании установлен факт несвоевременного внесения ответчиком оплаты по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, с ч.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается в один календарный месяц, срок внесения платежей до 10 числа, следующего за истекшим месяцем. Плата за услуги вносится равномерно в течение года. В силу п.3 ст.67, ст.153 Жилищного кодекса РФ, ст.ст.677, 678 Гражданского кодекса РФ, граждане обязаны своевременно производить оплату жилья и коммунальных услуг.
Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт (ч.14.1 ст.155 ЖК РФ).
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В связи с тем, что в судебном заседании установлено, что у ответчика имеется задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, с ответчика подлежит взысканию пени за невнесение в срок взносов на капительный ремонт многоквартирного дома за период с 10 октября 2014 года по 20 января 2020 года в размере 13 081 рубль 11 копеек.
Кроме того, истец просит взыскать с ответчика в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты за каждый день просрочки, начисленные на сумму долга, за период с момента вступления в законную силу решения суда по день фактической оплаты задолженности.
Статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что до 01.01.2021 года Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.04.2020 года № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которое вступило в силу со дня его официального опубликования – 6 апреля 2020 года.
Согласно пункту 5 указанного Постановления № 424 приостановлено до 01.01.2021 года взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, требование истца о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства, удовлетворению не подлежит. Между тем, истец не лишен права на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки в дальнейшем.
Данные рекомендации даны судам в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 года в ответе на вопрос 7, в соответствии с которым, «если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 01.01.2021 года (или в случае внесения изменений – иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 06.04.2020 года. В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании статьи 10 Закона № 98-ФЗ, пунктов 3-5 постановления № 424. Как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика расходы истца, понесённые по уплате государственной пошлины, при подаче иска в суд, исходя из размера удовлетворённого требования в размере 2 409 рублей.
Ответчик в судебное заседание не явилась, возражений относительно существа исковых требований не представила.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к Калининой Наталье Дмитриевне о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени, удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов с Калининой Натальи Дмитриевны задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 60 541 рубль 06 копеек, пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период 10 октября 2014 года по 20 января 2020 года в размере 13 081 рубль 11 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 409 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований –отказать.
Разъяснить ответчику Калининой Наталье Дмитриевне, что она вправе подать в Ханты-Мансийский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня его получения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись судьи Г.А.Клименко