Дело <№ скрыт>
УИД: 05RS0<№ скрыт>-09
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 14 декабря 2023 года
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи – Рашидова М.А.,
при секретаре – ФИО1,
с участием истца – прокурора <адрес скрыт> Республики Дагестан ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ахты гражданское дело по иску прокурора <адрес скрыт> Республики Дагестан ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Бальнеологический центр «Ахты»» об обязании устранить нарушения требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
<адрес скрыт> Республики Дагестан обратился в суд с данным исковым заявлением, указывая, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объекте с массовым пребыванием людей ООО «Бальнеологический центр «Ахты». Основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность, и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма. В целях противодействия терроризму и экстремизму должны приниматься эффективные меры, направленные на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизации и ликвидации последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма, к числу которых относятся меры по созданию и поддержанию необходимого уровня защищенности объектов. Зарегистрированным видом деятельности ООО «Бальнеологический центр «Ахты» является санаторно-курортная деятельность (АКВЕД 86.90.4), что свидетельствует о необходимости соблюдения на указанном объекте требований к антитеррористической защищенности. Проведенной прокуратурой района проверкой с привлечением специалистов Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РД установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ООО «Бальнеологический центр «Ахты» не оборудован системой экстренного оповещения об угрозе возникновения ЧС, системой пожарной безопасности, средствами тревожной сигнализации, информационными стендами, содержащими схему эвакуации при возникновении ЧС, телефоны ответственных лиц, аварийно - спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения. В нарушение п. 20 требований постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> архивирование и хранение данных системы видеонаблюдения составляет 7 суток. В нарушение п. 37 раздела VI постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов" здания ООО «Бальнеологический Центр «Ахты» не категорированы и не паспортизированы. Неисполнением либо ненадлежащим исполнением законодательства об антитеррористической защите мест массового пребывания людей ущемляются права не неопределённого круга лиц на безопасность их жизни и деятельности. Причинами и условиями, способствующими указанным нарушениям законодательства, является ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицами, ответственными за организацию антитеррористической защищенности объекта и отсутствие должного контроля со стороны руководства. Просит обязать ООО «Бальнеологический центр «Ахты» устранить выявленные нарушения.
<адрес скрыт> ФИО2 в судебном заседании иск поддержал и просил суд удовлетворить его.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации предъявляет к участникам гражданского судопроизводства требование добросовестности.
В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В силу ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
В соответствии с. ч. 1 ст. 133 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Как следует из материалов дела, по месту нахождения ответчика направлено заказное письмо с письменным извещением о дате и времени проведения судебного заседания, которое возвращено суду в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).
Учитывая изложенное, суд считает ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При указанных обстоятельствах, с согласия истца, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела в порядке заочного производства с вынесением по делу заочного решения.
Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, суд считает исковое заявление основанным на законе и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона <№ скрыт> от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее—35-ФЗ) антитеррористическая защищенность объекта (территории) это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно ст. 1 35-ФЗ правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В целях противодействия терроризму и экстремизму должны приниматься эффективные меры, направленные на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизации и ликвидации последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма, к числу которых относятся меры по созданию и поддержанию необходимого уровня защищенности объектов.
Так, п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее Постановление) установлено, что для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медикобиологическое агентство и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).
Зарегистрированным видом деятельности ООО «Бальнеологический центр «Ахты» является санаторно-курортная деятельность (ОКВЕД 86.90.4), что свидетельствует о необходимости соблюдения на указанном объекте требований к антитеррористической защищенности, перечисленных в приведенном выше Постановлении.
Пунктом 15 Постановления установлено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);
б) на выявление потенциальных нарушителей, установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения;
в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Согласно пункту 16 Постановления, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);
б) оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;
в) обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);
г) организация обеспечения информационной безопасности, разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);
д) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), которое достигается посредством:
установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;
ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;
обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;
е) своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ);
ж) поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);
з) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму;
и) своевременное выявление и немедленное доведение информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории);
к) разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;
л) обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;
м) проведение учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) из зданий (сооружений);
н) своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации;
о) разработка порядка действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений.
Согласно п. 24 постановления контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами в виде проверок.
Согласно п. 31 на каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).
Из приведенного следует, что требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8, установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - объекты (территории)), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих Требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий) (п. 1 Требований).
Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются в том числе иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (п. 2 Требований).
На каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории) (п. 31 Требований).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 4 Требований).
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов. К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся такие организационно - технические мероприятия, как разработка и реализация мероприятий по минимизации степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта на территории объекта.
Как следует из материалов дела при проведении прокуратурой в рамках исполнения законодательства об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей проведена проверка, проведенной проверкой прокуратурой района с привлечением специалистов Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РД установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ООО «Бальнеологический центр «Ахты» не оборудован системой экстренного оповещения об угрозе возникновения ЧС, системой пожарной безопасности, средствами тревожной сигнализации, информационными стендами, содержащими схему эвакуации при возникновении ЧС, телефоны ответственных лиц, аварийно - спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения.
Кроме того, здания ООО «Бальнеологический Центр «Ахты» не категорированы и не паспортизированы. Неисполнением либо ненадлежащим исполнением законодательства об антитеррористической защите мест массового пребывания людей ущемляются права не определенного круга лиц на безопасность их жизни и деятельности. Причинами и условиями, способствующими указанным нарушениям законодательства, является ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицами, ответственными за организацию антитеррористической защищенности объекта и отсутствие должного контроля со стороны руководства.
Таким образом, факт выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
При изложенных обстоятельствах, иск прокурора <адрес скрыт> РД является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и госпошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а госпошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
В порядке ст. 103 ГПК РФ, ввиду того, что исковые требования подлежат удовлетворению, а истец в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина взыскивается с ответчика – ООО «Бальнеологический центр «Ахты» в федеральный бюджет что, по правилам п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, составляет 6000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес скрыт> Республики Дагестан ФИО2 удовлетворить.
Обязать ООО «Бальнеологический центр «Ахты» устранить выявленные нарушения:
- оборудовать систему экстренного оповещения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- оборудовать системой пожарной безопасности;
- оборудовать средствами тревожной сигнализации, информационными стендами, содержащими схему эвакуации при возникновении ЧС, телефоны ответственных лиц, аварийно - спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения;
- устранить нарушение п. 20 требований Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> в части архивирования и хранения данных системы видеонаблюдения;
- обеспечить разработку и введение в действие паспорта антитеррористической защищенности здания «Бальнеологический центр «Ахты».
Взыскать с ООО «Бальнеологический центр «Ахты» в пользу бюджета госпошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Рашидов
Резолютивная часть решения суда вынесена на компьютере в совещательной комнате ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда в окончательной форме составлено на компьютере ДД.ММ.ГГГГ.