Дело № 2а-252/2020
УИД: 52RS0040-01-2020-000472-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Навашино 13 августа 2020 года
Нижегородской области
Навашинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Опарышевой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Леонтьевым К.В.,
с участием и.о. прокурора Навашинского района Нижегородской области Груздевой И.М.,
административного истца Дружкиной Ю.И., представителя административного истца – Гавриловой Е.В., а также представителей административного ответчика Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский – Окружной избирательной комиссии избирательного округа № 6 – Колпаковой Е.В. и Колобаевой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дружкиной Ю.И. к Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский – Окружной избирательной комиссии избирательного округа № 6, о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, обязании зарегистрировать кандидата в депутаты,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально административный истец Дружкина Ю.И. в лице своего представителя – адвоката Гавриловой Е.В. обратилась в Навашинский районный суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии избирательного округа № 6 Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский, о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, обязании зарегистрировать кандидата в депутаты.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что решением Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 6 Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области, № 5 от 01 августа 2020 года Дружкиной Ю.И. выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 6 на основании пункта 5 части 8 статьи 34 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», а именно в связи с отсутствием на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата каких-либо сведений, предусмотренных федеральным законом, частями 2 и 4 статьи 27 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области». Данное решение административный истец считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Дружкина Ю.И. указала род занятий «временно неработающая», представив копию трудовой книжки с записью об увольнении с последнего места работы.
По запросу избирательной комиссии от ГКУ ВО «ЦЗН города Муром» получена выписка из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного от 31.07. 2020 г. № 2130012/2011, согласно которому с 10 июля 2020 г. Дружкина Ю.И. зарегистрирована в качестве безработной. По состоянию на 31.07.2020 г. указанные сведения о статусе «безработный» в документах, представленных Дружкиной Ю.И. в окружную избирательную комиссию избирательного округа № 6, отсутствуют.
Таким образом, основанием для отказа Дружкиной Ю.И. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 6 явилось отсутствие в документах, представленных Дружкиной Ю.И. в окружную избирательную комиссию избирательного округа № 6, сведений о статусе «безработный».
Часть 2 статьи 27 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» предусматривает, что в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу должна быть указана занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий).
«Род занятий» (в узком смысле) – это любая деятельность человека, осуществляемая с целью удовлетворения своих материальных потребностей. В более широком смысле – это любая деятельность, которую человек выполняет, все, чем он занимается.
Согласно ч.1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Статус безработного – это положение гражданина, при котором он лишился официального источника дохода в связи с потерей работы. Из анализа понятий «род деятельности» и «безработный» следует вывод о том, что статус «безработный» не относится к роду занятий лица, а свидетельствует об официальном признании гражданина безработным и присвоении ему данного статуса, тогда как понятие «род занятий» – это обширное понятие, предусматривающее любую деятельность человека. В связи с этим указание Дружкиной Ю.И. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский в качестве рода занятий «временно неработающая» не противоречит понятию «род деятельности».
Согласно ч.3.1 статьи 27 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» к заявлению, предусмотренному частью 2 настоящей статьи, прилагаются: заверенная кандидатом копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина; заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, – копии соответствующих документов,
23 июля 2020 года предусмотренные ч. 3.1. статьи 27 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» документы, а именно копия паспорта, копия свидетельства о заключении брака и копия трудовой книжки были представлены Дружкиной Ю.И. в окружную избирательную комиссию, что подтверждается справкой о приеме документов от 23.07.2020 г.
Часть 2 и часть 3.1 статьи 27 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» не предусматривают необходимость предоставления с заявлением о согласии баллотироваться сведений о статусе «безработный», следовательно, доводы обжалуемого решения, которые явились основанием для отказа Дружкиной Ю.И. в регистрации кандидатом о том, что «сведения о статусе «безработный» в документах, представленных в окружную избирательную комиссию избирательного округа № 6, отсутствуют», противоречат части 2 и части 3.1 статьи 27 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».
Кроме того, согласно части 3 статьи 33 Закона Нижегородской области №108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии со статьями 27 и 28 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 3 статьи 27 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить его не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Исходя из вышеприведенной нормы части 3 статьи 33 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», окружная избирательная комиссия, посчитав, что Дружкина Ю.И. представила неполные сведения о своем роде занятий, в частности, не представила сведений о статусе «безработный», обязана была не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата (то есть не позднее 29 июля 2020 года) известить об этом Дружкину Ю.И., которая была вправе внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о ней.
Однако в указанный срок окружная избирательная комиссия в соответствующем порядке не известила Дружкину Ю.И. о выявлении неправильности сведений о её роде занятий, о необходимости представления сведений о статусе «безработный», чем лишила Дружкину Ю.И. предусмотренного Законом права на внесение уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о ней.
Кроме того, 23 июля 2020 года и 30 июля 2020 года окружной избирательной комиссией от Дружкиной Ю.И. дополнительно были приняты копия свидетельства о заключении брака, копия трудовой книжки, и по указанию окружной избирательной комиссии были внесены сведения об изменении в адресе места жительства – при этом требований о внесении изменений в сведения о её роде занятий, о необходимости предоставления сведений о статусе «безработный» Дружкиной Ю.И. окружной избирательной комиссией не предъявлялись.
23 июля 2020 года окружной избирательной комиссией от Дружкиной Ю.И. были приняты необходимые документы для регистрации кандидатом в депутаты, и в течение 10 дней окружная избирательная комиссия в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» обязана была проверить все сведения, представленные Дружкиной Ю.И., и сообщить ей о выявленных недостатках, но вопреки требованиям указанной нормы запрос в центр занятости г. Мурома о статусе Дружкиной Ю.И. был направлен окружной избирательной комиссией лишь 31 июля 2020 года, то есть за день до заседания окружной избирательной комиссии, которое состоялось 01 августа 2020 года.
Дружкина Ю.И. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский второго созыва по одномандатному избирательному округу № 6 в соответствии с требованиями п.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указала род её занятий «временно неработающая» и представила все необходимые документы, которые окружная избирательная комиссия посчитала достаточными – учитывая отсутствие уведомления Дружкиной Ю.И. о выявлении неполноты сведений в срок, предусмотренный частью 3 статьи 33 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».
Следовательно, при вынесении решения об отказе Дружкиной Ю.И. в регистрации кандидатом в депутаты Совета округа Навашинский второго созыва по одномандатному избирательному округу № 6 окружной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу № 6 были нарушены требования подпункта в.2 п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 5 части 8 статьи 34 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».
На основании изложенного, административный истец просила суд:
1) признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 6 Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области, № 5 от 01 августа 2020 года, которым Дружкиной Ю.И. выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 6;
2) возложить на Окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу № 6 Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющую полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области, обязанность зарегистрировать Дружкину Ю.И., 21 мая 1979 года рождения, паспорт 22 13 071105, выданный отделением в Навашинском районе Межрайонного отдела УФМС России по Нижегородской области в городском округе г. Выкса 27.06.2013 г., зарегистрированную по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Воровского, д.67, кв. 7, кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 6.
В последующем от административного истца в суд поступило заявление об уточнении наименования ответчика, согласно которому Дружкина Ю.И. предъявляет вышеперечисленные требования к Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области – Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 6.
Соответствующее уточнение наименования ответчика по делу было принято судом.
В ходе судебного разбирательства от административного ответчика в суд поступил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому Территориальная избирательная комиссия городского округа Навашинский, исполняющая полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский, не признает исковые требования Дружкиной Ю.И. по следующим основаниям.
Решением Совета депутатов городского округа Навашинский от 23.06.2020 года №513 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва. Указанное решение опубликовано в газете «Приокская правда» от 27.06.2020 года №48(11111).
В соответствии со статьей 12 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов муниципальных образований осуществляют избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 14 мая 2015 г. № 091/1342-5 полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области возложены на территориальную избирательную комиссию городского округа Навашинский.
Решением территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области, от 01.07.2020 года №9 на избирательную комиссию возложены полномочия окружных избирательных комиссии по одномандатным избирательным округам городского округа Навашинский.
Представление документов о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам определено статьей 27 Закона, согласно которой (часть 1) о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе окружная избирательная комиссия уведомляется лицом, выдвинутым в качестве кандидата, не ранее чем за 65 дней до дня голосования (т.е. для выборов, назначенных на 13.09.2020 года, не ранее 09 июля 2020 года). Часть 2 указанной статьи определяет, что соответствующая окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законом, Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий).
При этом в статье 3 Закона установлено, что для целей настоящего Закона применяемые термины и понятия означают: «36) род занятий – документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий». Аналогичное определение дано в статье 2 Федерального закона. Таким образом, законодатель разделяет статусы неработающего кандидата – «безработный» и «временно неработающий».
Согласно части 1 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 (в ред. от 24.04.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Следовательно, документальным подтверждением рода занятий «безработный» является документальное подтверждение, выданное органами службы занятости по месту жительства гражданина. В то время как документальным подтверждением рода занятий «временно неработающий» служит копия трудовой книжки с записью об увольнении с последнего места работы.
Согласно части 3.прим. статьи 27 Закона к заявлению, предусмотренному частью 2, прилагаются: 1) заверенная кандидатом копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина; 2) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; 3) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, – копии соответствующих документов.
13 июля 2020 года Дружкина Ю.И. уведомила избирательную комиссию о самовыдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области по одномандатному избирательному округу №6, представив заполненное заявление о согласии баллотироваться, копии паспорта и документа об образовании. В заявлении Дружкина Ю.И. указала род занятий «временно не работаю».
При приеме документов Дружкиной Ю.И. было выдано подтверждение, в котором указано на отсутствие среди представленных документов копии документа о смене фамилии (свидетельство о заключении брака) и копии трудовой книжки для подтверждения рода занятий «временно неработающая».
Согласно статье 32 Закона (часть 1) регистрация кандидата, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в статье 27 Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Часть 2 устанавливает, что для регистрации кандидата на основании собранных в поддержку его выдвижения подписей избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов (т.е. для выборов, назначенных на 13 сентября 2020 года, – не позднее 29 июля 2020 года) в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде; 3) сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате; 4) уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо уведомление об отказе от создания избирательного фонда в соответствии с частью 1 статьи 53 Закона.
23 июля 2020 года Дружкина Ю.И. представила в избирательную комиссию 3 подписных листа с подписями избирателей в поддержку ее самовыдвижения кандидатом в депутаты, в которые было внесено 14 подписей, протокол об итогах сбора подписей, уведомление об открытии специального избирательного счета своего избирательного фонда, а также копии трудовой книжки и свидетельства о заключении брака. Прием документов оформлен соответствующей справкой. Сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате представлены не были. Тем самым Дружкина Ю.И. не выполнила свои обязанности кандидата о предоставлении достоверных сведений о роде занятий, т.к. на этот момент она уже имела статус «безработная».
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона избирательной комиссией была проведена проверка порядка выдвижения кандидата: наличие предусмотренного законом пакета документов, соответствия сведений, указанных в заявлении, сведениям в предоставленных подтверждающих копиях документов, а также проведена проверка достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (итоговый протокол проверки подписей от 30.07.2020 года).
Доводы истца о том, что избирательная комиссия обязана была известить Дружкину Ю.И. об отсутствии документов из органа службы занятости являются несостоятельными, т.к. избирательная комиссия не знала и не могла знать о смене статуса (рода занятий) кандидата Дружкиной Ю.И. и, проверив предоставленные документы, указала Дружкиной Ю.И. только на несоответствие адреса места жительства, указанного в заявлении о согласии баллотироваться, сведениям о регистрации в копии паспорта. Адрес места жительства был уточнен Дружкиной Ю.И. путем предоставления дополнительных сведений 30.07.2020 года.
По запросу избирательной комиссии от 30.07.2020 года №25 от ГКУ ВО «ЦЗН города Муром» получена Выписка из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного от 31.07.2020 года №2130012/2011, согласно которой Дружкина Ю.И. зарегистрирована в качестве безработной с 10 июля 2020 г., приказ № 199Д46/2011 от 17 июля 2020 г.
По состоянию на 31.07.2020 года, т.е. на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, документально подтвержденные сведения о статусе «безработный» в документах, представленных Дружкиной Ю.И. в окружную избирательную комиссию избирательного округа №6, отсутствовали.
Согласно пункту 5 части 8 статьи 34 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных федеральным законом, частями 2 и 4 статьи 27 настоящего Закона.
На основании пункта 5 части 8 статьи 34 Закона окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу №6 отказала в регистрации кандидату в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №6 Дружкиной Ю.И..
Исходя из вышеизложенного, административный ответчик просил суд отказать в удовлетворении исковых требований Дружкиной Ю.И. в полном объеме.
В судебном заседании административный истец Дружкина Ю.И. и её представитель Гаврилова Е.В. заявленные требования поддержали в полном объеме и дали пояснения, аналогичные указанным в административном исковом заявлении. При этом стороной истца было представлено дополнительное письменное обоснование заявленных требований, которое было приобщено к материалам дела.
Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский – Окружной избирательной комиссии избирательного округа № 6 (далее по тексту – Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский) Колпакова Е.В. и Колобаева Л.М. в судебном заседании требования Дружкиной Ю.И. не признали и дали пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве на административное исковое заявление, приобщенном к материалам дела. Дополнительно представитель административного ответчика Колпакова Е.В. пояснила суду, что последним днем срока, в течение которого Дружкина Ю.И. имела право представить в избирательную комиссию дополнительные документы, а также сведения об изменении ранее сообщенных сведений о кандидате, являлось 30 июля 2020 года. Справка о том, что Дружкина Ю.И. состоит на учете в качестве безработной, была получена избирательной комиссией лишь 31 июля 2020 года, то есть за пределами данного срока. В связи с этим даже в случае уведомления административного истца об обнаруженных расхождениях в сведениях о кандидате право на представление соответствующих документов, подтверждающих статус безработного лица, у Дружкиной Ю.И. по состоянию на 31 июля 2020 года уже отсутствовало. Также указала, что проверка достоверности сообщенных кандидатом биографических сведений является правом избирательной комиссии, в связи с чем обязанность по извещению административного истца о выявленных фактах несоответствия действительности сведений, сообщенных кандидатом, у избирательной комиссии отсутствовала. Что касается обязанности, предусмотренной частью 3 статьи 33 Закона Нижегородской области №108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», то таковая была выполнена избирательной комиссией надлежащим образом и в установленные сроки, поскольку ранее при проверке документов, представленных Дружкиной Ю.И., последней сообщалось о необходимости представить дополнительные документы (копию трудовой книжки и копию свидетельства о заключении брака) –исходя их тех сведений, которые кандидат сообщил избирательной комиссии. В связи с этим претензии административного истца о ненадлежащем выполнении членами избирательной комиссии обязанностей по проверке документов, предоставленных кандидатом, необоснованны.
Согласно заключению и.о. Навашинского прокурора Нижегородской области Груздевой И.М. исковые требования Дружкиной Ю.И. удовлетворению не подлежат.
Заслушав пояснения административного истца Дружкиной Ю.И., представителя административного истца Гавриловой Е.В., представителей административного ответчика Колпаковой Е.В. и Колобаевой Л.М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 февраля 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи), либо при наличии решения политической партии, названной в пунктах 16, 16.2 или 16.4 указанной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 33 вышеуказанного Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные этим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Из материалов дела следует, что 13 июля 2020 года Дружкина Ю.И. обратилась в Территориальную избирательную комиссию городского округа Навашинский (окружную избирательную комиссию №6) с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №6 (л.д.54)
В данном заявлении в графе «род занятий» Дружкина Ю.И. указала, что она является «временно неработающей».
23 июля 2020 года Дружкина Ю.И. представила в Территориальную избирательную комиссию городского округа Навашинский уведомление об открытии специального избирательного счета своего избирательного фонда, 3 подписных листа с подписями избирателей в поддержку ее самовыдвижения кандидатом в депутаты, в которые внесено 14 подписей, и протокол об итогах сбора подписей. Кроме того, Дружкина Ю.И. представила в Территориальную избирательную комиссию городского округа Навашинский дополнительные документы, а именно копию свидетельства о заключении брака и копию трудовой книжки (л.д.19).
30 июля 2020 года Дружкина Ю.И. представила в Территориальную избирательную комиссию городского округа Навашинский сведения об изменениях в сведениях о кандидате, представленных ранее, а именно об адресе своего места жительства (л.д.20).
Решением Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский (окружной избирательной комиссии №6) от 01 августа 2020 года № 5 Дружкиной Ю.И. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №6 на основании пункта 5 части 8 статьи 34 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» (л.д.22-23). Из содержания указанного решения следует, что по запросу избирательной комиссии от ГКУ ВО «ЦЗН города Муром» была получена Выписка из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного от 31.07.2020 года № 2130012/2011, согласно которой Дружкина Ю.И. зарегистрирована в качестве безработной с 10 июля 2020 года (приказ №199Д46/2011 от 17 июля 2020 года). При этом по состоянию на 31 июля 2020 года указанные сведения о статусе «безработный» в документах, представленных Дружкиной Ю.И. в окружную избирательную комиссию избирательного округа №6, отсутствуют.
Не согласившись с данным решением Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский (окружной избирательной комиссии №6) от 01 августа 2020 года № 5, Дружкина Ю.И. обратилась в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ, Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 4 статьи 240 КАС РФ, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 – 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в заявлении лица о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».
Согласно ч.3.1 статьи 27 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образование в Нижегородской области», «к заявлению, предусмотренному частью 2 настоящей статьи, прилагаются:
1) заверенная кандидатом копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина;
2) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
3) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов».
Значение термина «род занятий» раскрыто в пункте 57 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в пункте 36 статьи 3 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», которыми определено, что «род занятий – документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий».
Из приведенных выше положений следует, что род занятий подлежит указанию в случае отсутствия у кандидата основного места работы (или службы). Таким образом, применительно к конкретному лицу указание рода занятий означает сообщение лицом сведений об осуществляемом им виде деятельности либо (в случае, если кандидат является неработающим) – об ином его статусе. При этом применительно к определению статуса неработающего кандидата законодатель разграничивает понятия «безработный» и «временно неработающий».
С учетом изложенного суд не может согласиться с утверждением стороны административного истца о том, что статус лица в качестве безработного не относится к роду занятий лица, в связи с чем указание такового в заявлении, адресованном в избирательную комиссию, не является обязательным. Также суд признает несостоятельным довод представителя административного истца о том, что термины «временно неработающий» и «безработный» являются синонимами.
Согласно части 1 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 (в ред. от 24.04.2020) «О занятости населения в Российской Федерации»:
«Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».
Из материалов дела следует, что с 10 июля 2020 года Дружкина ФИО17, ../../....г. года рождения, зарегистрирована в ГКУ Владимирской области «Центр занятости населения города Мурома» в качестве безработной – согласно приказу № 199Д46/2011 от 17 июля 2020 года (л.д.56).
Таким образом, на момент подачи Дружкиной Ю.И. уведомления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области административный истец имела статус «безработной», о чем избирательной комиссии не сообщила. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление Дружкиной Ю.И. от 13 июля 2020 года о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов не содержало достоверных сведений о статусе неработающего кандидата. При этом из документов, представленных административным истцом в территориальную избирательную комиссию, а именно из копии трудовой книжки кандидата, невозможно было установить то обстоятельство, что Дружкина Ю.А. зарегистрирована в качестве безработной. В свою очередь, какие-либо иные документы, в том числе, подтверждающие постановку лица на учет в службе занятости населения, кандидатом в территориальную избирательную комиссию представлены не были.
Согласно части 2 статьи 33 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и частью 3 статьи 33 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Из смысла вышеприведенных положений закона следует, что обязанность уведомлять кандидата о ненадлежащем оформлении им документов возлагается на избирательную комиссию в трех случаях:
1) в случае неполноты сведений о кандидате, то есть отсутствия в представленном в избирательную комиссию заявлении каких-либо данных, предусмотренных пунктом 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Применительно к рассматриваемой ситуации данная неполнота могла выразиться в неуказании лицом сведений о роде своей деятельности. Однако в данном случае имела место не неполнота, а именно недостоверность сообщенных Дружкиной Ю.И. сведений.
2) в случае отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом. Определяя конкретный перечень таких документов, избирательная комиссия исходит из тех сведений, которые ей сообщил сам кандидат в представленном заявлении. Соответственно, поскольку при подаче заявления Дружкина Ю.И. не указала о том, что является безработной, обязанность информировать кандидата о необходимости предоставления справки из службы занятости населения у избирательной комиссии отсутствовала. С учетом изложенного довод заявителя о том, что избирательная комиссия была обязана указать на то, сведения о каком именно роде занятий должно содержать заявление Дружкиной Ю.И. о согласии баллотироваться, не основаны на законе. В рассматриваемом случае сведения о наличии у административного истца статуса «безработной» были получены избирательной комиссией не от самого кандидата, а от третьего лица (ГКУ Владимирской области «Центр занятости населения города Мурома») в ходе проверки достоверности сообщенных лицом сведений. В связи с этим таковое не порождало у избирательной комиссии обязанность информировать кандидата о выявлении недостоверных сведений в поданном лицом заявлении до дня заседания избирательной комиссии;
3) в случае несоблюдения требований закона к оформлению документов. Однако указание в заявлении Дружкиной Ю.И. недостоверных сведений о статусе неработающего кандидата не может быть расценено как несоблюдение требований к форме документов, что также свидетельствует об отсутствии у избирательной комиссии соответствующей обязанности.
Федеральный законодатель возлагает на избирательную комиссию обязанность извещать кандидата лишь в случаях выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов. В связи с этим суд не может согласиться с утверждением стороны административного истца о том, что, получив ответ из службы занятости населения о постановке Дружкиной Ю.И. на учет в качестве безработной, административный ответчик был обязан уведомить об этом кандидата, в связи с чем ненаправлением данного уведомления были нарушены права Дружкиной Ю.И.
При этом суд также считает необходимым отметить, что проверка достоверности сообщенных кандидатом сведений путем направления запросов в какие-либо органы и организации является правом, а не обязанностью избирательной комиссии, в связи с чем обязанность по представлению всех необходимых документов и сведений возлагалась именно на Дружкину Ю.И., однако не была исполнена ею надлежащим образом.
В пункте 2.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 июня 2010 года № 784-О-О разъяснено, что пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусматривает право кандидата в течение срока, определенного в названной норме, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.
По своему смыслу вышеприведенные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота – недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
Вместе с тем, констатация Конституционным Судом Российской Федерации права кандидата устранить выявленные в документах недостатки – внести дополнения и уточнения в представленные документы, а также привести их оформление в соответствии требованиям законодательства – не предполагает возможности дополнительного представления документов, если они не были представлены в порядке и в сроки, которые установлены статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Аналогичное по своему содержанию толкование приведенных норм закона и определения Конституционного Суда Российской Федерации приведены в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04 сентября 2013 года №46-АПГ13-11, от 27 августа 2013 года № 8-АПГ13-8, от 01 февраля 20212 года №33-Г12-2, от 17 ноября 2011 года № 25-Г11-20, от 18 ноября 2011 года № 37-Г11-9 и других.
С учетом изложенного, возможность дополнительного предоставления в избирательную комиссию документов, ранее не представленных, законом не предусмотрена. При таких обстоятельствах, наличие либо отсутствие уведомления избирательной комиссии об отсутствии в числе документов, представленных Дружкиной Ю.И., справки о постановке на учет в службе занятости населения, не влекло возможность восполнения данного недостатка путем последующего предоставления данной справки.
Частью 2 статьи 32 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» предусмотрено, что документы, необходимые для осуществления регистрации кандидата, должны быть предоставлены в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 45 дней до дня голосования – до 18 часов.
С учетом того, что решением Совета депутатов городского округа Навашинский от 23.06.2020 года №513 выборы депутатов Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва назначены на 13 сентября 2020 года, последним днем срока предоставления вышеуказанных документов являлось 29 июля 2020 года. Однако в установленный законом срок документы, подтверждающие статус Дружкиной Ю.И. как «безработной», а также сведения об изменении ранее сообщенных сведений о кандидате в территориальную избирательную комиссию представлены не были.
Требования законодателя к изложению сведений о роде занятий кандидатов обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных. Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства прав и обязанностей всех кандидатов, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата избирательных документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 34 Закона № 108-З от 06.09.2007 г. основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных федеральным законом, частями 2 и 4 статьи 27 настоящего Закона;
Из материалов дела следует, что проверка документов, предоставленных Дружкиной Ю.И. для регистрации в качестве кандидата в депутаты, была проведена Территориальной избирательной комиссией городского округа Навашинский в рамках установленного законом десятидневного срока. Доказательств наличия каких-либо нарушений порядка принятия решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Дружкиной Ю.И. в материалы дела не представлено, а судом – не установлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что решение Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский (окружной избирательной комиссии №6) от 01 августа 2020 года № 5, которым Дружкиной Ю.И. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Навашинский Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №6, принято в соответствии с требованиями закона, в связи с чем оснований для его отмены и удовлетворения административного искового заявления Дружкиной Ю.И. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Дружкиной Ю.И. к Территориальной избирательной комиссии городского округа Навашинский, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Навашинский – Окружной избирательной комиссии избирательного округа № 6, о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, обязании зарегистрировать кандидата в депутаты – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Навашинский районный суд Нижегородской области.
Судья: С.В. Опарышева
Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2020 года.
Судья: С.В. Опарышева