24RS0046-01-2020-000351-49 № 2-264/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2021 года г.Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Куликовой А.С.
при секретаре - Винидиктовой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО УК «Два капитана» к Ивашечкиной Наталье Степановне, Оя Лидии Павловне о признании недействительными решения общего собрания в части, судебных расходов
У С Т А Н О В И Л:
ООО УК «Два капитана» обратилось в суд с указанным иском. Требования мотивированы тем, что дом по адресу: <адрес>А в <адрес>, в котором проживают ответчики, обслуживает ответчик по договору управления от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ состоялось внеочередное собрание собственников жилого помещения по инициативе ответчиков, на котором согласно протоколу №А от ДД.ММ.ГГГГ собственники большинством голосов приняли решение об исключении п. 5.6. из договора управления от ДД.ММ.ГГГГ, а также наделили совет многоквартирного жилого дома полномочиями по проверке финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании по вопросам технического обслуживания дома и накоплений на текущий ремонт (вопрос № Протокола №А от ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, по решению спорного собрания в договор управления от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения: 1. Исключен п. 20 из Приложения № к договору управления, тариф на вывоз твердых отходов в размере 2 руб. 03 коп с 1 кв.м.; 2. уменьшен тариф на содержание и ремонт жилого фонда на 2,00 руб. с 1 кв.м. жилой площади за счет средств, получаемых УК от использования общего имущества собственников помещений для торговли и провайдеров; 3. Утверждено Приложение № к договору управления в новой редакции, по которому 25% от тарифа на услуги по управлению домом УК, 50% на содержание и техническое обслуживание, 25% на текущий ремонт (вопрос № Протокола №А от ДД.ММ.ГГГГ).
Истец не согласен в данной части с принятыми решениями, считает, что они приняты с нарушением требований законодательства, поскольку размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется собственниками, но с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающим безопасное содержание общего имущества для жизни и здоровья граждан, проживающих в таком доме. Поэтому учет предложений УК при утверждении перечня работ и услуг, а также размера платы за эти услуги является обязательным, что не учтено собственниками при голосовании по вопросу №. Также собственниками при голосовании по вопросу № не учтено, что решение об уменьшении тарифа на 2,00 руб. за 1 кв.м. принято без предложений от УК, которая не участвовала в общем собрание и была лишена возможности внести свои предложения по размеру обоснованного тарифа за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном жилом доме. Просит суд признать недействительным решение общего собрания в части по вопросам №№,4, оформленных Протоколом №А от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчиков госпошлину в сумме 6 000 руб. в равных долях.
В судебном заседании представитель истца- ФИО4 заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, указанным в иске.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признала, представила письменный отзыв, в котором просила в иске отказать. Суду пояснила, что перед принятием решения об изменении тарифов, с которыми не согласен истец, инициативная группа направляла письменное обращение в Службу строительного надзора и жилищного контроля, которая не нашла нарушений в данной части.
Ответчик Оя Л.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Третьи лица-Служба стройнадзора и жилищного контроля <адрес>, Управление архитектуры администрации <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ст. 45 ЖК РФ проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В силу ст. 47 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема (ч. 2 ст. 47 ЖК РФ).
На основании ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 181.1 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
На основании ст. 181.2 ГК РФ решение собрания может приниматься посредством заочного голосования. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
На основании ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии со ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
В силу ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ Совет многоквартирного дома: выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;
представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;
представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;
осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;
Согласно ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ)
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ)
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном ст.45-48 ЖК РФ проводилось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в очно-заочной форме, расположенном по адресу: <адрес> голосования оформлены протоколом №А от ДД.ММ.ГГГГ.
В повестку общего собрания включены, в том числе вопросы: 3. Внести в договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ следующие изменения и дополнения:
-п. 5.6. исключить предложение «Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Управляющей организации Собственниками помещений не осуществляется»;
- Наделить совет многоквартирного дома полномочиями по проверке финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании по вопросам технического обслуживания дома и накоплений на текущий ремонт.
4. Внести в договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ следующие изменения и дополнения:
- Исключить п. 20 из Приложения № к договору управления домом тариф на вывоз твердых отходов в размере 2 руб. 03 коп с 1 кв.м. в соответствии с п.8.1 ст. 23 ФЗ 458 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), о внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления».
- уменьшить тариф на содержание и ремонт жилого фонда на 2,00 руб. с 1 кв.м. жилой площади за счет средств, получаемых УК от использования общего имущества собственников помещений для торговли и провайдеров;
- утвердить Приложение № к договору управления в новой редакции, предусматривающей направление 25% от тарифа на услуги по управлению домом УК, 50% на содержание и техническое обслуживание, 25% на текущий ремонт.
Как следует из протокола, в голосовании приняли участие 6 496,65 голосов, обладающих 70,95 от общего числа голосов собственников жилых и нежилых помещений. Кворум составил 70,95 %, общее собрание правомочно принимать решения по вопросам.
По вопросам №,4 повестки решения были приняты большинством голосов -98,04 % по 3 вопросу, и 97,88 % проголосовали «за» по вопросу 4. Решения приняты большинством голосов.
Как следует из п.5.6. договора управления многоквартирным домом №А от ДД.ММ.ГГГГ контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Управляющей организации Собственниками не осуществляется (л.д.21).
Вместе с тем, из приведенных выше норм права следует, что совет многоквартирного жилого дома осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме. Следовательно, с точки зрения требований закона, совет многоквартирного дома может быть наделен собственниками такого дома полномочиями по проверке финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании по вопросам технического обслуживания дома и накоплений на текущий ремонт.
В связи с чем, по вопросу № голосование собственников проведено законно и обоснованно.
Оспаривая решение общего собрания в части вопроса № стороной истца в обоснование требований указано, что в 2017 г. собственниками жилого дома утвержден договор управления МКД, который в настоящее время является действующим, вследствие чего, одностороннее изменение его условий по вопросам изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений МКД, является незаконным.
Суд не может согласиться с позицией стороны истца, поскольку она следует из неправильного толкования норм закона.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса).
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса).
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме. Следовательно, является ошибочной позиция истца о том, что размер платы за содержание жилого помещения собственникам помещений необходимо устанавливать лишь после внесения предложений об этом со стороны УК. Размер платы определяется лишь с учетом предложений УК, при этом собственники на общем собрании вправе самостоятельно установить такой размер. Обязанности устанавливать размер платы по варианту, предложенному исключительно УК, законом на собственников не возложено.
Собственники дома, как и УК о предстоящем собрании были проинформированы в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, учитывая, что права истца принятым собственниками решением не нарушены, суд полагает необходимым в удовлетворении указанных требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ООО УК «Два капитана» к Ивашечкиной Наталье Степановне, Оя Лидии Павловне о признании недействительными решения общего собрания в части, судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г.Красноярска.
В мотивированном виде решение изготовлено 19.04.2021 года.
Судья: А.С. Куликова