УИД 34RS0041-01-2020-000156-67 Административное дело№ 2а-239/2020
Судья Ковалева Е.В. Дело № 33а-6738/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 8 июля 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Камышниковой Н.М., Сергеева С.С.
при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области к администрации Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области
на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 18 марта 2020 г., которым постановлено:
административное исковое заявление Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неопределении схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, отсутствии реестра сведений о создании места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов и несоздании мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
Обязать администрацию Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр сведений о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия по административным делам,
УСТАНОВИЛА:
Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействий незаконными и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения санитарного и природоохранного законодательства в деятельности администрации Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района был выявлен ряд нарушений, а именно: администрацией Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области не созданы и не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31 августа 2018 г. и Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и не осуществляется ведение реестра сведений о создании таковых мест. Нарушение санитарного законодательства при сборе и транспортировке твердых коммунальных отходов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и может повлечь за собой негативные последствия.
На основании изложенного просил признать незаконным бездействие администрации Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в неопределении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отсутствии реестра сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и несоздании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области;обязать ответчика в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр сведений о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Просит решение отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Урюпинского межрайонного прокурора.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле П.Е.В., указывает на законность принятого судом решения. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Б.А.И., представителя заинтересованного лица ООО «Управление отходами - Волгоград» – К.И.В., считавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) установлены общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Закона о местном самоуправлении закреплено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Так, ст. 1 Закона Волгоградской области от 28 ноября 2014 г. № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» вопросы местного значения, предусмотренные п. 18 ч. 1 ст.14 Закона о местном самоуправлении закреплены за сельскими поселениями.
Следовательно, региональным законодательством (в пределах предоставленной компетенции) к вопросу местного значения сельских поселений Волгоградской области отнесены полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, из анализа приведенных правовых норм в их совокупности, следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к компетенции органов местного самоуправления сельских поселений.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на территории Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области сбор твердых коммунальных отходов осуществляется бестарным способом, устройство контейнерных площадок для населения территориальной схемой не предусмотрено. Накопление и сбор твердых коммунальных отходов осуществляется жителями Вишняковского сельского поселения на территориях принадлежащих им жилых домов. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется МУП <.......> по маршрутным графикам, согласованным с региональным оператором.
В судебном заседании суда первой инстанции данные обстоятельства не оспаривались. При этом, факт отсутствия контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, отсутствия схемы их размещения и ведение реестра не отрицался.
Исходя из того, что вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесен Законом Волгоградской области № 156-ОД к полномочиям сельского поселения, кроме того, указанное закреплено в Уставе муниципального района, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований административного истца.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с установленным в соответствии со ст. 187 КАС РФ сроком для исполнения решения суда.
Довод жалобы о том, что полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами не могут быть возложены на органы местного самоуправления, не является основанием к отмене решения по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относилось участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений, по следующим основаниям.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Этим же законом п. 18 ч. 1ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, законодателем уточнены и конкретизированы полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом, компетенция в области обращения с твердыми коммунальными отходами по субъектам органов местного самоуправления законодателем не перераспределена, поскольку, как в ранее действующей редакции (от 29 декабря 2014 г.), так и в новой действующей редакции, положения ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривают возможность осуществления полномочий сельских поселений в области обращения с отходами органами местного самоуправления муниципального района лишь в случае, если иное не установлено законом субъекта.
Поскольку в Закон Волгоградской области № 156-ОД изменения в части определения компетенции органов местного самоуправления сельских поселений не внесены, то полномочия, предусмотренные п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ относятся к вопросам местного значения сельских поселений.
Доводы автора апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда и основаны на неверном толковании норм материального права.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 18 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации Вишняковского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи