45RS0026-01-2023-012991-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Киселёвой А.В.,
при помощнике судьи Николаенко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» о признании действий незаконными, возложении обязанности прекратить эксплуатацию канализационной насосной станции в целях приемки сточных вод от спецавтотранспорта,
УСТАНОВИЛ:
Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» о признании действий незаконными, возложении обязанности прекратить эксплуатацию канализационной насосной станции в целях приемки сточных вод от спецавтотранспорта.
В обоснование иска указано, что в адрес Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области поступили обращения граждан с жалобой на несоблюдение норм при эксплуатации канализационной системы Курганской государственной сельскохозяйственной академией имени Т.С. Мальцева - филиала федерального государственного бюджетной образовательного учреждения высшего образования «Курганский государственный университет». В обращении изложены факты слива нечистот большегрузными ассенизаторскими автомобилями со всего Кетовского округа в канализационную насосную станцию, расположенную на берегу реки Тобол в 183 метрах, в водоохраной зоне. КНС используется в качестве сливной станции без соблюдения санитарно-защитной зоны на расстоянии 255 метров от жилого дома № 7, 137 метров от стадиона. По всему городку распространяется зловоние канализации, шум, выхлопные газы машин. Во время порывов и наплыва КамАЗов с бочками они скачивают напрямую в карты очистных сооружений КГСХА, расположенных в лесу рядом с Крутихой - притоком реки Тобол.
Кроме того, в адрес Управления Роспотребнадзора по Курганской области поступила информация от АО «Водный Союз» о качестве воды. На основании «Рабочей программы производственного контроля качества воды очистных сооружений водопровода ОСВ «Арбинские», АО «Водный Союз» ежемесячно производит мониторинг воды питьевой централизованных систем водоснабжения и воды природной при водозаборе на лабораторные испытания
питьевых вод на бактериологические и химические исследования. 23.08.2023 года зафиксировано резкое ухудшение качества природной воды в р. Тобол по показателям «мутность», «цветность», «перманганатная окисляемость». Полученные данные лабораторных анализов не типичны для данного времени года и могут свидетельствовать о наличии постороннего загрязнения. Для поиска возможных причин загрязнения природной воды специалистами АО «Водный Союз» организован выезд для обследования р. Тобол выше по течению, до ОСВ Арбинка.
При обследовании второго и третьего поясов ЗСО «ОСВ Арбинские», расположенных в районе мкр. КГСХА установлен факт непрерывного сброса сточных вод спецавтотранспортом в канализационную насосную станцию, расположенную на территории второго пояса ЗСО «ОСВ Арбинские» в с. Лесниково Кетовского районаКурганской области, эксплуатируемой ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет». Место слива хозфекальных жидких отходов на рельеф местности в районе полей орошения расположено в границах третьего пояса ЗСО «ОСВ Арбинские». Попадая на рельеф местности третьего пояса ЗСО жидкие отходы через подземный горизонт и протекающую рядом речку Крутиха могут попадать в Курганское водохранилище, вызывая риск ухудшения качества воды при водозаборе «ОСВ Арбинские».
Канализационная насосная станция, не являясь сливной станцией, используется для приема жидких бытовых отходов от ассенизаторских машин.
По результатам экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» установлено, что расстояние от КНС до жилого многоквартирного дома № 7 Курганская область, Кетовский район, с Лесниково, мкр. КГСХА составляет 282 метра; до спортивного сооружения открытого типа (стадион) по адресу Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково составляет 88 метров, до зоны ведения садоводств (участок № по <адрес>, п.т.с.д, «КГСХА» сады №, с. Лесниково Кетовского района Курганской области) составляет 194 метра, что не соответствует требованиям СанПиН.
Расстояние от КНС до р. Тобол составляет 153 метра, до ОСВ «Арбинское» АО «Водный союз» составляет 10 527 метров, что свидетельствует о нахождении объекта в границах второго пояса зоны санитарной охраны: поверхностного источника водоснабжения р. Тобол ОСВ «Арбинские» АО «Водный Союз».
По результатам лабораторных испытаний на почве обнаружены Обобщенные колиформные бактерии (ОКБ), в том числе E.coli, Цинк.
Таким образом, эксплуатация КНС, не являющаяся сливной станцией для приема жидких бытовых отходов от ассенизаторских машин приводит к нарушениям требований санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку не обеспечена санитарно-защитная зона 300 метров до ближайшей жилой застройки, спортивного сооружения открытого типа (стадион), зон для ведения садоводства и находится в границах 2 пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения р. Тобол ОСВ «Арбинские» АО «Водный Союз».
Неисполнение обозначенных требований закона отрицательно сказывается на обеспечении должного уровня экологической безопасности, что влечет за собой нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Просит суд признать действие Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курганский
государственный университет» по приемке сточных вод, доставляемых из не канализированных зданий ассенизационным транспортом, на канализационной насосной станции, расположенной в а. КГСХА Кетовского района Курганской области, незаконными. Обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет» со дня вступления решения в законную силу прекратить эксплуатировать канализационную насосную станцию, расположенную в п. КГСХА Кетовского района Курганской области как станцию слива в целях приемки сточных вод от спецавтотранспорта.
В судебном заседании представитель истца Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области по доверенности Зайцева О.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» по доверенности Чепис Е.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в возражениях, дополнительных возражениях.
Представитель третьего лица АО «Водный Союз» по доверенности Шабурникова М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель третьего лица Администрации Кетовского муниципального округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» не явился, извещался надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица МКУ «Академичесикй территориальный отдел» Администрации Кетовского района Шестаков А.А. в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Сивкова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Третьи лица ИП Сметанин А.Ю., ИП Чуркин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Третьи лица ИП Панфилов А.В., ИП Божко Д.В., ИП Федулов Е.И., ООО «Жилсервис+» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ранее в судебном заседании ИП Божко Д.В., представитель ООО «Жилсервис+» исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области 17.08.2023 поступило обращение жителей микрорайона КГСХА Кетовского муниципального округа Курганской области по вопросу несоблюдения санитарных норм и правил эксплуатации канализационной системы Курганской сельскохозяйственной академии – в настоящее время ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет». В обращении указано, что с марта 2023 года происходит слив нечистот большегрузными ассенизаторскими машинами со всего Кетовского округа в канализационную насосную станцию, расположенную на берегу р. Тобол с. Лесниково мкр. КГСХА, в связи с чем в населенном пункте присутствует неприятный запах, шум.
В связи с коллективным обращением граждан начальником Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области поручено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» провести отбор проб почвы с территории КНС КГСХА (в точке слива) с целью проведения исследований по микробиологическим, паразитологическим, санитарно – гигиеническим показателям.
Согласно экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний № от 12.09.2023 проба «Почва» не соответствует требованиям СанПиН 1.2.36685-21 «Гигиенические нормативы и требовния к обеспечению безопасности и (или) безвреджности для человека факторов среды обитания» по показателям: Обобщенные колиморфные бактерии (ОКБ), в том числе E.coli, Цинк.
06.09.2023 представителем истца осуществлено выездное обследование по адресу Кетовский район, с. Лесниково, п. КГСХА. По результатам обследования составлен акт, в котором в качестве контролируемого лица указано ФГБОУ ВО «КГУ». Из акта следует, что на объекте канализационная насосная станция в границах второго пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения р. Тобол ОСВ «Арбинские» АО «Водный Союз» эксплуатируется объект сливная станция без соблюдения санитарно – защитной зоны 300 метров от жилой застройки и открытого спортивного сооружения (стадион КГСХА), что не соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.199 № 52 – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно – защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В рамках рассмотрения обращений граждан Кетовским ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области дано поручение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» о проведении экспертной оценки канализационной насосной станции с проведением замеров расстояния на официально представленном картографическом материале на портале услуг «Публичная кадастровая карта» https://pkk-rosreestr-ru.ru от канализационной насосной станции до водозаборных сооружений, ближайшей жилой застройки, спортивных сооружений открытого типа (стадиона), образовательных учреждений, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства и до ОСВ «Арбинские» АС «Водный Союз», кадастровый №.
По результатам экспертного заключения установлено, что расстояние от КНС до жилого многоквартирного дома № 7 Курганская область, Кетовский район, с Лесниково, мкр. КГСХА составляет 282 метра; до спортивного сооружения открытого типа (стадион) по адресу Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково составляет 88 метров; до зоны ведения садоводств (участок <адрес>, п.т.с.д., «КГСХА» сады № № с. Лесниково Кетовского района Курганской области) составляет 194 метра, что не соответствует требованиям п.5.1., Глава VII, Глава VII Раздел 13, п.13.3.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов».
Расстояние от КНС до р. Тобол составляет 153 метра, до ОСВ «Арбинское» АО «Водный союз» (кадастровый №) составляет 10 527 метров, что свидетельствует о нахождении объекта в границах второго пояса зоны санитарной охраны: поверхностного источника водоснабжения р. Тобол ОСВ «Арбинские» АО «Водный Союз».
На основании указанного акта выездного обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» составлено экспертное заключение № от 13.09.2023, из выводов которого следует, что расстояние от объекта канализационная насосная станция до жилого многоквартирного дома № 7 Кетовский район с. Лесниково, мкр. КГСХА, спортивного сооружения открытого типа (стадион), ближайшей рекреационной зоны, зоны ведения садоводств (<адрес> <адрес>, п.т.с.д. «КГСХА» сады №, с. Лесниково) не соответствует требованиям п. 5.1., Глава VII Раздел 13, п. 13.3.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно – защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В соответствии с технической документацией канализационной насосной станции: приемный колодец, канализационная самотечная линия, колодцы введены в эксплуатацию в 1971 года, канализационный напорный коллектор – в 1974 году.
Многоквартирный жилой дом № 7 для Курганского сельхозинститута в н.п. Лесниково введен в эксплуатацию в 1988 году, что следует из решения Кетовского районного Совета народных депутатов от 30.09.1988 № 227.
Жилые и нежилые объекты, расположенные на территории Курганской сельскохозяйственной академии в с. Лесниково введены в эксплуатацию в период с 1970 по 2006 годы.
В соответствии с кадастровым паспортом на объект недвижимого имущества – канализационное очистные сооружения, составляющими указанного объекта являются песколовки, отстойники, иловые площадки, поля фильтрации, поля орошения. Год ввода в эксплуатацию (завершение строительства 1972).
Ранее указанное имущество принадлежало ФГБОУ ВО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 № № ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева» реорганизованы в форме присоединения к университету академии, с сохранением наименования и основных целей деятельности университета.
На основании передаточного акта от 21.11.2022 все имущество академии передано ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет».
Как следует из пояснений сторон, ранее слив бытовых отходов производился в пруд – отстойник Чаша, расположенный на территории Кетовского района.
Постановлением Администрации Кетовского муниципального округа от 06.04.2023 № 693 О введении режима «Повышенная готовность» на территории МКУ «Центрального территориального отдела» и МКУ «Академического территориального отдела» Кетовского муниципального округа с 09 час. 00 мин 06 апреля 2023 года установлен режим функционирования «Повышенная готовность», до отмены указанного режима запрещен слив жидких бытовых отходов в пруд – отстойник Чаша.
Из акта осмотра объекта от 28.04.2023 следует, что уровень сточных вод в пруде – отстойнике незначительно снизился, сохраняется вероятность излития через дамбу, слив ЖБО не возобновлять.
Постановлением Администрации Кетовского муниципального округа от 15.06.2023 № ФГБОУ ВО «КГУ» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Из пояснений сторон следует, что канализационная насосная станция, расположенная на территории ответчика, является единственным на территории Кетовского района объектом для приема отходов от населения.
В рамках рассмотрения обращения Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области установлено, что водоотведение поселка КГСХА производится на очистные сооружения канализации Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С. Мальцева - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курганский государственный университет», разработанные проектным институтом Гипровуз в 1966 году. Проектная мощность очистных сооружений 1800 м3/сут., реальная мощность - 1100 м3/сут. Хозяйственно-фекальные сточные воды поступают по самотечному трубопроводу диаметром 300 мм на насосную станцию в приемную камеру, где гасится скорость и далее поступают на решетки, где задерживаются крупные взвешенные частицы. Из приемной камеры сточные воды перекачиваются насосами по напорному коллектору на очистные сооружения, расположенные в лесном массиве на расстоянии 2 км. от студенческого городка. После решеток сточная вода поступает на песколовки, где сточные воды попадают в осадочные желоба, в которых происходит выпадание взвешенных веществ. Накопившийся осадок попадает в иловую камеру, затем на иловые площадки для обезвоживания ила. Биологическая очистка сточных вод после двухярусных отстойников происходит на полях фильтрации. Проектом предусмотрено 25 карт полей фильтрации общей площадью 20гп, действует из них 12 полей фильтрации, остальные 13 карт второй очереди заболотились после сдачи в эксплуатацию, поэтому производительность очистных сооружений по паспорту первой очереди 1100 м3/сут.
Решением Кетовского районного суда Курганской области от 11.09.2015 частично удовлетворены исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах к Администрации Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по строительству очистных сооружений и канализационного коллектора, возложении обязанности по принятию мер по прекращению эксплуатации озера Чаша для слива жидких бытовых отходов.
На Администрацию Кетовского района возложена обязанность по организации работ по строительству очистных сооружений и канализационного коллектора в с. Кетово Кетовского района в срок до 31.12.2018. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Указанное решение суда до настоящего времени не исполнено. Постановлением судебного пристава – исполнителя от 28.11.2023 установлен новый срок для исполнения исполнительного документа – до 27.02.2024.
Между ФГБОУ ВО «КГУ» (исполнитель) и ИП Панфиловым А.В. (абонент) 18.06.2023 заключен договор на водоотведение, в соответствии с которым исполнитель принимает на себя обязательство по приему сточных вод, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов системы водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод и производить исполнителю оплату за водоотведение в порядке и сроки, определенные договором.
По условиям договора режим приема сточных вод с 08 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. с понедельника по воскресенье включительно. Срок действия договора до 31 декабря 2023 года
Аналогичные договоры заключены 30.06.2023 с ИП Божко Д.В., с режимом приема сточных вод с 7 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин., с ИП Федуловым Е.И. – 28.04.2023 с режимом приема сточных вод с 8 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин., с ИП Сметаниным А.Ю. – 06.04.2023 с режимом приема сточных вод с 8 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. и 30.06.2024 с режимом приема сточных вод с 7 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин., с ИП Чуркиным В.В. – 30.06.2023 с режимом приема сточных вод с 12 час. 30 мин. до 18 час. 00 мин. и 06.04.2023 с режимом приема сточных вод с 8 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин., с ООО «Жилсервис+» – 30.06.2023 с режимом приема сточных вод с 7 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин.
Как следует из пояснений сторон, в настоящее время слив в КНС не осуществляется, сроки действия договоров истекли.
На основании обращения главы Кетовского муниципального округа от 20.03.2024 в адрес ответчика, слив сточных вод с бюджетных учреждений и многоквартирных домов на территории с. Кетово в канализационную насосную станцию на территории с. Лесниково в период с понедельника по субботу с 7-30 час. до 20- час. разрешен только ИП Божко Д.В. и ООО «Жилсервис+».
Из акта выездного обследования от 27.12.2023 Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 27.12.2023 следует, что при проведении обследования проверена информация из обращения жителей микроарйона КГСХА о несоблюдении правил эксплуатации канализационной системы ФГБОУ ВО «КГУ» и угрозе загрязнения окружающей среды, информация АО «Водный Союз», а также материалы, направленные в департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области. В ходе осмотра установлено наличие следов прохождения стоков со сточной водой с территории насосной станции ниже по рельефу по направлению к реке Тобол. Скопившиеся вниз склона стоки сосредоточены в углублениях рельефа и представлены жидкостью с характерным хоз-фекальным запахом и насыщенным черным цветом. Разливы сточных вод расположены в зарослях кустарника, покрыты ледяной коркой и слоем снега, площадь разлива составляет 50 кв.м. Разливы сточных вод находятся в водоохранной зоне р. Тобол. Визуально следов попадания сточных вод в р. Тобол не зафиксировано, возможное попадание установить невозможно в связи с наличием снежного покрова.
Таким образом, как указано в акте, установлен факт излива сточных вод на территории земельного участка, находящегося в водоохранной зоне р. Тобол, нарушения природоохранного законодательства, угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан в связи с порчей и загрязнением земель и почв.
В ходе обследования проведен также осмотр полей фильтрации очистных сооружений канализации ФГБОУ ВО «КГУ». При осмотре полей фильтрации № № 1-6 установлено поступление канализационных сточных вод на карту. Фактов выхода сточных вод за пределы полей фильтрации (карты) не установлено.
Из экспертного заключения № от 12.03.2024 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» следует, что на территории стадиона КГСХА в месте прохождения сети инженерно – технического обеспечения установлен факт разлива сточных вод. В месте разлива произведен отбор проб почвы с целью проведения исследований по микробиологическим показателям. Проба № «Почва» не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю Обобщенные колиморфные бактерии (ОКБ), в том числе, Е.соli.
В ходе рассмотрения дела допрошенная по ходатайству представителя истца в качестве свидетеля ФИО8 пояснила, что после закрытия озера Чаши ЖБО принимает станция на территории КГСХА, в течение часа отходы сливаются примерно от 14-17 машин, слив происходит с семи утра до часу ночи. На улице от проезжающих КАМазов образуется грязь, пыль. На территории станции происходит разлив фекалий, в поселке стоит неприятный запах, присутствует постоянный шум от проезжающих машин.
Третьи лица ИП Сметанин А.Ю., ИП Чуркин В.В. и ранее в судебном заседании ИП Божко Д.В. пояснили, что фактически они сливали в канализационную насосную станцию, в том числе ЖБО, принимаемые от населения, содержимое ассенизаторских машин никем не проверялось.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 данного закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в -соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус».
Статьей 8 указанного закона гарантировано право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Исходя из требований ст. 22 закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 11, предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 1 ст. 51. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
На основании ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В силу пункта 1 статьи 24 данного закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (пункт 2 статьи 24 Закона № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее по тексту - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
На основании п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Согласно части VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;
- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;
- промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;
- промышленные объекты и производства четвертого класса -100 м;
- промышленные объекты и производства пятого класса -50 м.
В соответствии с п. 13.3.5 раздела 13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 к классу III относятся: сливные станции.
Насосные станции и аварийно-регулирующие резервуары, локальные очистные сооружения согласно п. 13.5.1. раздела 13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относятся к классу V и ориентировочный размер санитарно-защитной зоны производительностью более 50 тысяч куб. м/сутки составляет 30 м; более 0,2 тысяч куб. м/сутки до 50,0 тысяч куб. м/сутки - ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 20 м; до 0,2 тысяч куб. м/сутки - ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 15 м.
На основании п. 24 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» объекты, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ), санитарных правил и санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Понятие сточные воды содержится в Водном кодексе Российской Федерации. В соответствии с п. 19 ст. 1 указанного кодекса сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Виды жидких бытовых отходов приведены в Федеральном классификаторе каталога отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242). К ним относятся: отходы (осадки) из выгребных ям (код 7 32 100 01 30 4); отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 7 32 101 01 30 4).
Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.
Согласно п. 25 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий объекты, предназначенные для приема ЖБО из специального транспорта, должны быть оборудованы системами, устройствами, средствами, обеспечивающими исключение излива ЖБО на поверхность участка приемного сооружения, а также контакт персонала специального транспорта и приемного сооружения со сливаемыми и принимаемыми ЖБО.
На основании п.п. 3.3.2.3, 3.2.3.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения мероприятиями по второму поясу является недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод. Не допускается выполнение мероприятий по санитарному благоустройству территории населенных пунктов и других объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.).
В соответствии с п. 3.3.3.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в границах второго пояса зоны санитарной охраны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.
Исходя из требований п. 3.2.3.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения не допускается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод.
Е. coli (Эшерихия коли) — это опасная бактерия, которая может привести к серьезным заболеваниям человека. Наличие ее в окружающей среде является признаком фекального загрязнения. Когда Е. coli находится в почве, это явное свидетельство того, что почва загрязнена отходами. Е. coli вызывает кишечные расстройства, протекающие по типу острой дизентерии. Е. coli производит мощный токсин, приводящий к сильным спазмам в животе, иногда инфекция вызывает кровавый стул.
Цинк входят в общий перечень наиболее важных загрязняющих веществ тяжелыми металлами окружающей среды.
Распоряжением Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 11.04.2023 «Об установлении границ зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения Курганского водохранилища на р. Тобол, используемого для питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения населения г. Кургана и Кетовсокго муниципального округа Кургансокй области, а также водопроводов питьевого водоснабжения очистных сооружений водопровода «Арбинские» (ОСВ «Арбинские» установлена бессрочно зона санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения Курганского водохранилища на р. Тобол, используемого для питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения населения г. Кургана и Котовского муниципального округа Курганской области, а также водопроводов питьевого водоснабжения очистных сооружений водопровода «Арбинские» (ОСВ «Арбинские»). Приняты границы и режим второго пояса ЗСО – вверх по течению – 25,92 км. от водозабора, боковые границы – не менее 500 м. Режим и мероприятия в пределах второго пояса ЗСО устанавливаются в соответствии с требованиями п. 3.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 и выполняются в соответствии владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источника водоснабжения.
Проектом зоны санитарной охраны ОСВ «Арбинские» установлены правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны водозабора ОСВ «Арбинские», среди которых имеется запрет на отведение сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод (в перечне исполнителей указан, в том числе, владелец).
Запрет на отведение сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод, установлен также п. 3.3.2.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что канализационная насосная станция, расположенная на территории ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», осуществляющая прием сточных вод, расположена в границах 2 пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения р. Тобол ОСВ «Арбинские».
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что фактически канализационная станция используется, в том числе, как сливная станция для приема от ассенизаторских машин жидких бытовых отходов без соблюдения санитарно – защитной зоны 300 метров до ближайшей жилой застройки.
Указанные обстоятельства влекут за собой нарушение требований природоохранного законодательства, нарушение прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о признании незаконными действий ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» по приемке сточных вод, доставляемых из неканализированных зданий ассенизационным транспортом на канализационной насосной станции, расположенной на территории п. КГСХА Кетовского района Курганской области, возложении на ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» обязанности прекратить эксплуатацию канализационной насосной станции, расположенной в п. КГСХА Кетовского района Курганской области как станцию слива в целях приемки сточных вод от спецавтотранспорта.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать незаконными действия ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» по приемке сточных вод, доставляемых из неканализированных зданий ассенизационным транспортом на канализационной насосной станции, расположенной на территории п. КГСХА Кетовского района Курганской области.
Возложить на ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» обязанность прекратить эксплуатацию канализационной насосной станции, расположенной в п. КГСХА Кетовского района Курганской области как станцию слива в целях приемки сточных вод от спецавтотранспорта.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи на него апелляционной жалобы через Курганский городской суд.
Судья А.В. Киселева
Мотивированное решение изготовлено 05.07.2024.