Решение по делу № 33-8205/2019 от 18.06.2019

Судья: Сериков В.А. гр. дело № 33-8205/2019

(номер дела суда первой инстанции 2-1883/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 9 июля 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Акининой О.А.,

судей Пинчук С.В. и Моргачевой Н.Н.,

при секретаре Ермолаевой Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 апреля 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования Ефимова В.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 07.12.2018 года № 6808 ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» (отдел назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району).

Обязать ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» предоставить Ефимову В.А. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 ноября 2018 года.

Взыскать с ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» в пользу Ефимова В.А. 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав представителя Минсоцдемографии Самарской области – Малыхиной Н.А., по доверенности, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратился в суд с иском к ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» о признании незаконным распоряжения от 07.12.2018г. об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование требований указано, что 30 октября 2018 года он обратился в отдел назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району г. Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» с заявлением о предоставлении пособий на детей и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на жилое помещение- квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

Специалист соцзащиты обязал предоставить до 15.11.2018 года справку за 6 месяцев о денежном довольствии М., являющегося военнослужащим по призыву.

При повторном обращении к ответчику 15 ноября 2018 года пакет документов на получение субсидии у Ефимова В.А. приняли, но взяли с него расписку о том, что он обязуется принести справку о денежном довольствии М.

13 декабря 2018 года Ефимов В.А. получил от ответчика распоряжение об отказе в назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг от 07.12.2018 года № 6808.

Причиной отказа в назначении субсидии послужило предоставление неполного пакета документов, так как не представлена информация о доходах М. за 6 последних месяцев, предшествующих подаче заявления (отсутствие справки о денежном довольствии военнослужащего по призыву).

Ефимов В.А. не согласен с отказом в назначении субсидии, поскольку 31.10.2018 года он предоставил ответчику справку о том, что М. обучается в университете, и ему не начислялась стипендия с мая по октябрь 2018 года.

Согласно справке от 23.10.2018 года № 326 начальника 1 УЦ в/ч 31612 рядовой М. с 30.06.2018 года по 30.06.2019 года состоит на действительной военной службе по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации.

В качестве правового основания Ефимов В.А. ссылался на статью 14 Федерального закона от 05.04.2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», согласно которой, при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы.

По мнению Ефимова В.А. он не обязан был представлять документы с информацией о доходах военнослужащего по призыву, в том числе за последние шесть месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, поскольку при расчете среднедушевого дохода семьи не включаются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

Ефимов В.А. полагает, что 30.10.2018 года он предоставил пакет документов для назначения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Кроме того, Ефимов В.А. считает, что при принятии решения о выплате субсидии М. не должен был приниматься во внимание как член его семьи, так как с 30.06.2018 года М. в квартире Ефимова В.А. не проживает, совместное хозяйство с ним не ведет. В соответствии с п. 8 (1)б и п. 4 Постановления Правительства № 761 от 14.12.2005 года предусматривается совместное и постоянное проживание членов семьи.

Ссылаясь на изложенное Ефимов В.А. просил признать незаконным распоряжение начальника отдела назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району управления по городскому округу Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» 07.12.2018 года № 6808 об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и обязать ответчика предоставить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 30.10.2018 года.

Судом постановлено указанное выше решение, законность которого просит проверить Минсоцдемографии Самарской области, считая, что обязанность предоставить Ефимову В.А. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложена на ненадлежащего ответчика, поскольку в соответствии с Порядком предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761, решение о предоставлении субсидии принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным им государственным учреждением. В соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Минсоцдемографии Самарской области от 25.12.2012г. № 756, органом, осуществляющим организацию выплаты субсидии, является орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, каковым в Самарской области является Минсоцдемографии Самарской области.

Кроме того, заявитель жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем, неверно разрешен настоящий спор.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы заявителя жалобы, приходит к следующему.

Установлено, что 15.11.2018 года Ефимов Е.В. обратился в отдел назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» по г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении ему субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761.

Распоряжением ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» по г.о. Тольятти от 7 декабря 2018г. Ефимову В.А. отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи предоставлением неполного пакета документов (отсутствует информация о доходах М. за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления) (п.8, п. 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761). 7 декабря 2018 г. адрес Ефимова В.А. направлено соответствующее уведомление № 6808.

Факт прохождения М. военной службы по призыву с 30.06.2018 года по 30.06.2019 года подтверждается справкой от 23.10.2018 года № 326 начальника 1 Учебного центра в/ч 31612.

Согласно ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением № 761 от 14.12.2005 г. утвердило Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Положения, аналогичные положениям статьи 159 ЖК РФ, закреплены в п.п. 2,3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761.

Пунктом 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 установлен перечень документов, предоставляемых гражданами для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства;

б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;

в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 761 от 14.12.2005 г. совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате.(п. «а»).

Согласно перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе, другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации (пп.ж, п.1 Перечня).

Судом установлено, что рядовой М., проживающий по адресу: <адрес>, с 30.06.2018 г. по 30.06.2019г. состоит на действительной военной службе по призыву в Вооруженных силах РФ, что подтверждается справкой от 23.10.2018 года № 326 начальника 1 Учебного центра в/ч 31612. Л.д. 12.

Установлено также, что после призыва в Вооруженные силы, М. не снят с регистрационного учета по адресу <адрес>, что означает, что коммунальные платежи, а также расходы на оплату жилья, начисляются с учетом М.

Таким образом, при обращении в органы социальной защиты за субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Ефимов В.А. должен был предоставить документы, содержащие сведения о доходах всех зарегистрированных в данном жилом помещении, в том числе сведения о денежном довольствии М.

В соответствии с п. 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 г., представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Таким образом, поскольку Ефимов В.А., при обращении в органы социальной защиты населения за назначением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не предоставил документ, содержащий сведения о денежном довольствии М. зарегистрированного в жилом помещении, и не предоставил документы, подтверждающие размер вносимой им платы за жилое помещение, орган социальной защиты населения, в соответствии с п. 14 Правил правомерно отказал Ефимову В.А. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, поскольку по мнению судебной коллегии, судом неверно применены нормы материального права при разрешении настоящего спора, в частности, статья 14 Федерального закона от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", согласно которой при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы.

Суд не учел, что согласно преамбуле Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2003г. настоящий Федеральный закон устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Правила же от 14.12.2005 г. № 761 предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указывают, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Таким образом статья 14 Федерального закона от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" не применяется к спорным правоотношениям.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Ефимова В.А. в полном объеме.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на то, что суд необоснованно не привлек к участию в деле в качестве ответчика Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, и возложил обязанность по предоставлению субсидии Ефимову В.А. на лицо, не наделенное полномочиями по предоставлению субсидии.

В соответствии с Порядком предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761, решение о предоставлении субсидии принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным им государственным учреждением. В соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Минсоцдемографии Самарской области от 25.12.2012г. № 756, органом, осуществляющим организацию выплаты субсидии, является орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, каковым в Самарской области является Минсоцдемографии Самарской области.

Уполномоченные учреждения осуществляют прием граждан, обеспечивают прием документов представленных заявителем, принимают решение о назначении (отказе в назначении) субсидии, определяют размер субсидии, приостанавливают предоставление субсидии, а также направляют межведомственные запросы в федеральные органы.

Министерство контролирует деятельность уполномоченных органов по предоставлению государственной услуги, и осуществляет деятельность в части организации выплаты субсидии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а :

Отменить решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 апреля 2019 года.

Постановить новое решение. Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требованиях Ефимова В.А. о признании незаконным распоряжения об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 07.12.2018 года № 6808 ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа», о возложении обязанности на ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» предоставить Ефимову В.А. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 ноября 2018 года, о возмещении расходов по оплате государственной пошлины.

Председательствующий

Судьи

33-8205/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ефимов В.А.
Ответчики
ГКУ Самарской области Главное управление социальной защиты населения Центрального округа
Другие
Прокуратура Автозаводского района г.Тольятти
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
18.06.2019Передача дела судье
09.07.2019Судебное заседание
11.07.2020Передача дела судье
11.07.2020Судебное заседание
11.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2020Передача дела судье
27.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее