Дело № 2а-301/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чухлома 18 декабря 2018 года
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Юхман Л.С.,
при секретаре Смирновой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области к Смирнову Н.Б. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №7 по Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением к Смирнову Н.Б. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере <данные изъяты> и пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>.
Заявление мотивировано тем, что Смирнов Н.Б. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №7 по Костромской области в качестве налогоплательщика.
В соответствии с ст. 57 Конституции РФ, п.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.ст. 357-363 НК РФ, ст.ст. 3,4 закона Костромской области от 28.11.2002 года № 80-ЗКО «О транспортном налоге» Смирнов Н.Б. признается налогоплательщиком и обязан уплатить транспортный налог.
Налогоплательщику на праве собственности по сведениям УГИБДД по Костромской области принадлежат следующие транспортные средства:
марки СЕАЗ <данные изъяты>
марки М412ИЭ, <данные изъяты>
марки Т-25А, <данные изъяты>
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно ст. 363 НК РФ срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего истекшим налоговым периодом.
Расчет транспортного налога производится на следующей формуле: Налоговая база * налоговая ставка (%) * количество месяцев пользования объектом - сумма налоговых льгот = сумма налога.
Исходя из представленной формулы Смирнову Н.Б. исчислен транспортный налог за 2014, 2015 и 2016 год в размере <данные изъяты>. по сроку уплаты 01.12.2017 года по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Общая сумма к взысканию транспортного налога за 2014, 2015 и 2016 год с учетом примененных льгот составляет <данные изъяты>.
В установленный законом срок налогоплательщиком транспортный налог за 2014, 2015 и 2016 год не уплачен (срок уплаты налога 01.12.2017 года).
В связи с тем, что налог не был уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п.3 ст. 58, п.3 ст. 75 НК РФ, были начислены пени в размере <данные изъяты>.
Расчет пени производится по формуле: недоимка для пени (<данные изъяты>,00) * (ставка пени или 1/300 ставка Центробанка РФ (0,000275) *1/100) * количество дней просрочки (2 дн.).
Всего к уплате по транспортному налогу <данные изъяты>., в т.ч.: налог - <данные изъяты>,00 руб. и пени - <данные изъяты> руб.
Налоговым органом в отношении Смирнова Н.Б. выставлено требование от 04.12.2017 года №, в котором сообщалось о наличии у него задолженности о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.
Указанное требование направлено в адрес налогоплательщика филиалом ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в г.Москве по почте заказным письмом.
Ранее налоговая инспекция обращалась за взысканием указанной задолженности в МССУ №49 Чухломского судебного района Костромской области, по результатам рассмотрения был вынесен судебный приказ от 20.06.2018 года №2а-338/2018. В связи с поступившими возражениями от налогоплательщика судебный приказ был отменен, о чем свидетельствует определение от 06.07.2018 года.
До настоящего времени указанная сумма задолженности в бюджет не поступила. В связи с этим, Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области, руководствуясь ст. 31, 48 НК РФ и ст. 289-293 КАС РФ, просила суд взыскать со Смирнова Н.Б задолженность на общую сумму <данные изъяты>., в том числе транспортный налог за 2014,2015, 2016 год в размере <данные изъяты>., пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
И.О. начальника межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области С.Р. Курочкина ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.
Кроме того, административный истец уточнил исковые требования, уменьшив сумму иска и просил взыскать со Смирнова Н.Б. задолженность в сумме <данные изъяты>., из которых <данные изъяты>.- транспортный налог на автомобиль М 412ИЭ, исчисленный за 2014, 2015, 2016 год; <данные изъяты>.- пеня, начисленная за неуплату транспортного налога.
Административный ответчик Смирнов Н.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен своевременно и надлежащим образом. В своем заявлении от 27.11.2018 года просил рассмотреть административное дело в его отсутствии, поскольку явиться в судебное заседание не сможет по состоянию здоровья (<данные изъяты>). Указал, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку автомобиль марки М412ИЭ был им утилизирован 5-6 лет назад, номерные знаки и ПТС он сдал в РЭП г. Галича. Трактора Т-25А у него не было, возможно он принадлежит его тезке -Смирнову Н.Б., проживающему в <адрес>.
Руководствуясь положениями ч. 7 ст. 150 КАС РФ и ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
Изучив представленные доказательства в их совокупности, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Обязанность каждого лица к уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ).
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в частности, уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Плата законно установленных налогов и сборов является конституционной обязанностью каждого (ст. 57 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст.ст. 14, 15 НК РФ транспортный налог является видом региональных налогов и сборов.
Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах отдельно по каждому транспортному средству.
В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Костромской области от 28.11.2002 года N 80-ЗКО «О транспортном налоге».
Статьей 3 указанного Закона установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Как следует из материалов дела, на основании сведений УГИБДД по Костромской области за Смирновым Н.Б. зарегистрировано три транспортных средства, а именно:
марки СЕАЗ <данные изъяты>
марки М412ИЭ, <данные изъяты>
марки Т-25А, <данные изъяты>
Факт принадлежности данных транспортных средств Смирнову Н.Б. подтвержден сведениями, представленными административным истцом (л.д. 19).
В соответствии с п. 1.3 ч. 1 ст. 5 Закона Костромской области от 28.11.2002 года N 80-ЗКО «О транспортном налоге» от уплаты налога освобождаются инвалиды всех категорий в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно, мотоколясок, мотоциклов и моторных лодок.
Согласно ч. 4 ст. 5 указанного Закона налогоплательщикам - физическим лицам льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются на одно транспортное средство по их усмотрению.
Налоговой инспекцией был исчислен транспортный налог за 2014, 2015 и 2016 год, Смирнову Н.Б. направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № с расчетом транспортного налога с учетом налоговых льгот по сроку уплаты 01.12.2017 года.
Согласно указанного налогового уведомления Смирнову Н.Б. исчислен транспортный налог за 2014,2015,2016 год за два транспортных средства: марки М412ИЭ, мощностью <данные изъяты>. за каждый год, марки Т-25А, <данные изъяты>. за каждый год. За транспортное средство марки <данные изъяты> налог не исчислен, предоставлена льгота в размере 400 руб. (100 %). Общая сумма налога к уплате составила <данные изъяты>.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговые органы, как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ст.57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями пункта 1 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В указанный в уведомлении срок сумма транспортного налога Смирновым Н.Б. не уплачена, в связи с чем, на них в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ налоговой инспекцией были начислены пени.
В связи с неуплатой транспортного налога по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ №, заказным почтовым отправлением Смирнову Н.Б. было направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 04.12.2017 года в сумме <данные изъяты> со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: недоимка в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>.
Указанное требование Смирновым Н.Б. не исполнено до настоящего времени.
В соответствии с п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
06.07.2018 года мировым судьей судебного участка № 49 Чухломского судебного района Костромской области было вынесено определение об отмене судебного приказа, вынесенного 20.06.2018 года по заявлению межрайонной ИФНС России № 2 по Костромской области о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, которым с должника Смирнова Н.Б. в пользу взыскателя взыскана задолженность по транспортному налогу в размере <данные изъяты>., пеня по транспортному налогу в размере <данные изъяты>.
С административным исковым заявлением Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Костромской области обратилась в суд 06.11.2018 года. Срок подачи заявления о взыскании задолженности по налоговым платежам в исковом порядке административным истцом не был пропущен.
В ходе подготовки административного дела к рассмотрению административный ответчик Смирнов Н.Б. заявил, что транспортное средство марки М412ИЭ, 1979 <данные изъяты>, было снято с регистрационного учета по утилизации примерно 5-6 лет назад, а транспортного средства марки Т-25А, <данные изъяты> у него в собственности никогда не было. На территории Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района проживает его тезка - Смирнов Н.Б., в собственности которого возможно находится указанный административным истцом трактор.
В соответствии с карточкой учета, представленной РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ владельцем транспортного средства марки М412ИЭ, <данные изъяты>, является Смирнов Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>.
В силу п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом времени, когда транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика.
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (ред. от 06.10.2017) юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В случае утилизации (уничтожения) транспортного средства основанием для налоговых органов и налогоплательщиков не начислять транспортный налог является документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства, выданный организацией, фактически осуществляющей данные действия.
Налоговый орган в целях налогообложения использует сведения о государственной регистрации транспортных средств, представленные уполномоченным государственным органом, в достоверности и обоснованности которых у Инспекции нет оснований сомневаться. Опровергать данные сведения и представлять надлежащую информацию в данном случае обязан собственник транспортных средств.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 июня 2009 года N 835-О-О, Федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такое правовое регулирование само по себе не может рассматриваться как нарушающее права налогоплательщика.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Поскольку доказательств утилизации вышеуказанного транспортного средства и в связи с этим, снятия его с регистрационного учета, административным ответчиком ни административному истцу, ни в суд представлено не было, оснований для освобождения Смирнова Н.Б. от уплаты начисленного налога на транспортное средство марки М412ИЭ <данные изъяты>, не имеется.
Доводы административного ответчика Смирнова Н.Б. об отсутствии у него когда-либо в собственности трактора Т-25А нашли подтверждение в ходе разбирательства дела.
По информации, представленной по запросу суда администрацией Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района от 10.12.2018 года на территории <адрес> действительно зарегистрирован и проживает Смирнов Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. <адрес>.
Одновременно с указанной информацией в суд были направлены налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Смирнова Н.Б. (ИНН №) с расчетом транспортного налога за 2017 года начисленного на трактор Т-25А, <данные изъяты> и квитанции об уплате Смирновым Н.Б. транспортного налога за 2014, 2015, 2016, 2017 год.
По сведениям, представленным инспекцией гостехнадзора по Солигаличскому и Чухломскому муниципальным районам, согласно записям в книге регистрации за 1997 год трактор Т-25А, государственный регистрационный знак № зарегистрирован за Смирновым Н.Б., проживающим по адресу: <адрес>. В электронной базе учета техники данный трактор ошибочно числится за Смирновым Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающим по адресу: <адрес>.
Согласно представленной копии листов книги регистрации транспортных средств в инспекции гостехнадзора по Солигаличскому и Чухломскому муниципальным районам под номером 30 указано транспортное средство: трактор марки Т-25А, <данные изъяты> от 13.04.1993 года, свидетельство о регистрации серии АА №, регистрационный знак №, зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ за Смирновым Н.Б., проживающим по адресу: <адрес>.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что трактор Т-25А было ошибочно зарегистрирован на административного ответчика, поскольку с 1997 года данное транспортное средство принадлежало Смирнову Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему в д. <адрес>.
В связи с данными обстоятельствами, административный истец уточнил заявленные требования.
Таким образом, на момент разрешения административного спора общий размер задолженности Смирнова Н.Б. с учетом недоимки по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 год за автомобиль марки М412ИЭ с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> и пени, начисленных на указанную недоимку, в размере <данные изъяты> руб., составляет <данные изъяты>.
Указанная сумма задолженности подлежит взысканию с административного ответчика Смирнова Н.Б.
Кроме того, в соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика Смирнова Н.Б. подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная по правилам п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, от уплаты которой при подаче административного иска в суд был освобожден административный истец и которая подлежит зачислению в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать со Смирнова Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области задолженность по уплате транспортного налога и пени в сумме <данные изъяты>, в том числе: недоимка по транспортному налогу за 2014, 2015 и 2016 год в размере <данные изъяты> и пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2014, 2015 и 2016 год в размере <данные изъяты>.
Взыскать со Смирнова Н.Б. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Юхман Л.С.