Решение по делу № 2-66/2023 от 07.02.2023

Дело № 2-66/2023

УИД: 87RS0002-01-2023-000063-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 апреля 2023 года                                  пгт. Угольные Копи

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Замалетдинова А.А.,

при секретаре судебного заседания Манатовой А.В., с участием:

помощника Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа Гапченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования сельского поселения Усть-Белая о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Анадырский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования сельского поселения Усть-Белая о возложении обязанности совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, в ходе проведенной Анадырской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что объекты недвижимого имущества <данные изъяты> эксплуатируются <данные изъяты>. Из акта осмотра здания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз, следует, что водозабор расположен на территории Анадырского муниципального образования сельского поседения Усть-Белая, географические координаты водозаборных скважин: скважина северной широты, восточной долготы.

Согласно акту осмотра водовода от 26.08.2022, <данные изъяты>. Данные объекты находятся в удовлетворительном состоянии и подлежат дальнейшей эксплуатации. При этом они в реестрах федерального, государственного имущества Чукотского автономного округа, муниципального имущества не числятся, что подтверждается сведениями Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе, администраций Анадырского муниципального района и сельского поселения Усть-Белая. Поскольку вышеуказанные объекты недвижимого имущества, расположенные на территории сельского поселения Усть-Белая Анадырского муниципального района, не имеют собственника, то являются бесхозяйными. С учётом предоставленных органу местного самоуправления полномочий, постановка на учёт данных объектов в качестве бесхозяйных является обязанностью администрации муниципального образования сельского поселения Усть-Белая. В целях устранения нарушений закона и принятия мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, 31 октября 2022 года межрайонной прокуратурой внесено представление Главе Администрации сельского поселения Усть-Белая. До настоящего времени Администрацией сельского поселения Усть-Белая не принято мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по постановке указанных объектов недвижимого имущества на учёт как бесхозяйных.

Просит суд обязать Администрацию муниципального образования сельского поселения Усть-Белая в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, а именно: <данные изъяты>.

Определение судьи от 28 февраля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена <данные изъяты> (л.д. 62-65).

В судебном заседании прокурор Гапченко А.В. поддержал исковое заявление.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования сельского поселения Усть-Белая в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя (л.д. 132, 133, 206).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя (л.д. 132, 134, 207).

В отзыве на исковое заявление представитель <данные изъяты> оставил разрешение спора на усмотрение суда (л.д. 97).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя (л.д. 132, 135, 209).

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел гражданское дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992                          № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ввиду того, что вышеуказанные объекты относятся к водоснабжению и являются бесхозяйными, не обеспечено надлежащее содержание данного недвижимого имущества, что в свою очередь может привести к возникновению аварийных ситуаций и неблагоприятной обстановке, угрожающей жизни и здоровью людей, суд полагает, что имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг по водоснабжению, проживающих на территории сельского поселения Снежное Анадырского муниципального района, по бесперебойному обеспечению данными услугами в необходимых потребителям объемах. Указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу п.п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно подпункту 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015                  № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Как следует из пунктов 5, 5.2 и 5.2.29 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» Министерство экономического развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Пунктами 5, 5.26 (7) и 5.26 (7.14) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, определено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты о порядке принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Пунктами 1 и 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015                № 931, установлено, что настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, в силу приведенных выше положений нормативных актов следует, что правом на обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей наделены органы местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, на территории которого это имущество находится, а на межселенных территориях - органы местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с абз.1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003               № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, в том числе в сельских поселениях, а правовую основу местного самоуправления согласно статье 4 данного федерального закона составляет также Гражданский кодекс Российской Федерации.

Исходя из положений статей 2, 10, 11 приведенного федерального закона сельское поселение имеет свою территорию и границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, а применительно к муниципальному району, объединяющему несколько сельских поселений или поселений и межселенных территорий, в границах общей территории местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ определены вопросы местного значения городского, сельского поселения.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003               № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Устава Анадырского муниципального района, администрация Анадырского муниципального района при управлении имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, осуществляет постановку на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории муниципального района, не входящей в границы поселений, входящих в состав муниципального района, признание в суде в установленном законом порядке права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое и недвижимое имущество, находящееся на территории муниципального района, не входящей в границы поселений (л.д. 176).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Устава сельского поселения Усть-Белая Анадырского муниципального района к вопросам местного значения сельского поселения Усть-Белая относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (текст Устава размещён на сайте https://anadyr-mr.ru/regulatory/docs/npa-ust-belaya/ustav.pdf).

Как следует из материалов дела и установлено судом, <данные изъяты>, являются бесхозяйными недвижимыми объектами имущества, которые находятся в границах муниципального образования сельского поселения Усть-Белая (л.д. 59, 72), эксплуатируются и находятся на обслуживании <данные изъяты>, что подтверждается актами осмотра объектов (л.д. 9, 10, 12, 123), к числу объектов, имеющих межселенческий характер, не относятся, предназначены исключительно для удовлетворения нужд жителей сельского поселения Усть-Белая в водоснабжении, водоотведении.

Учитывая указанные обстоятельства во взаимосвязи с системным толкованием положений пунктов 1 и 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , пунктов 1 и 3 ст. 225 ГК РФ, подпункта 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статей 2, 10, 11, п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд приходит к выводу об отнесении вопроса принятия на учет бесхозяйственных недвижимых объектов имущества, расположенных в пределах территории с. Усть-Белая, к ведению Администрации сельского поселения Усть-Белая.

Согласно информации из Реестра государственного имущества Чукотского автономного округа Комитета имущественных отношений Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа от 24.08.2022 и от 16.03.2023, Реестра федерального имущества Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе от 22.08.2022 и от 13.03.2023, Реестра муниципального имущества Анадырского муниципального района Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района от 15.03.2023, объекты – <данные изъяты>, в реестрах федерального, государственного и муниципального имущества не числится и Администрацией сельского поселения Усть-Белая Анадырского муниципального района в муниципальную собственность до настоящего времени не приняты, на баланс и обслуживание организациям коммунального и энергетического комплекса не переданы (л.д. 20-21, 22-23, 95, 120, 121).

При рассмотрении дела судом установлено, что сведений о зарегистрированных прав на земельный участок под указанными объектами в не имеется, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.03.2023 (том 2 л.д. 85-94).

Из письма Администрации Анадырского муниципального района от 13.10.2022 следует, что Администрация Анадырского муниципального района в органы Росреестра для постановки спорного имущества на учёт, как бесхозяйное не обращалась (л.д. 24).

В соответствии с Перечнем муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и имущества Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа, передаваемых в собственность сельского поселения Усть-Белая, утвержденных Законом ЧАО от 21.12.2007 № 164-ОЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Анадырским муниципальным районом Чукотского автономного округа и отдельными поселениями, входящими в его состав» бесхозяйственные недвижимые объекты имущества, указанные в иске, сельскому поселению Усть-Белая не передавались.

Исходя из анализа приведенных норм права, доказательств, представленных сторонами в обоснование своей позиции по делу, учитывая, что спорное имущество находится исключительно в границах сельского поселения Усть-Белая Анадырского муниципального района, с учетом содержания п. 5 ч. 1 ст. 43 Устава Анадырского муниципального района, п. 3 ч. 1 ст. 11 Устава сельского поселения Усть-Белая Анадырского муниципального района, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация сельского поселения Усть-Белая, в связи с чем полагает возможным удовлетворить исковые требования Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа и возложить на Администрацию сельского поселения Усть-Белая Анадырского муниципального района обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества по указанным в иске объектам недвижимого имущества в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, возлагающего на ответчика обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что указанный прокурором 6 месячный срок исполнения решения суда является достаточным и обоснованным. Увеличение указанного срока в случае необходимости по объективным причинам возможно на стадии исполнения решения суда.

    В соответствии с п.п. 9, 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, Анадырский межрайонный прокурор, ответчик Администрация муниципального образования сельского поселения Усть-Белая освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования сельского поселения Усть-Белая Чукотского автономного округа о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Возложить на Администрацию муниципального образования сельского поселения Усть-Белая (ИНН 8701004329, ОГРН 1078709001491) обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по следующим объектам недвижимого имущества: <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Чукотского автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                        А.А. Замалетдинов

Мотивированное решение суда изготовлено 5 апреля 2023 года.

2-66/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Анадырский межрайонный прокурор
Ответчики
Админстрация муниципального образования сельского поселения Усть-Белая
Другие
Государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз"
Администрация Анадырского муниципального района
Суд
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа
Судья
Замалетдинов Альберт Айратович
Дело на сайте суда
anadyr.chao.sudrf.ru
07.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2023Передача материалов судье
08.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2023Подготовка дела (собеседование)
17.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2023Судебное заседание
05.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее