2а-487/2018 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
19 апреля 2018 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Запорожской В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми к Цебоевой Виктории Николаевне о взыскании задолженности по налогам,
установил:
ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми обратилась в суд с иском к Цебоевой В.Н. о взыскании задолженности в размере 179138,56 руб., в том числе: пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 1,14 руб.; пени по транспортному налогу в размере 663 руб.; недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемой по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 110690 руб., и пени в размере 9990,41 руб.; недоимки по земельному налогу в размере 57602 руб. и пени в размере 192,01 руб., ссылаясь на то, что ответчик в 2015 году являлась собственником транспортного средства: ЛЕНД РОВЕР ФРИЛЕНДЕР 2; квартир и иных строений, расположенных в г.Воркута, а также земельных участков, расположенных в г.Воркута, однако в установленные сроки соответствующие налоги не оплатила. Одновременно истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд по тем основаниям, что обязанность по уплате налога не исполнена до настоящего времени.
29.03.2018 от административного истца поступило уточнённое заявление, в котором истец просит взыскать с Цебоевой Виктории Николаевны недоимку по налогам в общей сумме 174 329,08 руб., в том числе земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 57 602,00 руб., пени в размере 192,01 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 110 690,00 руб., пени в размере 5 845,07 руб. (1991,67 руб. – остаток пени по требованию от 26.06.2014 №1089, 3484,43 руб. – остаток пени по требованию от 09.11.2016 №8233, 368,97 руб. – пени по требованию от 12.12.2016 №12149).
В судебное заседание административный истец представителя не направил, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась. Судебные повестки, направленные ответчику по адресу регистрации, возвращены в суд по истечении срока хранения в связи с неявкой адресата в отделение почтовой связи за судебной корреспонденцией.
Частью 1 ст.96 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, не сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.
В п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 разъяснено, что ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Сам факт неполучения извещений, своевременно направленных по месту жительства ответчика заказной корреспонденцией, не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении ответчика судом о дате судебного заседания, а расценивается как отказ от получения судебного извещения (ст.100 КАС РФ).
Кроме того, в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лиц в суд по указанным основаниям является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, в том числе при разрешении встречных исковых требований, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что последним известным местом жительства ответчика является <адрес> в г.Воркута, что подтверждается справкой ОВМ ОМВД России по г.Воркуте.
С учетом требований ч.2 ст.289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Горного судебного участка № 2а-2742/2017, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ и пункт 1 статьи 23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (часть 1 статьи 388 НК РФ).
Объектом налогообложения, в силу части 1 статьи 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (часть 1 статьи 391 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 4 статьи 391 НК РФ).
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 НК РФ.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1 (действовавшего до 01.01.2015) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
В силу ст. 5 указанного Закона исчисление налогов производится налоговыми органами, налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года.
Согласно ст. 2 Закона РФ объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Частью 1 статьи 358 НК РФ к объектам налогообложения отнесены автомобили.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (статья 357 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.
Законом Республики Коми от 26.11.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона Республики Коми от 26.11.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 359, части 1 статьи 361, части 1 статьи 360 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, а налоговым периодом признается календарный год.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 363 НК РФ).
Согласно п. 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
По сведениям Управления ГИБДД России, за ответчиком зарегистрировано транспортное средство с 09.10.2014 по настоящее время – ЛЕНД РОВЕР ФРИЛЕНДЕР 2, г.р.з. У345ВН750.
В 2015 году в собственности ответчика имелись квартиры, расположенные по адресам: г<адрес> иные строения, помещения и сооружения: расположенные по адресам: <адрес> (11:16:1703002:526 и 11:16:1703002:574), а также земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, 11:16:1704009:1273 и по <адрес>, 11:16:1703002:450.
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2009-2012 гг., 30.06.2014 в адрес ответчика было направлено требование №1089 от 26.06.2014, в котором предложено в срок до 16.07.2014 оплатить пени в сумме 3023,97 руб.
Из письменного расчета пени следует, что в указанное требование №1089 включена сумма пени на налог за 2012 год (33209,90 руб.) в размере 522,97 руб., оставшаяся сумма пени на налог за 2012 год в размере 1632,35 руб. включена в требование №14059 от 26.06.2014 (требование уточненное, первоначальное требование от 18.11.2013 отозвано). Сумма налога за 2010 год в размере 3008,37 руб. и пени на данную задолженность погашены: 189,51 руб. – 01.11.2012 и 2818,67 руб. – 24.12.2012. В требовании №1089 ссылка на данную недоимку ошибочна. Сумма пени в требование не включена. Остаток задолженности по требованию с учетом уменьшения пени составляет 1991,67 руб. Сумма налога за 2012 год по сроку уплаты 01.11.2013 в размере 33209 руб. была уменьшена 07.05.2015 до 17701,56 руб., но по сроку уплаты 01.11.2013, остаток непогашенной задолженности 15507,44 руб.
С учетом сведений об объектах права собственности ИФНС сформировано налоговое уведомление № 68440245 от 12.09.2016, в котором административному ответчику предложено оплатить в срок до 01.12.2016 транспортный налог за 2015 год в сумме 18000 руб.; земельный налог за 2015 год в сумме 57602 руб.; налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 110690 руб.
В связи с неуплатой налога в установленный срок, 15.11.2016 в адрес ответчика было направлено требование № 8233, в котором предложено в срок до 20.12.2016 погасить задолженность по уплате пени (транспортный налог) в сумме 539,89 руб. и 69,37 руб., а также пени по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 7630,91 руб.
20.12.2016 в адрес ответчика было направлено требование № 12149, в котором предложено в срок до 20.01.2017 погасить имеющуюся недоимку по состоянию на 12.12.2016 по транспортному налогу за 2015 год в сумме 18000 руб. и пени 60 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 110690 руб. и пени 368,97 руб., по земельному налогу за 2015 год в сумме 57602 руб. и пени 192,01 руб. по сроку уплаты до 01.12.2016.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
На основании статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п.1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.3).
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 95 (часть 1) КАС РФ определено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
19.05.2017 ИФНС России по г.Воркуте обратилась к мировому судье Горного судебного участка г.Воркуты с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Цебоевой В.Н. пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 0,41 руб. и 0,08 руб. (2011-2015); пени по транспортному налогу в размере 663 руб. (2010-2015); недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 110690 руб. (2015) и пени в размере 9990,41 руб. (2011-2015); недоимки по земельному налогу в размере 57602 руб. (2015) и пени в размере 192,01 руб. (2015); пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 0,65 руб. (2011-2015).
23.05.2017 мировым судьёй Горного судебного участка г.Воркуты вынесен судебный приказ №2а-2742/2017 о взыскании с Цебоевой В.Н. задолженности по уплате налогов в общем размере 179138,56 руб.
В связи с поступившими от Цебоевой В.Н. возражениями, определением мирового судьи от 23.06.2017 судебный приказ №2а-2742/2017 был отменен.
Исковое заявление направлено в Воркутинский городской суд 30.01.2018.
При таких обстоятельствах налоговый орган обязан был обратиться с требованием о взыскании налога, пеней в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьёй определения об отмене судебного приказа, т.е. до 23.12.2017, тогда как заявление было подано 30.01.2018, т.е. с пропуском срока.
По мнению административного истца, уважительными причинами пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением является неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Однако указанные основания не могут являться уважительной причиной пропуска срока.
Других уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с административным иском после получения документов от мирового судьи административный истец не указал и доказательств не представил.
Пропуск срока обращения в суд исключает возможность удовлетворения требований независимо от обоснованности заявленных требований по существу. Соответственно, в удовлетворении требований административного иска надлежит отказать в связи с пропуском налоговым органом срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воркуте Республике Коми к Цебоевой Виктории Николаевне о взыскании недоимки по налогам в общей сумме 174 329,08 руб., в том числе земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 57 602,00 руб., пени в размере 192,01 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 110 690,00 руб., пени в размере 5 845,07 руб. - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий |