Решение по делу № 3а-167/2021 от 22.12.2020

дело № 3а-167/2021(№3а-662/2020)

                                                                                               36OS0000-01-2020-000531-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж                                                                                            14 апреля 2021 года

Воронежский областной суд в составе

председательствующего судьи Трофимовой М.В.,

при секретаре Жуковской И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Самородского И.А.                                              к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной стоимости,

установил:

Самородский И.А. обратился в суд с названным выше административным иском, указывая, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером площадью 317,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, назначение – нежилое, наименование – клуб, кадастровая стоимость в отношении которого установлена по состоянию на 10 июля 2012 года в размере 8 735 791,29 руб.

Ссылаясь на то, что административный истец как собственник объекта недвижимости обязан уплачивать налог, исходя из размера его кадастровой стоимости, которая значительно превышает размер рыночной стоимости на дату оценки, просит установить в отношении указанного нежилого здания кадастровую стоимость равную его рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика ООО «Агентство независимой экспертизы собственности № 890 от 15 декабря 2020 года, в размере               1 506 150 руб.

В поступившем в суд заявлении Самородский И.А. просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также указывает о том, что согласен с результатами судебной экспертизы по определению рыночной стоимости нежилое здание размере 3 101 627 руб., что оплата за производство судебной экспертизы им была произведена.

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались;

Учитывая изложенное, суд на основании части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что административному истцу Самородскому И.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , площадью 317,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> вид объекта – здание, наименование: клуб, назначение нежилое, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 36-АД №867562 от 18 февраля 2015 г. и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № КУВИ-001/2021-386819 от 13 января 2021 года.

Результаты государственной кадастровой оценки недвижимости объектов на территории Воронежской области были утверждены постановлением правительства Воронежской области № 1247 от 27 декабря 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Воронежской области».

Согласно представленным сведениям о кадастровой стоимости нежилого здания Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Воронежской области от 24 ноября 2020 года, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена по состоянию на 10 июля 2012 года в размере 8 735 791,29 руб. и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 ноября 2020 года (л.д. 16-18).

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года                № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путем их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

В данном случае результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, поскольку в силу положений ст. ст. 402, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, относящихся к недвижимому имуществу физических лиц, определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Согласно статье 1 Закона Воронежской области от 19 июня 2015 года № 105-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Воронежской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», единой датой применения на территории Воронежской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена дата 1 января 2016 года.

При этом суд полагает необходимым отметить следующее.

Из абзаца 2 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 следует, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.

Из материалов дела следует, что оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания были внесены в государственный кадастр недвижимости 8 февраля 2013 года.

В соответствии с абзацем 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Между тем, следует отметить, что пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены.

В связи с изменением закона очередная (по истечении 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) оценка кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу нежилого здания не проводилась.

Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, исключены и учитывая, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в Воронежской области, оспариваемая кадастровая стоимость является действующей и подлежит применению                      в правоотношениях с участием административного истца, в связи с чем имеются основания к рассмотрению дела по существу.

Под рыночной стоимостью объекта оценки на основании статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

При этом суд учитывает, что в силу положений абзаца 28 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при разрешении требований заявителя.

В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года                           №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец в качестве доказательства представил отчет оценщика ООО «Агентство независимой экспертизы собственности» № 890 от 15 декабря 2020 года, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером                                по состоянию на 10 июля 2012 года составляет 1 506 150 руб. (л.д. 20-76).

Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).

На основании статьи 77 КАС РФ и с целью правильного и всестороннего рассмотрения дела в пределах юридически значимых обстоятельств, установление которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда от 22 января 2021 года по настоящему делу была назначена судебная экспертиза по вопросу соответствия представленного отчета об оценке требованиям федеральных стандартов оценки и определения по состоянию на 10 января 2012 года рыночной стоимости спорного нежилого здания, производство которой было поручено ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно заключению эксперта ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции № 975/6-4 от 12 марта 2021 года оценщиком                      ООО «Агентство независимой экспертизы собственности» в отчете об оценке № 890 от 15 декабря 2020 года допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, информация, использованная оценщиком, не является достаточной, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 10 июля 2012 года составляет 3 101 627 руб. (л.д. 128-140).

В силу статей 8, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ                                 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме, в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Оценивая заключение эксперта ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции № 975/6-4 от 12 марта 2021 года применительно к положениям статей 61, 82 и 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заключение эксперта соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Закона об оценочной деятельности, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденных приказами Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, № 298 и от 25 сентября 2014 года № 611, оснований не доверять данному заключению не имеется, поскольку оно составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, при этом выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования.

    Таким образом, проанализировав заключение судебной экспертизы                                   в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд считает возможным принять заключение эксперта ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции № 975/6-4 от 12 марта 2021 года в качестве допустимого и надлежащего доказательства, учитывая, что доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности заключения эксперта, административными ответчиками не представлено, при этом участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка не обращались.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости                                        и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Как следует из материалов дела, Самородский И.А. обратился в суд 22 декабря 2020 года, следовательно, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания в данном случае является 22 декабря 2020 года.

В силу статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На основании изложенного, суд считает возможным установить кадастровую стоимость нежилого здания равной рыночной стоимости по состоянию на 10 июля 2012 года (на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость) в размере, определенном в заключении эксперта ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции № 975/6-4 от                      12 марта 2021 года, и датой подачи заявления считать 22 декабря 2020 года.

При этом по смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость равной рыночной устанавливается по дату внесения                                            в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ                                      «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, решение суда, вступившее в законную силу, будет являться основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 114, 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

    административное исковое заявление Самородского И.А. об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 317,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, назначение – нежилое, наименование – клуб, по состоянию на 10 июля 2012 года в размере рыночной стоимости 3 101 627 (три миллиона сто одна тысяча шестьсот двадцать семь) рублей.

Датой подачи заявления считать 22 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                               М.В. Трофимова

3а-167/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самородский Игорь Адьевич
Ответчики
Управление Росреестра по Воронежской области
Правительство Воронежской области
Другие
Щербатых Софья Борисовна
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Трофимова Мария Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
22.12.2020Регистрация административного искового заявления
23.12.2020Передача материалов судье
23.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2021Судебное заседание
14.04.2021Производство по делу возобновлено
14.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее