верховный суд
республики Бурятия
Судья Баторова Д.А. поступило 15.04.2022 года
Номер дела суда 1 инст. 2-398/2022 № 33-1601/2022
УИД 04RS0007-01-2021-010470-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2022 года гор. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ивановой В.А.
судей коллегии Чупошева Е.Н., Богдановой И.Ю.,
при секретаре Дармаеве Ж.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах Радионовой С.И. к Министерству социальной защиты населения РБ об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Тыгылдыровой В.Д.
на решение Железнодорожного районного суда гор.Улан-Удэ от 16 февраля 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обеспечить Радионову С.И., ... года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Улан-Удэ.
Заслушав доклад судьи Богдановой И.Ю., выслушав участников судебного разбирательства, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
В суд обратился прокурор Советского района г.Улан-Удэ, действующий в интересах Радионовой С.И., с иском об обязании ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в г.Улан-Удэ.
Требования мотивированы тем, что истец, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В суде первой инстанции помощник прокурора Цыбикова Е.Н., Радионова С.И. на требованиях настаивали.
Представитель ответчика Данзанова С.В. требования не признала, просила в требованиях отказать.
Решением суда первой инстанции требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Тыгылдырова В.Д. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что истец была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в возрасте 38 лет, сведений о причинах по которым Радионова не была включена в список и не постановлена на учет нуждающихся в жилых помещениях ранее, до достижения 23 лет, материалы дела не содержат.
В суд апелляционной инстанции прокурор Дмитриева Ю.А. возражала против отмены решения суда поясняя, что в силу своего заболевания истец не имела возможности ранее обратиться в суд, потому причины пропуска срока обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье, являются уважительными.
Истец Радионова С.И. соглашалась с доводами прокурора.
Представитель ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения стороны, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец Радионова С.И. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилья не имеет, в связи с чем, подлежит обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п. 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 г. № 102 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.2 Положения уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. Формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется Министерством с разбивкой по муниципальным районам и городским округам в Республике Бурятия в соответствии с Законом Республики Бурятия от 22.12.2012 N 3102-IV "Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия" на основании списков, предоставляемых органами опеки и попечительства (пункт 5). Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам осуществляется Министерством по месту их жительства с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения (пункт 7).
В соответствии: с п.п. 3, 4 и 5 п. 3.21 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия", утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 года № 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В материалы дела представлено решение Советского районного суда гор.Улан-Удэ от 01 июля 2021 года согласно которого Радионова С.И., ... года рождения, признана лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из указанного решения следует, что с момента рождения Радионова С.И. находилась в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать отказалась от нее когда истцу было 10 месяцев, отец в свидетельстве о рождении ребенка не указан.
Согласно справки МСЭ от 11 апреля 2002 года Радионова С.И. является <...>, <...> <...>». Из представленной медицинской карты Радионовой С.И. следует, что <...>.
<...>
Согласно распоряжения Администрации Советского района г.Улан-Удэ от 23.09.2021 года № 804 Радионова С.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно данным филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республики Бурятия, Российской Федерации у истца Радионовой С.И., матери истца ФИО1 недвижимое имущество отсутствуют.
Согласно сообщения начальника отдела по жилищным вопросам и обращениям граждан Администрации Советского района гор.Улан-Удэ по состоянию на 02.09.2021 года договора социального найма на жилые помещения на территории орг. Улан-Удэ с Радионовой С.И. не заключались.
В настоящее время Радионова С.И. собственного жилья не имеет.
Оценив в совокупности представленные доказательства и обстоятельства снятия и постановки истца на учет нуждающихся в жилье, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, т.к. они основаны на верно установленных обстоятельствах, с учетом приведенных норм права.
Доводы апеллянта о том, что истец не должна была быть поставлена на учет нуждающихся в жилье по достижении ею 23 летнего возраста судебной коллегией обсуждены.
Исходя из положений ч. ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вместе с тем, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, указано, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись: - ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся, не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец по достижении совершеннолетия была признана <...>. <...> не могла самостоятельно реализовать свое право путем своевременного обращения с заявлением о постановке ее на соответствующий учет нуждающихся в жилье.
Социальные учреждения, в которых проживала Радионова до возраста 35 лет, обязаны были принять меры к тому, чтобы истец, <...> была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок-сирота, для получения в дальнейшем жилого помещения.
Поскольку уважительность причин пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается объективными причинами, ссылки ответчика на неисполнение истцом обязанности по постановке на учет судебной коллегией отклоняются.
Судебная коллегия считает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда гор.Улан-Удэ от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи: