апелляционное дело № 33-4475/2023 УИД 21RS0024-01-2023-002139-48
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 декабря 2023 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В., судей Карачкиной Ю.Г. и Димитриевой Л.В.
при секретарях Федотовой Е.С., Ефимовой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Чувашской Республики в лице казенного учреждения Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики к Павлову Евгению Витальевичу о взыскании неосновательного обогащения, поступившее по апелляционному представлению истца на решение Калининского районного суда г.Чебоксары от 21 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия
установила :
30 мая 2023 года заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары Тихонов П.Н. в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Чувашской Республики в лице казенного учреждения Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – КУ ЦЗН Чувашской Республики Минтруда Чувашии, Учреждение) с иском к Павлову Е.В., указав, что в ходе проверки законности постановки в КУ ЦЗН Чувашской Республики Минтруда Чувашии граждан на учет в качестве безработных и предоставления им пособий по безработице прокуратурой района установлено, что в отдел КУ ЦЗН Чувашской Республики Минтруда Чувашии по г.Чебоксары (далее – отдел ЦЗН по г.Чебоксары) 10 апреля 2020 года в целях получения услуги содействия в поиске подходящей работы обратился Павлов Е.В., указав при этом, что он не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и самозанятого гражданина, не является учредителем (участником) организации любой формы собственности, не имеет работы и заработка; приказом от 26 декабря 2020 года Павлов Е.В. снят с учета с 4 августа 2020 года в связи с получением пособия по безработице обманным путем, так как в ходе проверочных мероприятий было установлено, что в период состояния на учете в Учреждении Павлов Е.В. получал доход в ООО <-1->, что он скрыл при подаче заявления; за указанный период Павлову Е.В. выплачено пособие по безработице в размере 57933,26руб., которое он получал незаконно, потому указанная сумма является неосновательным обогащением; просил взыскать с Павлова Е.В. в доход бюджета Чувашской Республики в лице казенного учреждения Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики 57933,26рублей.
В суде первой инстанции помощник прокурора Московского района г.Чебоксары Федотова Д.А. иск поддержала; истец КУ ЦЗН Чувашской Республики Минтруда Чувашии в отзыве на иск поддержал исковые требования районной прокуратуры и указал, что при подаче заявления о постановке на регистрационный учет в качестве безработного ПавловЕ.В. был предупрежден о том, что в случае трудоустройства, заключения договора гражданско-правового характера, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, учредителя организации он должен незамедлительно уведомить органы службы занятости, однако о том, что он являлся учредителем ООО <-1->, Павлов Е.В. в орган занятости не сообщил, в спорный период получил пособие по безработице обманным путем, сведений о возврате Павловым Е.В. денежных средств не имеется, ходатайство ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности удовлетворению не подлежит, поскольку факт получения пособия по безработице обманным путем был выявлен 21 августа 2020 года, иск предъявлен в пределах срока исковой давности, не возражал против рассмотрения дела в отсутствие сторон.
Ответчик Павлов Е.В. иск не признал, заявил о пропуске истцами срока исковой давности, так как с даты его регистрации в качестве безработного 10 апреля 2020 года прошло более трех лет, и пояснил, что с 2008 года является единственным учредителем и директором ООО <-1->, организация в период с 2016 года по октябрь 2020 года прибыль не получала, он фактически был безработным, доходов не имел, с основного и единственного места работы в ООО <-2-> вынужден был уволиться и встать на учет в качестве безработного, при дистанционной постановке на учет информацию о том, является ли он учредителем какой-либо организации, у него не запрашивали, и он не знал о том, что должен был указать об этом; в орган занятости им были представлены все запрашиваемые документы.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары от 21 июля 2023 года в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары отказано.
Процессуальный истец обжаловал решение на предмет отмены и принятия нового – удовлетворяющего исковые требования.
В апелляционном представлении помощник прокурора Московского района г.Чебоксары Федотова Д.А. повторяет доводы искового заявления и указывает, что вывод суда о том, что поскольку Павлов Е.В. зарегистрирован в качестве учредителя юридического лица с 1 февраля 2008 года, при постановке его на учет в качестве безработного в 2020 году эти сведения должны были быть известны, является неправомерным, поскольку в соответствии с п.9, 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460, при подтверждении недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного, а в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице сумма пособия по безработице подлежит возврату в добровольном или судебном порядке, при подаче заявления Павлов Е.В. не указал, что является учредителем юридического лица, что свидетельствует о его недобросовестности, однако надлежащая оценка судом указанным обстоятельствам не дана.
Ответчик Павлов Е.В. представил письменные возражения на апелляционное представление в поддержку решения суда.
На втором заседании суда апелляционной инстанции заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары Тихонов П.Н. свое исковое заявление и апелляционное представление поддержал, представитель КУ ЦЗН Чувашской Республики Минтруда Чувашии Волкова О.В. на первом судебном заседании с апелляционным представлением согласилась, на второе судебное заседание от директора КУ ЦЗН Чувашской Республики Минтруда Чувашии поступил положительный отзыв на апелляционное представление с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя учреждения, ответчик Павлов Е.В. сначала обратился к судебной коллегии с заявлением о рассмотрении дела без его участия, но явился на второе судебное заседание, в котором просил отказать в удовлетворении апелляционного представления.
В соответствии с ч.1, 3 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов апелляционного представления и возражений относительно него, а производство по делу в целом проверяет на предмет наличия существенных процессуальных нарушений, являющихся согласно ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда во всяком случае.
Изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия существенных процессуальных нарушений и предусмотренных ч.1 ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения не обнаружила.
По делу установлено, что 10 апреля 2020 года Павлов Е.В. в дистанционной форме посредством сети «Интернет» через портал «Работа в России» обратился в отдел ЦЗН по г.Чебоксары с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Приказом отдела ЦЗН по г.Чебоксары от17 апреля 2020 года № ПавловЕ.В. был признан безработным, ему назначено пособие по безработице на период с 10 апреля по 9 октября 2020 года в размере 1500 рублей
Согласно карточке персонального учета основанием незанятости Павлова Е.В. является его увольнение по собственному желанию из ООО <-2-> 8 апреля 2020 года.
Приказами отдела ЦЗН по г.Чебоксары от 24 апреля 2020 года №, от 14 июля 2020 года № был изменен приказ о назначении Павлову Е.В. пособия по безработице от 10 апреля 2020 года: размер пособия установлен в сумме 15130 руб. в месяц, период выплаты пособия первым из указанных приказов был установлен с 10 апреля по 30 июня 2020 года, вторым – с 10 апреля по 9 октября 2020 года.
Приказом отдела ЦЗН по г.Чебоксары от 16 декабря 2020 года № Павлову Е.В. приостановлена выплата пособия по безработице на период с 5 августа по 4 сентября 2020 года в связи с нарушением без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного (неявка на назначенное посещение 21 августа 2020 года).
Приказами отдела ЦЗН по г.Чебоксары от 26 декабря 2020 года № и № Павлов Е.В. с 4 августа 2020 года в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем был снят с регистрационного учета в качестве безработного с прекращением выплаты пособия по безработице.
Из представленной истцами справки следует, что за период с 10 апреля по 4 августа 2020 года Павлов Е.В. получил пособие по безработице в размере 57933,26рубля.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 10.07.2023 Павлов Е.В. с 2008 года является единственным учредителем и директором ООО <-1->.
В связи с этим истцом заявлено, что всю сумму пособия по безработице Павлов Е.В. получил незаконно, так как при подаче заявления о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы скрыл, что является учредителем юридического лица, от которого в период состояния на учете в качестве безработного в октябре 2020 года получил доход, потому выплаченное Павлову Е.В. пособие по безработице является неосновательным обогащением и подлежит возврату.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», действовавшими в период возникновения спорных правоотношений Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891, Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 на период действия на территориях субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, и нормами главы 60 (ст.1102-1109) ГК РФ (Обязательства вследствие неосновательного обогащения), исходил из того, что для неприменения п.3 ст.1109 ГК РФ (не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки) должны быть доказаны недобросовестность получателя средств или счетная ошибка, а поскольку добросовестность получателя средств предполагается, то бремя доказывания недобросовестности лежит на стороне, требующей возврата средств, однако недобросовестности в действиях Павлова Е.В. при постановке на учет в качестве безработного не усматривается, электронная форма заявления не содержала графы, в которой заявитель мог бы сообщить об участии в юридическом лице, на момент обращения с заявлением Павлов Е.В. с 2008 года уже был зарегистрирован в качестве учредителя юридического лица, а истцом предусмотренных законом действий по выяснению этого факта при проверке заявления, а также в последующий период получения им пособия по безработице не предпринималось.
Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств и распределении бремени доказывания, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Порядок и условия признания граждан безработными предусмотрены статьей 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон, Закон о занятости), в соответствии с пунктом 1 которой безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации – паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п.2 ст.3 Закона в редакции, действовавшей в спорный период).
В случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного (п.2 ст.35 Закона).
Безработными не могут быть признаны граждане: представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона (п.3 ст.3 Закона).
Согласно абз.10 ст.2 Закона занятыми, в том числе, считаются граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительство Российской Федерации Постановлением от 08.04.2020 № 460 утвердило Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее – Временные правила), которые действовали в Чувашской Республике в период с 9 апреля 2020 года по 31 декабря 2021 года.
Временными правилами было предусмотрено, что решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п.8).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.2).
В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке (п.19).
В соответствии с пунктом 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460, Приказом Минтруда России от 09.04.2020 N 192н была утверждена форма бланка заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме, Федеральной службе по труду и занятости было поручено обеспечить размещение формы бланка заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России" и доступ к указанной форме государственным учреждениям службы занятости населения. Приказ был зарегистрирован и официально опубликован 13 мая 2020 года, утвержденная им форма бланка заявления вступила в силу с 24 мая 2020 года.
Павлов Е.В., по его словам, обратился в службу занятости в связи с увольнением из ООО <-2-> и длительным отсутствием дохода у ООО <-1->, вследствие чего считал себя имеющим право на получение пособия по безработице.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.05.2010 № 11-П «По делу о проверке конституционности абзаца 10 статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» сделаны выводы, что участники общества с ограниченной ответственностью, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности как создание коммерческой организации и участие в ее деятельности своим капиталом, самостоятельно принимают на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого они несут риск неэффективности экономической деятельности общества, в том числе в случае отсутствия у него дохода либо его получения в размере, не обеспечивающем достойный уровень жизни участников общества.
Формируя правовой статус участников хозяйственных обществ, законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из того, что избранная ими и самостоятельно осуществляемая экономическая деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей и имущества в процессе организации и управления производством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты на случай отсутствия у общества дохода.
Таким образом, участник общества с ограниченной ответственностью не вправе встать на учет в службу занятости и получать пособие по безработице, так как в соответствии с законом лица - учредители (участники) хозяйственных обществ, как безработные граждане не рассматриваются даже при условии, если это общество хозяйственную деятельность не ведет.
Однако право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено названным Законом только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (ст.2, п.1 ст.3, абз.2 п.2 ст.12).
Следовательно, федеральный законодатель вправе при регулировании отношений в сфере занятости населения руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, и не учитывать факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплаты пособия по безработице. Иное правовое регулирование, допускающее признание участников общества с ограниченной ответственностью безработными и, как следствие, наделение их правом получения пособия по безработице, приводило бы к предоставлению таким гражданам неоправданных материальных преимуществ по сравнению с участниками других хозяйственных обществ, имеющими достаточный для их достойного существования доход, а также с лицами, потерявшими оплачиваемую работу и не имеющими дополнительного источника средств к существованию.
Исходя из приведенных положений закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, статус участника хозяйственного общества является самостоятельным и достаточным обстоятельством, исключающим получение пособия по безработице, независимо от получения участником дохода от деятельности общества.
В исковом заявлении и апелляционном представлении процессуальный истец в обоснование недобросовестности Павлова Е.В. указал, что при постановке на учет в орган занятости Павлов Е.В. сообщил специалистам, что является безработным, не является учредителем (участником) организации любой формы собственности.
Между тем, как отмечено выше, заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме Павлов Е.В. подал через портал Работа в России уже 10 апреля 2020 года, при этом как в его заявлении, которое представлено на л.д.10-12, так и в форме заявления – приложении к Приказу Минтруда России от 09.04.2020 N 192н, отсутствует строка, в которой заявитель мог бы указать о том, что он является участником хозяйственного общества, либо декларировать, что участником хозяйственного общества не является.
В связи с этим судебная коллегия на судебном заседании 16 октября 2023 года предложила стороне истца представить доказательства тех обстоятельств, на которые она ссылается.
Вместе с отзывом на апелляционное представление материально-правовой истец КУ ЦЗН Чувашской Республики Минтруда Чувашии представил 1) свой приказ от 27 марта 2020 года об утверждении порядка оказания государственных услуг в области содействия занятости населения в режиме повышенной готовности, введении дистанционного режима работы центра занятости населения на период режима повышенной готовности, размещении информации о правилах прохождения дистанционной регистрации (перерегистрации) на официальном сайте центра занятости и распечатку страницы своего сайта в сети Интернет с разъяснением порядка регистрации в качестве безработного дистанционно, опубликованным 14 апреля 2020 года, то есть после подачи заявления Павловым Е.В., 2) распечатку содержания информационных страниц портала Работа в России на 4 декабря 2023 года и скриншот страницы портала Работа в России от 20 мая 2020 года, что не дает представления о содержании этих страниц на 10 апреля 2020 года.
Ответчик Павлов Е.В. при предъявлении ему скриншота страницы портала Работа в России от 20 мая 2020 года факт прохождения и заполнения такой страницы при дистанционной подаче в службу занятости электронного заявления от 10 апреля 2020 года не подтвердил.
В соответствии с пунктом 4 Временных правил по состоянию на 10 апреля 2020 года центры занятости населения имели право запрашивать с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Истец в настоящем споре является сильной стороной, способной самостоятельно собирать и представлять доказательства, однако недобросовестность Павлова Е.В. при подаче заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и невозможность выявления отделом ЦЗН по г.Чебоксары вышеуказанного обстоятельства, препятствующего принятию Павлова Е.В. на учет в качестве безработного, не доказал, потому решение об отказе в иске является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г.Чебоксары от 21 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора Московского района г.Чебоксары Федотовой Д.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи: Ю.Г. Карачкина
Л.В. Димитриева
Мотивированное апелляционное определение составлено 07.12.2023.