Решение по делу № 2-3061/2024 от 07.06.2024

25RS0001-01-2024-001014-96

Дело № 2-3061/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2024 года                                      г. Уссурийск

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Корсакова Д.И., при секретаре судебного заседания Юхновец А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора, в интересах Ли В.А., к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о признании права на получение единовременной материальной помощи, признании незаконным решения ответчика, возложении обязанности, третьи лица администрация Уссурийского городского округа, Министерство труда и социальной политики Приморского края, Правительство Приморского края,

с участием: прокурора Могильниковой У.Г., истца Ли В.А., представителя истца по устному ходатайству Цой И.О., представителя ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и третьего лица Министерства труда и социальной политики Приморского края Папкиной Ж.Ю., свидетелей Борисовой Л.М., Аверкиева Р.В.,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском в интересах Ли В.А., указав в обоснование своих требований следующее. ДД.ММ.ГГ Ли В.А. обратился к ответчику с заявлением о выплате единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС природного и техногенного характера. ДД.ММ.ГГ комиссией администрации Уссурийского городского округа проведены обследования условий проживания Ли В.А. по адресу: г. Уссурийск, XXXX, по результатам которого установлен факт проживания заявителя по вышеуказанному адресу, а также нарушения условий жизнедеятельности. ДД.ММ.ГГ Ли В.А. повторно обратился к ответчику по указанному вопросу. ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ ответчиком вынесено решение об отказе Ли В.А. в назначении выплаты, поскольку им ранее уже реализовано право на получение мер государственной поддержки в форме предоставления денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Прокурор считает такие отказы истцу в выплате незаконными. На основании постановления администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГ XXXX XXXX в г. Уссурийске включен в перечень земельных участков, зданий, строений, сооружений, находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Уссурийского городского округа. Постановлением главы администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГ XXXX дом № XXXX, расположенный по XXXX в г. Уссурийске, на основании акта обследования от ДД.ММ.ГГ и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ XXXX признан непригодным для проживания. По заявлению Ли В.А. его семья включена в список граждан, утративших жилое помещение в результате ЧС регионального характера на территории Уссурийского городского округа. ДД.ММ.ГГ Ли В.А. выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГ XXXX, удостоверяющее право гражданина на получение денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на сумму 1 360 400,00 руб. ДД.ММ.ГГ Ли В.А. заключил договор с ООО «Соломон» на индивидуальное жилищное строительство по адресу: г. Уссурийск, XXXX. Отсутствие нормативного правового запрета на строительство жилого помещения на земельном участке, на котором находилось жилое помещение, пострадавшее в результате ЧС, а также проживания в нем, привело к тому, что Ли В.А. и члены его семьи в связи с волокитой подрядчика были вынуждены проживать на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2023 года, в жилых помещениях, которые ранее (в 2018 году) признаны непригодным для проживания. Нарушение подрядчиком сроков строительства жилых помещений на основании договора от ДД.ММ.ГГ XXXX подтверждается решением Уссурийского районного суда от ДД.ММ.ГГ, которым с ООО «Соломон» в пользу Ли В.А. взыскана стоимость устранения дефектов по договору от ДД.ММ.ГГ XXXX. При этом, ДД.ММ.ГГ комиссией администрации Уссурийского городского округа проведены обследования условий проживания Ли В.А. по адресу: г. Уссурийск, XXXX, по результатам которого установлен факт проживания заявителя по вышеуказанному адресу (в помещениях, ране признанных непригодными для проживания), а также нарушение условий его жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей в августе 2023 года. По изложенному, с учётом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит суд признать право Ли В.А. на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации в августе 2023 года; признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГ № ЕМП-20XXXX, от ДД.ММ.ГГ № ЕМП-20XXXX-4 об отказе в назначении единовременной материальной помощи, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации; обязать ответчика назначить и выплатить единовременную материальную помощь пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2023 года, в размере 10 000,00 руб.

В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам искового заявления. Суду также пояснила, что Цой И.О. не является лицом, в интересах которого подан иск, а является представителем Ли. В.А., обратившимся с жалобой к прокурору.

Лицо, в чьих интересах подан иск, Ли В.А., представитель Ли В.А. по устному ходатайству – Цой И.О., в судебном заседании исковые требования поддержали, суду пояснили, что истец в момент произошедшего в 2023 году наводнения проживал уже в новом доме, проживал там с октября 2022 года, в связи с чем имеет право на получение материальной помощи. Представил суду фотоснимки в подтверждение своих доводов. Пояснил, что комиссия ОМС по обследованию не осматривала новы дом потому, что истец сообщил ей, что в нем он не прописан.

В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и третьего лица Министерства труда и социальной политики Приморского края Папкина Ж.Ю., выражая позицию своих доверителей, с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать по доводам представленных письменных отзывов. Согласно отзывам ответчик и указанно третье лицо сообщили, что выплата единовременной материальной помощи Ли В.А. не положена, поскольку из п. 1.2 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 N 236-пп, следует, что такие выплаты не производятся лицам, реализовавшим свое право на меру социальной поддержки в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, однако продолжили проживать в нем на дату нового ЧС. Также считали, что Ли В.А. не утрачено все имущество первой необходимости. На вопросы суда пояснила, что получение спорной меры социальной поддержки возможно в случае если истец на дату ЧС проживал в новом доме, то есть в доме, построенном на полученные ранее меры социальной поддержки. Данная позиция также содержится в отзыве Министерства труда и социальной политики Приморского края.

Третье лицо администрация Уссурийского городского округа, уведомленное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд явку представителя не обеспечило, о причинах неявки представителя н сообщило.

Третье лицо Правительство Приморского края, уведомленное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд явку представителя не обеспечило, о причинах неявки представителя н сообщило, представило возражения на иск. Согласно возражениям сослались на отсутствие у Ли В.А. права на меру социальной поддержки в связи с его проживанием в помещении, признанным непригодным для проживания в результате ЧС, и получением в связи с этим ранее меры социальной поддержки на приобретение или строительство нового жилья. Указывают на несостоятельность ссылки истца на противоречие Порядка пункту 10 Правил предоставления иных межбюджетных трансферов из федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928.

Свидетель Борисова Л.М. в судебном заседании пояснила, что являлась председателем комиссии, устанавливавшей факт затопления и ущерб после ЧС, произошедшего в августе 2023 года. Она в составе комиссии из двух человек обследовала адрес XXXX г. Уссурийске. Она видела, что на затопленном участке было 2 дома, обследование проводили только старого дома, новый дом не обследовали. Обследовали участок истца вдвоем, но в заключении написали 3 членов комиссии. По признакам ей было видно, что в результате ЧС весь участок был затоплен.

Свидетель Аверкиев Р.В. пояснил, что знаком с истцом около 27 лет. Истец проживает на XXXX г. Уссурийске. Свидетель часто бывает у истца в гостях. На земельном участке истца расположено 2 жилых дома. Свидетель знает, что был спор у истца с подрядной организацией по качеству постройки нового дома. На момент затопления участка истца в августе 2023 года Ли В.А. жил в новом доме. В данном доме он проживал примерно с 2019-2020 года.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено во отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав явившиеся стороны, заслушав показания свидетелей Борисовой Л.М., Аверкиева Р.В., изучив материалы дела, оценив доказательства, приходит к следующим выводам.

Права граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших граждан определены статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с Федеральным законом граждане имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (абзац второй пункта 1 статьи 18), на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзац седьмой пункта 1 статьи 18).

Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона).

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

При этом, согласно подпункту «п» пункта 2 статьи 11 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации отнесено установление фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан, а также утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 1.2 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп (далее - Порядок), право на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане (на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации) и лица без гражданства при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка.

Лица, указанные в настоящем пункте, проживающие при введении режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, ранее признанных в установленном действующим законодательством порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайных ситуаций, и реализовавшие право на получение мер государственной поддержки в форме предоставления денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, не имеют права на назначение единовременной материальной помощи, финансовой помощи в соответствии с настоящим Порядком.

В силу пп. «н» п. 4.4. Порядка основанием для отказа в назначении единовременной материальной помощи является проживание заявителя в жилом помещении, ранее признанном в установленном действующим законодательством порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с утратой которого реализовано право на получение мер государственной поддержки в форме предоставления денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Из буквального содержания указанных норм следует, что гражданин, реализовавший право на получение мер государственной поддержки в форме предоставления денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, имеет право на получение единовременной материальной помощи при наступлении новой чрезвычайной ситуации только в том случае, если на дату ЧС проживает в другом жилом помещении, в том числе, построенном по адресу прежнего жилого помещения.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (далее – Комиссии ОМСУ).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, назначение выплаты единовременной материальной помощи, финансовой помощи осуществляется структурными подразделениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по месту жительства лиц, указанных в пункте 1.2 Порядка. Согласно пункту 4.3 Порядка, решение о назначении единовременной материальной помощи или об отказе в назначении единовременной материальной помощи, решение о назначении финансовой помощи или об отказе в назначении финансовой помощи (далее - решение) принимается структурным подразделением КГКУ в срок не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации.

Согласно п. 1.4. Порядка единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. рублей на человека.

15.08.2023 принято постановление Губернатора Приморского края № 45-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера» в связи с влиянием на Приморский край тайфуна «KHANUH».

В судебном заседании установлено, что Ли В.А. имеет регистрацию по месту постоянного жительства по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX.

В соответствии с заключением об оценке соответствия жилого дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции XXXX от ДД.ММ.ГГ, актом обследования жилого дома № XXXX от ДД.ММ.ГГ, постановлением администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГ XXXX, дом, в котором проживал Ли В.А., признан непригодным для проживания граждан.

В связи с указанными обстоятельствами ДД.ММ.ГГ Ли В.А. выдано свидетельство XXXX, удостоверяющее право гражданина на получение денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в сумме 1 360 400,00 руб.

В соответствии с реестром XXXX произведена оплата по указанному свидетельству организации, осуществляющей строительство нового жилого дома для Ли В.А., - ООО «Соломон».

Названная организация в установленный договором срок строительство нового жилого дома в полном объёме не выполнила, работы заказчику не сдала. В связи с наличием недостатков в работах, произведенных ООО «Соломон» Ли В.А. обратился в суд с требованиями к указанному лицу в рамках закона о защите прав потребителей.

Возведенный ООО «Соломон» жилой дом, также расположен на земельном участке по адресу дома XXXX в г. Уссурийске, однако в связи со спорами между Ли В.А. и застройщиком, на кадастровый учёт поставлен не был, новый адрес ему не присваивался.

Вместе с тем, Ли В.А. стал фактически проживать в новом доме, произвел в нем внутреннюю отделку на первом этаже, разместил мебель, личные вещи и предметы быта.

Фактическое проживание Ли В.А. в новом жилом помещении на дату наступления ЧС в августе 2023 года подтверждается представленными суду фотографиями, а также показаниями свидетеля Аверкиева Р.В.

В связи с затоплением в августе 2023 года территории где расположены дома по адресу: г. Уссурийск, XXXX, Ли В.А. ДД.ММ.ГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении выплаты единовременной материальной помощи.

В соответствии с заключением о подтверждении факта проживания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, и установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, утвержденным главой Уссурийского городского округа ДД.ММ.ГГ, установлен факт нарушения условий жизнедеятельности Ли В.А. с ДД.ММ.ГГ по адресу: г. Уссурийск, XXXX.

При этом, в указанном заключении не указано, в каком именно доме проживали лица, условия жизнедеятельности которых нарушились в результате Ч.С.

Свидетель Борисова Л.М., являвшаяся председателем комиссии, проводившей обследование дома истца, суду пояснила, что на момент обследования на земельном участке истца было построено 2 дома, комиссия обследовала только старый дом, обследование нового дома не производилось.

При этом Борисова Л.М. отметила, что на момент обследования было видно, что затоплению в результате ЧС подвергся весь участок истца, в том числе в месте нахождения нового дома.

Отсутствие в заключении указания на обследование нового дома, не постановка вновь возведенного дома на кадастровый учёт, послужило основанием для выводов ответчика о том, что истец на момент ЧС в августе 2023 года проживал в здание, которое ранее уже признавалось непригодным для проживания в связи с ЧС, и в отношении утраты которого Ли В.А. получил меры государственной поддержки, в связи с чем, в соответствии с п. 1.2, п. 4.4 Порядка он не относится к числу лиц, имеющих право на получение единовременной материальной помощи.

Основываясь на данных выводах ответчиком были приняты оспариваемые решения по заявлениям истца.

В то же время, в ходе настоящего судебного заседания установлено, что Ли В.А. фактически проживал в новом доме с октября 2022 года, в связи с чем на дату ЧС в августе 2023 года, условия его жизнедеятельности были нарушены по новому месту жительства.

Кроме того, в соответствии с пп. «а» п. 10 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1928, предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи при одновременном выполнении следующих условий: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Иных условий для получения единовременной материальной помощи гражданином в указанных правилах не содержится.

По смыслу указанной правовой нормы Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1928, во исполнение которого принят Порядок оказания единовременной материальной помощи, проживание гражданина, пострадавшего в результате ЧС, в помещение, которое ранее уже признавалось непригодным для проживания в связи с ЧС, и в отношении утраты которого он получил меры государственной поддержки, не является препятствием для получения единовременной материальной помощи при новом нарушении условий его жизнедеятельности в результате очередной ЧС.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные Уссурийским городским прокурором требования в интересах Ли В.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

            Исковые требования Уссурийского городского прокурора, действующего в интересах Ли В.А. (паспорт XXXX, выдан ДД.ММ.ГГ) к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» (ИНН 2537108468) о признании права на получение единовременной материальной помощи, признании незаконным решения ответчика, возложении обязанности, третьи лица администрация Уссурийского городского округа, Министерство труда и социальной политики Приморского края, Правительство Приморского края – удовлетворить.

            Признать право Ли В.А. на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в Приморском крае в августе 2023 года.

Признать незаконными решения КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от ДД.ММ.ГГ № ЕМП-20XXXX и от ДД.ММ.ГГ № ЕМП-20XXXX-4 об отказе в назначении Ли Виталию Анатольевичу единовременной материальной помощи, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.

Обязать ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» назначить и выплатить Ли Виталию Анатольевичу единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей в связи с нарушением условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2023 года.

            Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Уссурийский районный суд.

Председательствующий                                                Д.И. Корсаков

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2024 г.

2-3061/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Цой Ирина Олеговна
Уссурийский городской прокурор
Ли Виталий Анатольевич
Ответчики
КГУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края"
Другие
Министерство труда и социальной политики ПК
Правительство Приморского края
Администрация Уссурийского городского округа
Суд
Уссурийский районный суд Приморского края
Судья
Корсаков Дмитрий Игоревич
Дело на странице суда
ussuriysky.prm.sudrf.ru
07.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2024Подготовка дела (собеседование)
10.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее