УИД 57RS0023-01-2024-002971-19
№2-1171/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2024 года город Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Широбоковой Т.А.,
при помощнике судьи Черниковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Пихуля Анастасии Анатольевны к муниципальному бюджетному учреждению «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла», администрации г. Орла о взыскании морального вреда, причиненного укусом собаки,
установил:
Пихуля А.А. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» (далее - МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла») о взыскании морального вреда, причиненного укусом собаки.
В обоснование требований указав, что 02.07.2023г. около 21 час. 00 мин. истец вышла на прогулку вместе с супругом Пихулей В.А. Когда истец проходила мимо дома, расположенного по адресу: ул. Родзевича-Белевича, д.23, то на нее совершила нападение дворовая собака по кличке «Эльза». В результате нападения истцу были причинены телесные повреждения в виде укушенных ран обеих голеней. С полученными травмами истец обратилась за медицинской помощью в травмпункт БУЗ ОО «Городская больница им. С.П. Боткина», где прошла осмотр у травматолога-ортопеда, по итогам которого ей был поставлен диагноз «-- руб», а также было рекомендовано явиться на перевязку 03.07.2023г. Впоследствии истец неоднократно обращалась в медицинские учреждения ввиду ухудшения состояния здоровья по причине совершенного нападения и полученного в его результате ущерба жизни и здоровью. Также истцу причинен моральный и нравственный вред, ввиду непосредственно самого нападения и последующего стресса, связанного с ухудшением состояния здоровья. В связи с совершенным нападением собаки истец обращалась в ЕДДС г.Орла, в дальнейшем в МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла», где ей пояснили, что на основании оставленной ею заявки собаку поймать не смогли. До настоящего времени собака продолжает обитать в районе д.23 по ул. Родзевича-Белевича г.Орла. Исходя из информации, размещенной на официальном сайте г.Орла, организация отлова животных без владельцев осуществляется МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла». В ответе администрации г.Орла от 10.08.2023 №П-3123, полученного Пихулей А.А. 28.08.2023, указано, что отлов животных без владельцев осуществляется подрядной организацией ООО «ЭкоСервис» в рамках муниципального контракта в пределах финансирования. По факту халатности должностных лиц – сотрудников уполномоченной на отлов собак организации, Пихуля А.А. обратилась с заявлением к главе администрации г.Орла 11.07.2023г., в котором заявила требования по возмещению ущерба в размере 200 000 руб. в досудебном порядке на основании причиненного ей физического и морального вреда, а также просила принять все необходимые меры по организации отлова и содержания бездомных собак, однако ответа на заявленные требования не поступило.
На основании вышеизложенного истец просила суд взыскать с ответчика МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» в свою пользу денежную компенсацию морального вреда в сумме 400 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.Орла, в качестве третьих лиц ООО «ЭкоСервис» и Управление ветеринарии Орловской области.
В судебном заседании представитель истца Пихуля А.А. - Гришакова А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Орла Батурина В.В. возражала против удовлетворения исковых требований, заявленных к администрации г. Орла, поскольку администрация г.Орла является ненадлежащим ответчикам по делу, так как в рамках переданных субъектом полномочий, для выполнения мероприятий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Орла, до МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» доведены денежные средства, заключены контракты.
В судебном заседании представители ответчика МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» - Ломакина Я.В. и Перепечко А.Л. возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» является ненадлежащим ответчиком по делу, так как между МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» и ООО «ЭкоСервис» заключен договор подряда на отлов бездомных собак.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления ветеринарии Орловкой области – Макарова Т.В. при вынесении решения полагалась на усмотрение суда, пояснила, что с 1 января 2023 года органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Орловской области наделены отдельным государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Орловской области и обязаны осуществлять мероприятия по отлову животных без владельцев, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.
Представитель третьего лица ООО «ЭкоСервис» не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщено.
На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса
Суд, выслушав участников процесса, заключение старшего помощника прокурора Железнодорожного района г.Орла Химичевой О.В., полагавшей заявленные исковые требования частичному удовлетворению, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (статья 1064 ГК РФ).
По смыслу указанных норм, для возложения имущественной ответственности за причиненный вред необходимо наличие таких обстоятельств, как наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вина, а также причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.
В силу ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действие (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан.
Согласно статье 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
По общему правилу, закрепленному в статьях 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности являются: причинение вреда; противоправность поведения причинителя вреда; наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда; вина причинителя вреда. При отсутствии хотя бы одного из условий мера гражданской ответственности в виде возмещения или компенсации вреда не может быть применена.
В соответствии со ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно ст.ст.151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
К нематериальным благам п.1 ст. 150 ГК РФ отнесены жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В судебном заседании установлено, что 02.07.2023г. около 21 час. 00 мин. Пихуля А.А. вышла на прогулку вместе с супругом Пихулей В.А.
Когда истец проходила мимо дома, расположенного по адресу: ул. Родзевича-Белевича, д.23, то на нее совершила нападение дворовая собака, в результате нападения истцу были причинены телесные повреждения в виде укушенных ран обеих голеней.
Пихуля А.А. обратилась за медицинской помощью в БУЗ ОО «Городская больница им. С.П. Боткина», где она прошла осмотр у травматолога-ортопеда, по итогам которого ей был поставлен диагноз «-- руб», также была оказана медицинская помощь. Были обработаны раны от укусов и проведены профилактические мероприятия против инфекционных заболеваний, был начат курс лечения уколами от бешенства.
Данный факт подтверждается копией медицинской карты амбулаторного больного Пихуля А.А. № 51302 БУЗ ОО «Городская больница им. С.П. Боткина».
Таким образом, при определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости, как того требуют ст.ст. 150, 1101 ГК РФ, и суд приходит к выводу об уменьшении размера компенсации морального вреда до 50 000 рублей.
Рассматривая вопрос о вине в причинении вреда, суд установил следующее.
В соответствии с Законом Орловской области от 30.12.2022 № 2857-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Орловской области» (далее - Закон 2857-ОЗ) администрация города Орла наделена государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Орла.
В бюджет города Орла доведены субвенции из областного бюджета в размере 9 100 000 рублей. Объем субвенций определяется постановлением Правительства Орловской области от 07.02.2023 №95 «Об утверждении Порядка предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципального округа и городских округов Орловской области на осуществление переданного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Орловской области. Объем финансирования переданного полномочия рассчитан на основании нормативов затрат, утверждённых приказом Управления ветеринарии Орловской области от 10.01.2023 № 6.
В связи с неблагоприятной ситуацией на территории города Орла, связанной с безнадзорными животными, которые ухудшают санитарно-эпидемиологическую обстановку, 20.12.2022 на внеочередном заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации г.Орла принято решение поручить МКУ «Объединенный заказчик города Орла» (далее МКУ «ОМЗ г.Орла») заключить муниципальный контракт на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев.
С 01 марта 2023 года на основании муниципального задания реализация государственного полномочия осуществляется уполномоченным учреждением -МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Орловской области.
Управлением строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла до МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» доведены денежные средства в размере 7 594 063,19 рублей, что подтверждается платежными поручениями.
Согласно Устава МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла»: учреждение является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица; права юридического лица приобретает с момента государственной регистрации. Имеет Устав, наименование, обособленное имущество на праве оперативного управления, круглую печать с полным наименованием на русском языке, вправе иметь штамп, бланки со своим наименованием. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, связанные со своей деятельностью, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определённых Федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным настоящим Уставом, в установленной сфере деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов и благоустройства города Орла.
Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются Администрацией города Орла в лице Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла.
В рамках выделенного финансирования между МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» и ООО «ЭкоСервис» заключены следующие контракты на оказание услуг по обращению с животными без владельцев: №5030323к от 03.03.2023 в период с 03.03.2023 по 30.04.2023 на сумму 599900 рублей (отловлено 25 собак); №06з от 10.05.2023 в период с 10.05.2023 по 31.07.2023 на сумму 3 200 000 рублей (отловлены 134 собаки); №1010823к от 01.08.2023 в период с 01.08.2023 по 14.08.2023 на сумму 595 300 рублей (отловлено 15 собак); № 44з от 18.08.2023 на сумму 3 200 000 рублей.
На момент укуса Пихуля А.А. в результате нападения безнадзорных животных действовал контракт №06з на оказание услуг по обращению с животными без владельцев от 10.05.2023.
В соответствии с пунктом 8.13 контракта, исполнитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ за нанесение ущерба любому имуществу заказчика или третьих лиц, возникшее в результате его действия или бездействия при оказании услуг, предусмотренных контрактом.
Следовательно, действия органа местного самоуправления по иску и определению согласно законодательству о контрактной системе подрядчика вышеуказанных услуг и являются надлежащим исполнением переданных государственных полномочий.
Отлов животных без владельцев проводится на основании письменных заявок от физических, юридических лиц и приютов в соответствии с п.5 постановления Правительства Орловской области от 03.12.2019 №663 «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них».
Заявка Пихуля А.А. на отлов животных без владельцев в районе д. №23 по ул. Родзевича-Белевича поступила в МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» 02.07.2023 и была передана 3.07.2023 в ООО «ЭкоСервис».
Согласно журналу учета заявок, поступивших от МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» в ООО «ЭкоСервис» в ходе выезда на место 4.07.2023 собак не обнаружено. Повторная заявка Пихуля А.А. на отлов животных без владельцев в районе д. №23 по ул. Родзевича-Белевича поступила в администрацию г.Орла 13.07.2023 и была направлена в МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» для принятия мер в соответствии с компетенцией.
17.07.2023 обнаружены 2 собаки с бирками, которые не были отловлены в соответствии с п.2 ст.18 ФЗ № 498 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Согласно п.1, разд.2 ст. 18 Федерального Закона №498 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, животные без владельцев, имеющие несмываемые бирки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека.
Исполнителем мероприятий по отлову, маркированию животных без владельцев, в том числе покусавших людей/животных, с последующей транспортировкой их в пункт передержки для животных; содержанию в пункте передержки для животных в течение 40 дней, в том числе покусавших людей/животных; стерилизации животных без владельцев; транспортировке животных без владельцев на прежние места их обитания; эвтаназии животных для прекращения непереносимых физических страданий, нежизнеспособных животных при наличии тяжкого неизлечимого заболевания или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного; утилизации трупов животных; осмотру кинологом, зоологом животных без владельцев в целях определения немотивированной агрессии является ООО «ЭкоСервис». Пункт передержки расположен в деревне Болотовские дворы Орловского муниципального округа. Указанный пункт передержки не имеет статуса приюта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Закона № 2857-ОЗ органы исполнительной власти Орловской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления имущества, необходимого для осуществления государственного полномочия. Однако, как на момент принятия Закона, так и в настоящее время, имущество (приют) органу местного самоуправления не передано.
Реализация государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Орла осуществляется уполномоченным учреждением МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла» в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Орловской области, и в пределах выделенного на эти цели финансирования.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 04.12.2023 №55-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" признан пункт 1 статьи 231 ГК Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не предполагает его применения в качестве основания для отнесения животных, отловленных и содержащихся в рамках осуществляемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации деятельности по обращению с животными без владельцев, к муниципальной собственности в целях решения вопроса о взыскании с муниципального образования денежных средств в размере расходов, понесенных на таких животных по истечении шести месяцев после их отлова.
С учетом всех исследованных и оцененных судом в совокупности доказательств по делу и конкретных установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что вина в причинении морального вреда в результате укуса истца бездомной собакой лежит на муниципальном бюджетном учреждении «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла».
Таким образом, с муниципального бюджетного учреждения «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда в сумме 50000 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобождены от уплаты государственной пошлины, положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек, не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе, имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав, то в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 БК РФ с Муниципального бюджетного учреждения «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» в доход бюджета Муниципального образования Город Орел подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Пихуля Анастасии Анатольевны к МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» (ОГРН 1235700000348, ИНН 5700002154) в пользу Пихуля Анастасии Анатольевны (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серия № № выдан ОУФМС России по Орловской области в Северном районе г.Орла) компенсацию морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований и в иске к администрации г.Орла - отказать.
Взыскать с МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» в доход бюджета муниципального образования «г.Орел» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, который будет изготовлен в течение десяти дней.
Мотивированный текст решения изготовлен 01 октября 2024.
Судья Т.А. Широбокова