Судья: Андреева С.Ю. 64RS0047-01-2019-004923-08
Дело № 33а-4497/2020 (2-190/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.,
судей Литвиновой М.В., Домниной А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Беловой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Долгушевой Т.Л. к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о признании решения жилищной комиссии незаконным
по апелляционной жалобе администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов»
на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 12 февраля 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Чаплыгиной Т.В., возражения Долгушевой Т.Л., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Долгушева Т.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация Октябрьского района), в котором просила признать незаконным и отменить решение общественной жилищной комиссии при администрации Октябрьского района от 13 апреля 2018 года о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что 13 апреля 2018 года решением общественной жилищной комиссии при администрации Октябрьского района истец была снята с очереди на улучшение жилищных условий (протокол № 5 от 13 апреля 2018 года), однако, изначально состояла на учете нуждающихся с 27 октября 1998 года по решению исполнительного комитета Октябрьского районного совета народных депутатов (протокол № 20), учетное дело № 5584, в связи с чем полагает о принятии оспариваемого решения от 13 апреля 2018 года неуполномоченным рассматривать такого рода вопросы органом.
Решением суда исковые требования Долгушевой Т.Л. удовлетворены (т.1 л.д. 177-179).
В апелляционной жалобе администрация Октябрьского района просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая об отсутствии у Долгушевой Т.Л. права состоять на учете нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (т.1 л.д. 186-188).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 21 июля 2020 года дело передано в судебную коллегию по административным делам для рассмотрения в порядке административного судопроизводства (т.2 л.д. 16-18).
В судебном заседании Долгушева Т.Л. просила передать дело на рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам, полагая, что дело должно быть рассмотрено с применением норм ГПК РФ, кроме того просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между Долгушевой Т.Л. и администрацией Октябрьского района города Саратова был заключен договор социального найма жилого помещения от 16 июля 2012 года, нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является Долгушева Т.Л.. До настоящего времени данный договор социального найма не расторгнут.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Октябрьского района муниципального образования «город Саратов», 19 января 2018 года Левин А.А. признан нанимателем жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м в соответствии с частью 2 статьи 82 ЖК РФ. В договор социального найма № 116-12 от 06 июля 2012 года администрация района изменения в части смены ответственного квартиросъемщика не вносила, так как данное жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания.
Долгушева Т.Л. решением районной комиссии по жилищным вопросам Октябрьского райсовета народных депутатов от 27 октября 1998 года (протокол № 20) составом семьи 2 человека принята на учет для улучшения жилищных условий.
В администрацию района министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области предоставлены сведения, о том, что в 2009 году за счет средств областного бюджета на состав семьи 2 человека Долгушева Т.Л. улучшила жилищные условия в рамках областной целевой (комплексной) программы «Обеспечение населения области доступным жильем и развитие жилищного строительства» на 2005-2010 годы в связи с предоставлением социальной выплаты на (строительство) приобретение жилого помещения в сумме <данные изъяты> руб.
Согласно решению общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Октябрьского района города Саратова, протокол № 5 от 13 апреля 2018 года на основании пунктов 3, 4 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации Долгушева Т.Л., с составом семьи 2 человека снята с учета граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (т.1 л.д. 89).
Удовлетворяя исковые требования Долгушевой Т.Л. и признавая недействительным решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» от 13 апреля 2018 года о снятии Долгушевой Татьяны Леонидовны с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое решение принято неправомочным органом.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается ввиду следующего.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), ? соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 52 ЖК РФ Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Таким образом, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ и Жилищным кодексом полномочиями по рассмотрению обращений граждан по вопросу принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия их с учета и иным связанным с этим вопросом наделены органы местного самоуправления.
В соответствии с Положением об администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398, администрация района в сфере обеспечения граждан, проживающих в районе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства:
- ведет учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
- заключает с гражданами договоры социального найма жилого помещения;
- выступает от имени муниципального образования наймодателем муниципального жилищного фонда;
- осуществляет прием граждан по вопросам регистрации по месту пребывания и по месту жительства в жилых помещениях муниципального жилищного фонда в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
- осуществляет оперативный учет муниципального жилищного фонда, расположенного на территории района.
Распоряжением главы администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» от 26 февраля 2010 года № 241-р утверждено положение об общественной комиссии по жилищным вопросам, согласно которого в компетенцию комиссии входит: заслушивание на заседаниях комиссии заявлений и обращений граждан по жилищным вопросам и принятие решений по ним; рассмотрение вопросов о предоставление жилой площади из освобожденного жилья, в жилом фонде органа местного самоуправления; готовится ходатайство о предоставлении освободившегося жилого помещения и направляется для принятия решения главой администрации муниципального образования «Город Саратов»; принятие на учет граждан нуждающихся в получении жилья и снятия с учета; принятие решения по вопросу признания нанимателем по статье 82 Жилищного кодекса Российской Федерации; рассмотрения вопроса о внесении в льготные списки и исключение из данных списков (т. 1 л.д. 91-94).
Из материалов дела следует, что 23 августа 2018 года прокурором города Саратова на распоряжение администрации Октябрьского района муниципального образования «город Саратов» от 26 февраля 2010 года № 241-р «Об утверждении районной общественной комиссии по жилищным вопросам» принесен протест № 46-2018 (т. 1 л.д. 41), из текста которого усматривается, что в состав общественной комиссии по жилищным вопросам включены лица, не наделенные законодательством полномочиями по рассмотрению вопросов снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, решение о снятии истца с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий принято некомпетентным органом. Во исполнение протеста прокурора распоряжением Главы администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» от 31 августа 2018 года № 429-р опротестованное распоряжение отменено (т. 1 л.д. 90).
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение о снятии Долгушевой Т.Л. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий принято компетентным органом, опровергается материалами дела.
Довод жалобы о том, что Долгушева Т.Л. улучшила свои жилищные условия, поэтому подлежала снятию с учета, не может повлечь отмену законного и обоснованного решения суда, поскольку вопрос о нахождении истца в очереди на улучшение жилищных условий должен быть разрешен компетентным органом, коим общественная комиссия не являлась.
Довод возражений Долгушевой Т.Л. и её ходатайство о передаче дела для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам принятию и удовлетворению не подлежат. Требования административного истца подлежали рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, однако были рассмотрены по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вместе с тем это не свидетельствует о наличии оснований для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции, поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности представленных сторонами доказательствах, получившими мотивированную оценку суда. В силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 12 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» ? без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: